Бренд продуктов и бренд работодателя
Как привлечь в команду сильных и талантливых дизайнеров, особенно если имидж компании в профессиональном сообществе еще не наработан, или, хуже того – негативный? Чтобы изменить отношение к компании, нужно улучшить продукты, которые она производит, но для этого, как правило, нужны свежие кадры. А кто захочет работать в компании без хорошей и надежной репутации?
Чтобы разорвать этот замкнутый круг, придется действовать сразу в двух направлениях, работая одновременно и над брендом продуктов, и над брендом работодателя.
Кого «ловят» на HR-бренд
В команде работают дизайнеры разного уровня: младшие и стажеры, обычные и старшие дизайнеры, дизайн-менеджеры и арт-директора. Им всем интересны разные вещи, и сам процесс найма идет разными путями: где-то это входящий поток откликов, где-то компания сама занимается хантингом.
Если у стажеров и младших дизайнеров главное – получить хоть какой-то опыт, и не так важна конкретная компания, которая согласится дать им эту возможность, то обычные и старшие дизайнеры – основное поле битвы между разными компаниями, и именно здесь HR-бренд наиболее эффективен. Однако и для дизайн-менеджеров, и для арт-директоров уважаемый HR-бренд будет солидным аргументом в пользу карьеры именно в этой компании.
Еще один плюс сильного HR-бренда – вам проще удержать дизайнеров и увеличить срок работы в компании выше средних полутора-двух лет.
Есть три главные причины, почему это работает:
- уважение к компании извне влияет на самоуважение работающих в ней сотрудников;
- улучшается обмен знаниями и опытом с другими дизайн-командами на рынке, потому что вы интересны, с вами интересно пообщаться;
- бесплатные и доступные внешние мероприятия полезны и дизайнерам компании.
При этом нужно понимать, что вложения в HR-бренд имеют отложенный эффект: не всегда у компании есть открытые вакансии, чтобы увидеть непосредственный всплеск интереса после внешней активности. Однако развитие HR-бренда дает гораздо больший и системный результат, чем, например, агрессивное предложение вакансий участникам конференций или митапов.
Развитие HR-бренда
1. Определяем цели
В качестве целевой модели можно использовать воронку найма. Это отличный инструмент, помогающий анализировать, как в компании закрываются различные вакансии, сколько человек проходит через каждый этап и сколько времени занимает процесс найма в целом.
HR-бренд затрагивает в первую очередь верхнюю часть воронки найма: сколько людей откликается на вакансию, сколько отсеивается на первых этапах, с каким процентом соискателей вы сами хотите пойти дальше.
Плохой или слабый HR-бренд усложняет найм – на вакансии откликается меньше специалистов, да и уровень их, как правило, оставляет желать лучшего. Таким образом, наша цель – сделать так, чтобы на входе было больше кандидатов, и они были более сильными.
2. Продумываем модель охвата
Теперь, когда мы знаем, чего хотим добиться, необходимо определиться с моделью охвата. Тех, до кого вы пытаетесь достучаться, можно разделить на три группы:
- дизайнеры – основной ориентир: вы их нанимаете, и их мнение важнее всего;
- IT-сообщество в целом – насколько изменилось отношение к бренду;
- известность в целом по стране.
Последняя цифра не вполне показательна, но все равно полезна: ведь если вы пробили потолок локальной известности, вам будет проще добиваться и увеличения охвата, и усиления HR-бренда.
Второй момент, о котором нужно помнить – это длительность эффекта. Эффект от любых мероприятий постепенно затухает, поэтому нужно регулярно поддерживать интерес к себе новыми событиями.
Примерные сроки эффективности охвата:
- публикация – 3 недели;
- митап – 1,5 месяца;
- конференция – 4 месяца;
- обучающий курс – 3 месяца.
Все мероприятия по продвижению HR-бренда объединяются в коммуникационный план.
Зеленым цветом в коммуникационном плане обозначаем непосредственный эффект от события, серым – информационный «хвост», предшествующий мероприятию и/или следующий за ним.
Такой подход позволит грамотно распределить события на протяжении года, чтобы постоянно оставаться на виду у участников профессионального сообщества.
Для небольшой команды коммуникационный план может быть значительно скромнее, включая, например, только публикации и выступления на сторонних мероприятиях.
3. Выбираем методы
Разберем подробнее методы прокачки HR-бренда.
- Публикации на локальном и глобальном медиарынке
Публикации – наиболее доступный способ рассказать о дизайне в компании. Они могут включать:
- статьи о запуске продуктов;
- сайты-портфолио;
- награды (локальные и глобальные);
- публикации о методах и практиках работы.
Учитывая особенность нашего менталитета больше ценить иностранное, чем отечественное, стоит включить в коммуникационный план публикации в западных изданиях.
Если вы публикуете кейс, старайтесь, чтобы он не выглядел, как набор картинок с короткими подписями, каких в интернете великое множество. Опишите проблему, которую вам пришлось решать, объясните, чем она была важна, расскажите о способах и этапах ее решения. Ваша публикация запомнится, если будет содержать полезную информацию, которую читатель сможет использовать в своей работе.
- Конференции, митапы
Конференции и митапы дороже и сложнее в организации, но лучше вовлекают аудиторию и дают больший охват.
Это может быть как собственное онлайн- или офлайн-мероприятие, так и секция на чужой конференции. Оба варианта хороши: в первом случае вы объединяете уже лояльных вам людей, во втором – получаете возможность пообщаться с новой аудиторией.
- Конкурсы
Конкурсы – это решение интересной дизайнерской задачи (или нескольких задач), имеющей отношение к вашим продуктам либо совершенно самостоятельной.
Это очень полезный и интересный инструмент, однако не стоит повторять распространенную ошибку и ждать от участников прорывных идей, касающихся ваших продуктов. В конце концов, ваша команда работала над этой проблемой недели и месяцы, а участник конкурса потратит лишь пару дней и явно не успеет погрузиться тему достаточно глубоко.
Как правило, все решения, предлагаемые конкурсантами, уже опробованы командой и не имеют большой ценности. Зато достигаются более важные цели – продвижение бренда и найм (из числа победителей конкурса).
- Образование: курсы и тренинги
Образовательные курсы можно организовать на собственной площадке, в онлайне или в рамках школы/университета. Можно также выступить приглашенным лектором на чужих курсах.
Тренинги и курсы помимо работы на HR-бренд помогают обучить потенциальных сотрудников, прокачать спикеров, обкатать программы. Однако, они требуют большого вложения времени и сил, поэтому имеют смысл, лишь когда у вас предвидится значительный объем незакрытых вакансий – без этого вы «обогреваете вселенную».
- Личные бренды лидера и конкретных специалистов
Простой инструмент, который повышает доверие к компании. Если человек с сильным личным брендом выбирает вашу компанию, для профессионального сообщества это знак: здесь есть потенциал для интересных вызовов и задач.
- Свои каналы
Свои каналы необходимы, чтобы рассказывать о себе и мероприятиях, которые проводит компания. Сюда относятся:
- сайт дизайн-команды;
- блог (на собственном сайте или на Medium);
- страницы в соцсетях (Facebook, Instagram, BKонтакте, Twitter);
- сайты-портфолио (Behance, Dribbble);
- email-рассылка;
- канал в Telegram;
- канал на YouTube.
Свои каналы помогают значительно повысить охват.
Важно: все мероприятия (обучение, конференции, конкурсы и т.п.) должны быть полностью бесплатны. Ваша задача – не заработок, а продвижение HR-бренда и привлечение сотрудников.
4. Оценка выхлопа
Самый важный инструмент оценки – все та же воронка найма. Смотрим, как она меняется количественно и качественно – по количеству людей на входе, по отсеву на разных этапах, и по тому, насколько быстро вы закрываете вакансию.
Еще один показатель – изменение отношения к HR-бренду. Узнать это можно двумя способами:
- регулярный опрос в профсообществе в целом;
- опрос посетителей ваших мероприятий.
Для публикаций параметрами оценки выступают охват, цитируемость, вовлеченность в обсуждения, попадание в ключевые издания, а также общий фон (позитивные, негативные или нейтральные комментарии).
Для мероприятий, конкурсов и курсов о результатах говорят два показателя:
- стоимость контакта (соотношение общего бюджета к количеству посетителей в офлайне/студентов);
- сколько из откликнувшихся на вакансии дизайнеров были на ваших мероприятиях / сколько студентов ваших курсов вы наняли.
Вместо заключения
Прокачанный HR-бренд помогает вам:
- нанимать более сильных дизайнеров;
- улучшить имидж компании в профессиональном сообществе;
- поднять мотивацию дизайн-команды за счет лучшего отношения к ее работам;
- уменьшить текучку специалистов.
Кроме того, HR-бренд помогает в итоге развивать профессию и рынок, что дает возможность сыграть вдолгую – ведь на рынок приходит больше сильных дизайнеров, и вам есть из кого выбрать.
И, наконец, важно помнить следующее: HR-бренд – это множитель, который усиливает ваши успехи в продуктовой работе. Он не сможет усилить то, чего нет.
Посмотреть доклад Юрия Ветрова HR-бренд для упрощения найма можно на платформе UX-Марафон. Там же можно найти выступлениями других спикеров онлайн-конференции UX-Марафон #23 | Паттерны дизайн-менеджмента о найме и развитии UX-специалистов, аутстаффинге в IT, стажерских программах для дизайнеров и особенностях координации международной дизайн-команды.
Источник: https://www.seonews.ru/analytics/kak-prokachat-hr-brend-dlya-uproshcheniya-nayma/