Well-being — одно из главных слов в HR. Компаниям выгодно вкладываться в благополучие сотрудников, но иногда результат может разочаровать. Например, когда программа не отвечает запросам сотрудников или есть проблемы с коммуникациями.
Почему выгорание сотрудников — это проблема?
В отчете Mind Share Partners «Ментальное благополучие на работе» за 2019 год есть такие данные: депрессия сотрудника обходится американским компаниям в 5,5 тыс. долл. на 1 человека. Выгоревшие сотрудники менее эффективно работают, чаще попадают в травматические ситуации или становятся жертвами фишинговых атак, а также чаще увольняются, что несет бизнесу прямые убытки и стопорит процессы.
Пандемия только усилила депрессивные настроения в обществе и риски выгорания. Исследования говорят о том, что одни элементы влияют на благополучие человека больше, чем другие. Например, ментальное (психическое) благополучие имеет самый большой индекс влияния, а в ситуации пандемии оно приобретает исключительное значение.
В The lancet вышло большое исследование, согласно которому с января 2020 по январь 2021 на 26% выросло число депрессивных расстройств и на 28% больше тревожных.
Бизнес реагирует на возросшие риски ростом спроса на корпоративные программы благополучия (well-being). По состоянию на июнь 2021 года 27% российских компаний готовятся ввести well-being элементы. Среди компаний с численностью персонала от 100 до 500 сотрудников программы счастья уже ввели 34% организаций. Пока отстают от них компании с численностью меньше 100 или больше 500 сотрудников. Доля компаний, внедривших well-being в этих сегментах — 25 и 22% соответственно.
Из чего состоит well-being?
Well-being — комплексная корпоративная программа, которая повышает качество жизни сотрудников. Ещё это нефинансовый стимул оставаться в компании, способ улучшить HR-бренд.
Сотрудники Gallup Том Рат и Джим Картер вывели главные составляющие благополучия:
- Карьера
- Здоровье
- Финансы
- Социальные связи
- Общественные связи
Например, успешная карьера может лишать человека социальных связей. В этом случае ни о каком благополучии (по крайней мере внутреннем) нельзя говорить. Подход work-life balance говорит о том же — работа не должна отнимать здоровье и лишать человека связи с внешним миром.
Большая часть классического набора well-being программ нацелена на улучшение жизни сотрудников по всем этим составляющим.
Вот типичный набор «плюшек», который компании включают в свои программы благополучия:
- Закуски и кофе в офисе, бесплатная парковка
- Спортивный зал или скидки на абонементы в фитнесс-клубы
- Медицинская страховка
- Корпоративные скидки в магазинах
- Совместные мероприятия (корпоративы, тимбилдинги, стратсессии, Дни здоровья)
- Подарки к праздникам (Новый год, юбилеи, выход на пенсию)
- Выплаты на детей к 1 сентября и другая финансовая помощь
- Благотворительные и экологические акции
Например, Иван Орехов генеральный директор ISS Art рассказывал, что в их программу well-being входят индивидуальный план развития, здоровые перекусы, парикмахерская, школа и детский сад.
Пандемический 2020 год добавил в это набор еще один важный элемент — психологическую помощь.
Приоритеты корпоративного счастья поменялись
Весной 2020 компании столкнулись с тотальной удаленкой и сломом привычных процессов. Сотрудники же оказались заперты в своих квартирах и все коммуникации свелись к окну мессенджера и Zoom. Уровень стресса резко вырос.
За время первой волны количество обращений за психологической помощью выросло на 10-30% (зависит от региона). В 2021 ситуация не улучшилась. По словам пресс-службы «Сберздоровье» с начала 2021 года количество обращений к психологам и психотерапевтам выросло на 47% относительно весны прошлого года. Основные обращения: депрессия, панические атаки, посттравматический синдром.
Негативная ковидная обстановка наложилась и на другие сложности:
- Потеря социальных связей с коллегами
- Перестройка образа жизни к удалённому режиму
- Необходимость постоянно быть с семьёй
Грустные итоги опроса Head Hunter:
- 47% сотрудников морально истощены
- 50% постоянно испытывают напряжение на работе
- 62% стали эмоционально замкнуты
- 61% стараются трать на работу как можно меньше времени
- 45% испытывают личностное отчуждение к коллегам
В этой ситуации сотрудникам как никогда нужна поддержка и программы корпоративного счастья. И компании видят эту потребность и готовы вкладываться в well-being программы. Вот только не всегда они работают как надо.
Почему может провалиться well-being
Даже если заключены все договора со страховыми и фитнес-клубами, программа корпоративного счастья может буксовать. Одна из причин — одноразовость и несистемность. Провели День здоровья или сбор батареек, а потом забыли навсегда. Дали доступ к корпоративной библиотеке, но годами в ней 20 книг, которые ещё и не всем полезны.
Вторая причина — сотрудникам бывает трудно воспользоваться well-being ресурсами из-за проблем с внутренними коммуникациями:
- Сотрудники мало знают о well-being программах.
Да, они могут видеть новую микроволновку на кухне, а вот информация о детских выплатах пройдёт мимо. Во время собеседования говорили что-то такое, но эта информация не запомнилась. - Информацию о всех возможностях сложно получить.
Корпоративный портал доступен только для сотрудников в офисе или через VPN из дома. Что-то раскидано по социальным сетям и мессенджерам. А ещё бывают рассылки, которые теряются в потоке писем и читают их далеко не все. - Информация изложена непонятно.
Случается и такое. Хорошая и нужная инициатива описана сухим языком с огромным количеством имен, фактов, телефонов и прочих данных, за которыми теряется суть. - Нужной информации никогда нет под рукой.
Сотруднику потребовалось срочно воспользоваться медицинской страховкой. Он помнит, что обратиться с корпоративным полисом может в несколько больниц. Но в какие? Кому звонить, чтобы узнать? На портал он попасть не может, корпоративные соцсети не читает. - Необходимые консультации можно получить только через HR-службу.
Такие случаи тоже известны. Например, в одной компании обратиться к психологу можно было только написав заявление. Разумеется, такой подход вызывает только раздражение.
Одним из очевидных решений этих проблем становится создание некоего единого внутреннего портала или хаба для всех well-being инициатив. Некоторые компании используют для этого корпоративный портал, но часто такие порталы расположены во внутренней сети и не доступны все офиса.
Гораздо удобнее в этом плане корпоративные мобильные решения. Они сочетают в себе преимущества закрытого диджитл-пространства с мобильностью и доступностью в любое время и в любом месте.
Мобильный портал для well-being программ
Рассмотрим, что может представлять из себя мобильное решение для корпоративных well-being программ на платформе Talent Rocks.
На платформе более готовых 50 модулей, из которых можно собрать приложение под любые задачи внутренних коммуникаций.
Что можно добавить на портал и улучшить жизнь сотрудников:
- Справочную информацию по медицинской страховке: номера и адреса больниц, правила получения больничного.
- Контакты психолога или коуча, их расписание работы, возможность записаться на консультацию.
- Тесты для самодиагностики психического и эмоционального состояния.
- Микрокурсы по медитации, дыхательной гимнастике и другим анти-стресс практикам.
- Фитнесс-программы для утренней зарядки, расслабления и подержания тонуса. Спрос на такие программы огромен.
- Расписание всех корпоративных активностей — от благотворительных инициатив до групповых занятий по йоге — и возможность составить из них свое персональное расписание.
- Доступ к отдельному разделу корпоративной библиотеки, где будут собраны книги по саморазвитию, борьбе с напряжением.
- Прямые трансляции вебинаров и встреч с экспертами, врачами, коучами.
- Чаты тематических сообществ и отдельные разделы с информацией доступные только членам того или иного сообщества.
- Лента корпоративных новостей, корпоративный блог или подкаст.
Можно сочетать well-being с онбордингом и обучением. Главное, что такой портал всегда будет под рукой. Главное, чтобы сотрудники имели доступ ко всем возможностям программ, а информация регулярно обновлялась.
https://blog.talentrocks.ru/well-being-bolshie-chiem-piechienki-i-uiutnyi-ofis/