Анна Козлова, психолог, коуч и преподаватель программ МВА и Executive МВА МИРБИС

Эта статья поможет вам и другим руководителям компании не потерять контроль над паникующими сотрудниками. В этом году я стала чаще слышать жалобу от управленцев: «Что такое с моими сотрудниками? Я за них бьюсь, бронь им выбиваю, делаю так, чтобы компания не развалилась и у них были рабочие места, а они лишнего телодвижения сделать не могут, за всем пассивно наблюдают». Ответ простой — сотрудники находятся в стрессе. Причем их реакция на стресс может быть разной. В статье я рассказываю, как вам управлять людьми в зависимости от того, как они реагируют на стресс.

«Подвисают» и «тормозят»

В стрессовой ситуации некоторые работники как будто «зависают». От них невозможно добиться никакого решения. Для руководителя это сигнал, что такие работники относятся к типу людей, которые в напряженной ситуации неосознанно реагируют на нее стратегией «замри». У работников со стратегией «замри» срабатывает инстинкт сохранения энергии. Поэтому люди подсознательно занимают пассивную позицию. Они не могут продуцировать новые решения, их мозги буквально не работают.

Как вывести их из ступора? Необходимо сказать работникам отрезвляющие слова: «Если мы сейчас не будем действовать, нас ждет очень большая *** (проблема). Поэтому…». Далее поставьте четкие краткосрочные задачи с частыми точками контроля.

Если у сотрудника сработает психологическая защита, то он, по сути, станет маленьким испуганным ребенком. Вывести из данного состояния помогут четкие инструкции. Пример: «Сейчас идешь в кабинет 502, там Марья Ивановна, у нее берешь документ формы №***, заполняешь его и приносишь мне». Среди «зависнувших» коллег могут оказаться люди с чувствительным, или эмотивным, типом личности. Фокус внимания таких людей перенаправляйте с проблемной ситуации на помощь другим людям.

Слишком активно спасают бизнес

Не все сотрудники «зависают», находясь в стрессе. Некоторые, наоборот, начинают действовать чересчур активно, то есть выбирают стратегию «бей». Они мобилизуют свои ресурсы, начинают суетиться, что-то предпринимать, искать выход из сложившейся ситуации. С одной стороны, работники, которые предпочитают стратегию «бей», — опора для бизнеса. У них куча идей, как помочь компании, они что-то пытаются делать. Но сиюминутные решения не всегда могут положительно сказаться на бизнесе. Иногда нужно успокоиться, сделать холодные расчеты или просто подождать.

Как успокоить? Дайте чересчур активным сотрудникам возможность выпустить пар, может быть, даже через гнев и агрессию. Затем они возьмут себя в руки и будут готовы к конструктивным решениям. После этого таким коллегам можно предложить алгоритм анализа проблемной ситуации и обсудить варианты решения. В этом поможет таблица, скачайте ее в конце статьи. Анализировать ситуацию лучше письменно, поскольку тогда эмоции отступят и включится рациональная часть мышления. Вместе с активными работниками сформулируйте цели и задачи, которых необходимо достигнуть для решения проблемы. А затем самое главное — дайте им возможность действовать.

Бегут от проблем

Находясь в состоянии стресса, часто хочется убежать физически и психологически. Этим и занимаются некоторые сотрудники, которые выбирают стратегию поведения «беги». «Бегущие» сотрудники увольняются. Некоторые уходят на больничный — включается психосоматика. Решить стрессовую ситуацию сотрудник не может из-за отсутствия внутреннего ресурса или навыка решения проблем, поэтому и убегает туда, где безопасно — домой. Реакция «беги» у работников проявляется и другими способами. Одни закатывают истерики, в которые втягивают всех окружающих. Другие уходят так глубоко в себя, что до них не достучаться.

Как остановить? Действуйте в зависимости от ситуации. Если работники увольняются, то бесполезно бегать за ними с уговорами остаться. Их уход связан отнюдь не с тем, что в компании плохо. Таких нужно просто понять и отпустить. У вас другие задачи, и времени на то, чтобы заниматься психотерапией, у вас нет.

Если сотрудники уходят на больничные, то вы не вправе запрещать им это. Иначе это чревато последствиями. Ваша задача — найти замену заболевшему, чтобы не остановился бизнес-процесс. На будущее можно поставить себе задачу разработать мероприятия по снижению уровня тревожности у сотрудников и созданию атмосферы психологической безопасности в компании.

С сотрудниками, у которых синдром «безголовой курицы», действуйте так: переводите разговор с ними на другую тему и ставьте задачу в другой, нестрессовой области. Через данную задачу он придет в себя. Затем просите его проанализировать проблему и предложить варианты ее решения. В этом поможет таблица для анализа проблем сотрудника.

Истерящих коллег дистанцируйте от коллектива четкими задачами. Например, поставьте задачу съездить к поставщикам за документами, при этом вы должны назвать конкретные бумаги. Главное, не поддаваться на манипуляции работников, когда они будут пытаться включить и вас в общее обсуждение проблемы. С теми же, кто глубоко уходит в себя и не идет на контакт, решайте проблему так. Ставьте им четкие краткосрочные задачи. Спрашивайте у таких коллег профессиональное мнение по поводу тех или иных вопросов.

Скачать таблицу для анализа проблем сотрудника можно здесь

https://www.e-xecutive.ru/mirbis/mba-mirbis/1995777-kak-upravlyat-zavisshimi-aktivnymi-i-beguschimi-podchinennymi?utm_campaign=3973&utm_medium=obrazovanie-karera&utm_source=email