Well-being — одно из главных слов в HR. Компаниям выгодно вкладываться в благополучие сотрудников, но иногда результат может разочаровать. Например, когда программа не отвечает запросам сотрудников или есть проблемы с коммуникациями.

Почему выгорание сотрудников — это проблема?

В отчете Mind Share Partners «Ментальное благополучие на работе» за 2019 год есть такие данные: депрессия сотрудника обходится американским компаниям в 5,5 тыс. долл. на 1 человека. Выгоревшие сотрудники менее эффективно работают, чаще попадают в травматические ситуации или становятся жертвами фишинговых атак, а также чаще увольняются, что несет бизнесу прямые убытки и стопорит процессы.

Пандемия только усилила депрессивные настроения в обществе и риски выгорания. Исследования говорят о том, что одни элементы влияют на благополучие человека больше, чем другие. Например, ментальное (психическое) благополучие имеет самый большой индекс влияния, а в ситуации пандемии оно приобретает исключительное значение.

В The lancet вышло большое исследование, согласно которому с января 2020 по январь 2021 на 26% выросло число депрессивных расстройств и на 28% больше тревожных.

Бизнес реагирует на возросшие риски ростом спроса на корпоративные программы благополучия (well-being). По состоянию на июнь 2021 года 27% российских компаний готовятся ввести well-being элементы. Среди компаний с численностью персонала от 100 до 500 сотрудников программы счастья уже ввели 34% организаций. Пока отстают от них компании с численностью меньше 100 или больше 500 сотрудников. Доля компаний, внедривших well-being в этих сегментах — 25 и 22% соответственно.

Из чего состоит well-being?

Well-being — комплексная корпоративная программа, которая повышает качество жизни сотрудников. Ещё это нефинансовый стимул оставаться в компании, способ улучшить HR-бренд.

Сотрудники Gallup Том Рат и Джим Картер вывели главные составляющие благополучия:

  1. Карьера
  2. Здоровье
  3. Финансы
  4. Социальные связи
  5. Общественные связи

Например, успешная карьера может лишать человека социальных связей. В этом случае ни о каком благополучии (по крайней мере внутреннем) нельзя говорить. Подход work-life balance говорит о том же — работа не должна отнимать здоровье и лишать человека связи с внешним миром.

Большая часть классического набора well-being программ нацелена на улучшение жизни сотрудников по всем этим составляющим.

Фото unsplash.com

Вот типичный набор “плюшек”, который компании включают в свои программы благополучия:

  • Закуски и кофе в офисе, бесплатная парковка
  • Спортивный зал или скидки на абонементы в фитнесс-клубы
  • Медицинская страховка
  • Корпоративные скидки в магазинах
  • Совместные мероприятия (корпоративы, тимбилдинги, стратсессии, Дни здоровья)
  • Подарки к праздникам (Новый год, юбилеи, выход на пенсию)
  • Выплаты на детей к 1 сентября и другая финансовая помощь
  • Благотворительные и экологические акции

Например, Иван Орехов генеральный директор ISS Art рассказывал, что в их программу well-being входят индивидуальный план развития, здоровые перекусы, парикмахерская, школа и детский сад.

Пандемический 2020 год добавил в это набор еще один важный элемент — психологическую помощь.

Приоритеты корпоративного счастья поменялись

Весной 2020 компании столкнулись с тотальной удаленкой и сломом привычных процессов. Сотрудники же оказались заперты в своих квартирах и все коммуникации свелись к окну мессенджера и Zoom. Уровень стресса резко вырос.

За время первой волны количество обращений за психологической помощью выросло на 10-30% (зависит от региона). В 2021 ситуация не улучшилась. По словам пресс-службы «Сберздоровье» с начала 2021 года количество обращений к психологам и психотерапевтам выросло на 47% относительно весны прошлого года. Основные обращения: депрессия, панические атаки, посттравматический синдром.

Негативная ковидная обстановка наложилась и на другие сложности:

  • Потеря социальных связей с коллегами
  • Перестройка образа жизни к удалённому режиму
  • Необходимость постоянно быть с семьёй
Фото unsplash.com

Грустные итоги опроса Head Hunter:

  • 47% сотрудников морально истощены
  • 50% постоянно испытывают напряжение на работе
  • 62% стали эмоционально замкнуты
  • 61% стараются трать на работу как можно меньше времени
  • 45% испытывают личностное отчуждение к коллегам

В этой ситуации сотрудникам как никогда нужна поддержка и программы корпоративного счастья. И компании видят эту потребность и готовы вкладываться в well-being программы. Вот только не всегда они работают как надо.

Почему может провалиться well-being

Даже если заключены все договора со страховыми и фитнес-клубами, программа корпоративного счастья может буксовать. Одна из причин — одноразовость и несистемность. Провели День здоровья или сбор батареек, а потом забыли навсегда. Дали доступ к корпоративной библиотеке, но годами в ней 20 книг, которые ещё и не всем полезны.

Вторая причина — сотрудникам бывает трудно воспользоваться well-being ресурсами из-за проблем с внутренними коммуникациями:

  1. Сотрудники мало знают о well-being программах.
    Да, они могут видеть новую микроволновку на кухне, а вот информация о детских выплатах пройдёт мимо. Во время собеседования говорили что-то такое, но эта информация не запомнилась.
  2. Информацию о всех возможностях сложно получить.
    Корпоративный портал доступен только для сотрудников в офисе или через VPN из дома. Что-то раскидано по социальным сетям и мессенджерам. А ещё бывают рассылки, которые теряются в потоке писем и читают их далеко не все.
  3. Информация изложена непонятно.
    Случается и такое. Хорошая и нужная инициатива описана сухим языком с огромным количеством имен, фактов, телефонов и прочих данных, за которыми теряется суть.
  4. Нужной информации никогда нет под рукой.
    Сотруднику потребовалось срочно воспользоваться медицинской страховкой. Он помнит, что обратиться с корпоративным полисом может в несколько больниц. Но в какие? Кому звонить, чтобы узнать? На портал он попасть не может, корпоративные соцсети не читает.
  5. Необходимые консультации можно получить только через HR-службу.
    Такие случаи тоже известны. Например, в одной компании обратиться к психологу можно было только написав заявление. Разумеется, такой подход вызывает только раздражение.
Фото unsplash.com

Одним из очевидных решений этих проблем становится создание некоего единого внутреннего портала или хаба для всех well-being инициатив. Некоторые компании используют для этого корпоративный портал, но часто такие порталы расположены во внутренней сети и не доступны все офиса.

Гораздо удобнее в этом плане корпоративные мобильные решения. Они сочетают в себе преимущества закрытого диджитл-пространства с мобильностью и доступностью в любое время и в любом месте.

Мобильный портал для well-being программ

Рассмотрим, что может представлять из себя мобильное решение для корпоративных well-being программ на платформе Talent Rocks.

На платформе более готовых 50 модулей, из которых можно собрать приложение под любые задачи внутренних коммуникаций.

Пример того, как может выглядеть приложение для well-being

Что можно добавить на портал и улучшить жизнь сотрудников:

  • Справочную информацию по медицинской страховке: номера и адреса больниц, правила получения больничного.
  • Контакты психолога или коуча, их расписание работы, возможность записаться на консультацию.
  • Тесты для самодиагностики психического и эмоционального состояния.
  • Микрокурсы по медитации, дыхательной гимнастике и другим анти-стресс практикам.
  • Фитнесс-программы для утренней зарядки, расслабления и подержания тонуса. Спрос на такие программы огромен.
  • Расписание всех корпоративных активностей — от благотворительных инициатив до групповых занятий по йоге — и возможность составить из них свое персональное расписание.
  • Доступ к отдельному разделу корпоративной библиотеки, где будут собраны книги по саморазвитию, борьбе с напряжением.
  • Прямые трансляции вебинаров и встреч с экспертами, врачами, коучами.
  • Чаты тематических сообществ и отдельные разделы с информацией доступные только членам того или иного сообщества.
  • Лента корпоративных новостей, корпоративный блог или подкаст.

Можно сочетать well-being с онбордингом и обучением. Главное, что такой портал всегда будет под рукой. Главное, чтобы сотрудники имели доступ ко всем возможностям программ, а информация регулярно обновлялась.

 

https://blog.talentrocks.ru/well-being-bolshie-chiem-piechienki-i-uiutnyi-ofis/