В статье мы собрали некоторые тренды, которые, на наш взгляд, пригодятся всем нам в 2023 году.
По данным исследования соцсети LinkedIn, спрос на удалённые вакансии сильно вырос среди соискателей: на них приходится более 50% откликов. Но, несмотря на это, всё больше компаний обязуют сотрудников ходить в офис минимум 2-3 раза в неделю. У этой ситуации есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это идёт вразрез с устоявшимися привычками и мешает работать из других городов и стран. С другой — благодаря тому, что сотрудники стали чаще посещать офисы, новыми красками заиграла корпоративная культура и живое общение команды, ведь после пандемии многие по этой атмосфере соскучились.
Баланс офисной и удалённой работы поможет выстроить в 2023 году максимально эффективные процессы. Команде не придётся отказываться от привычек, настроение и результаты сотрудников не будут страдать.
Чтобы специалисты не выгорали от чрезмерного контроля, можно ввести онлайн-мероприятия для вовлечения удалённых сотрудников, об одном таком мы рассказали в этой статье.
В то же время в России сейчас обсуждают запрет работать из других стран. В декабре 2022 года это всего лишь слова, но они могут стать реальностью.
Всё больше компаний вводят в практику различные сервисы и системы по бронированию рабочих мест и времени. Сейчас, когда часть сотрудников работает на полной удалёнке, а другие ходят в офис 2-3 раза в неделю, компании начинают задумываться о целесообразности больших офисов с закреплёнными рабочими местами. Многие отказываются от них в пользу пространств, где сотрудники с помощью системы, например Simpleoffice, бронируют рабочее место. Личные вещи они могут хранить в специальных боксах и стеллажах в опенспейсах.
Сейчас компании также стараются оцифровать все процессы, это позволяет заранее спланировать время и эффективнее управлять ресурсами. Например, в Convergent для планирования мы используем Kozara, нашу собственную разработку, с помощью которой мы учитываем рабочее время под разные проекты. Программа синхронизирована с календарём: если поставить сотруднику задачу или встречу, затраченное время подтянется в систему. Это удобно для планирования времени таких специалистов, как дизайнеры, разработчики и копирайтеры: если менеджер хочет привлечь их на свой проект, он заранее вносит в календарь специалиста время и дедлайны.
Опрос TalentTech показал, что 49% работодателей в 2023 году планируют сделать основной упор на формирование внешнего HR-бренда, с помощью которого будет привлекать соискателей. В эпоху соцсетей сильный HR-бренд особенно важен. Чтобы его укрепить, стоит транслировать в корпоративных аккаунтах миссию и ценности компании, преимущества для команды, отзывы специалистов. Также можно проводить вебинары, чтобы соискатели, которые чувствуют идейное единение с вашим брендом, могли сразу познакомиться с компанией и стать её частью. Convergent так проводил открытые собеседования с «Яндекс. Практикумом», а также рассказывали про HR-Agile.
Также в 2022 году несколько интересных проектов запустил сервис «Эйч»:
- платформа для проверки совместимости соискателей и IT-компаний;
- совместные эфиры с сервисом психологической поддержки «Ясно»;
- статьи о том, как работают команды в ведущих российских бизнесах.
Постоянное развитие сотрудников и помощь в укреплении лидерских качеств — главный приоритет для 66% работодателей на 2023 год (опрос TalentTech). Он входит в топ-3 основных векторов действия, ведь вложения в рост специалистов помогают:
- восполнить недостаток квалифицированных кадров (в том числе и среди лидеров) ;
- удержать и мотивировать;
- увеличить эффективность сотрудников.
Для развития как профессиональных навыков, так и личностных качеств специалистов компании нанимают внутренних тренеров или отправляют сотрудников учиться на внешние курсы. Данные AIHR показывают, что организации, которые заинтересованы в обучении команды, в 1,5 раза лучше удерживают в своих рядах руководителей и топ-менеджеров.
От повышения квалификации зависит успех и других трендов: не все лидеры способны управлять распределёнными командами, им может не хватать эмпатии, чтобы поддерживать коллег. HR в силах помочь им развить эти качества. 2020 год задал этот тренд на непрерывное обучение, 2022 год его укрепил, а 2023 год — продолжит.
Нестабильность и отток кадров за рубеж окончательно закрепили тенденцию на максимальное внимание к моральному состоянию команды. Это один из факторов лояльности сотрудников, благодаря которой они остаются в компании и не теряют мотивацию. По данным опроса HH. ru, невнимательность руководства и отсутствие поддержки становятся причиной выгорания в 59% случаев. Как с этим борется команда Convergent:
- Встречи 1:1 (ментор-менти) . Их частота зависит от ситуации, но обычно это раз в 1-2 недели. На них можно обсудить настроение сотрудника, волнующие его вопросы, услышать его пожелания.
- Чат-бот, который периодически интересуется настроением каждого сотрудника. 1-2 вопроса позволяют сделать быстрый срез состояния команды, результаты выводятся на интранет-портал.
- Периодически (у нас это один раз в две недели) собираться всей командой (или отделом/управлением — зависит от масштаба компании) и обсуждать текущее положение дел, планы на следующий период, предоставлять слово желающим чем-либо поделиться. Это помогает команде быть в курсе событий бизнеса и знать, что мнение сотрудников всегда могут выслушать.
HR-специалисты ещё активнее и изобретательнее начнут использовать технологии для оптимизации процессов. Среди них: подбор персонала, адаптация, ответы на частые вопросы. Это значительно снизит рабочую нагрузку и позволит отделу по работе с персоналом сосредоточиться на более важных задачах.
Например, по опыту Convergent, автоматизация консультаций сотрудников через чат-бота позволяет HR-специалистам экономить по 8 часов в неделю. Основные инструкции и шаблоны заносятся в отдельные ветки или статьи, а технология распознавания речи помогает боту разбирать текстовые запросы. Подробно о том, как это работает, мы рассказывали в статье про нашего корпоративного бота Семёна.
А если ваша команда пользуется Telegram, то там сейчас активно развиваются web-app. В этих приложениях можно реализовать различные HR-решения: доносить инструкции по сервисам, рассказывать новости компании, проводить онбординг.
По прогнозам Gartner, к 2026 году четверть людей на планете будут проводить в метавселенной не менее одного часа в день. Уже сейчас некоторые компании используют виртуальные миры, и с каждым годом их будут активнее использовать для удобного проведения адаптации, ярмарки вакансии, собеседования и обучения.
В 2022 году телеканал «Пятница!» запустил проект в игре Roblox по мотивам шоу «Пацанки». В виртуальной «песочнице» воссоздали интерьеры Школы леди и основных персонажей-учителей, а сами игроки могут с помощью своего цифрового аватара проходить квесты и бороться со своими проблемами. Точно также в Roblox можно создать офис вашей компании и внедрить с его помощью геймификацию. Вот ещё примеры виртуальных пространств для команды:
- SpatialChat, где можно расходиться по комнатам, рисовать, проводить совещания.
- Gather, сервис, похожий на старую пиксельную игру, где персонажи — это ваша команда.
- Sococo, где карта офиса показывает, чем заняты сотрудники и можно ли прям в сервисе поставить им задачу.
Но любые технологии, в том числе и метавселенные, должны помогать и делать жизнь команды разнообразнее, а не отвлекать от работы. И организовывать такие активности нужно осторожно.
Исследование IDC показывает, что к 2024 году 80% из 2000 компаний по всему миру будут использовать искусственный интеллект для найма, увольнения и обучения сотрудников. Уже сейчас 40% HR-функций в международных компаниях выполняют роботы, которые анализируют и выбирают, кого нанять или уволить.
Алгоритмы помогают обрабатывать большие объёмы данных, экономить время и принимать более обоснованные решения. Они делают HR-процессы более прозрачными и устраняют риск предвзятости. Но любые технологии нуждаются в контроле, и HR-специалисты в 2023 году могут научиться управлять решениями ИИ. Для этого нужно изучить HR-аналитику и уметь отслеживать, на чём основываются выводы робота, вовремя вмешиваться в его работу и корректировать алгоритмы. Эти технические навыки позволят как улучшить показатели бизнеса, так и выдержать битву с автоматизацией.
Безусловно, это далеко не все тренды, которые отмечаются в HR-сообществе. Это самые актуальные векторы развития, которые нужно учитывать, чтобы привлекать самых профессиональных специалистов и увеличивать эффективность. А если у вас есть нерешённые HR-задачи, пишите нам на почту request@convergent.digital. Наши специалисты вас проконсультируют и предложат креативные идеи.
https://vc.ru/hr/567499-trendy-2023-goda-kotorye-pomogut-usilit-hr-brend