Любой эйчар рано или поздно подходит к определённому рубежу в своей карьере и пытается ответить самому себе на сложный и судьбоносный вопрос — а что дальше? Вырасти до HRD, стать независимым консультантом и построить свой бизнес или вообще сменить профессию? Карьерных сценариев много — какой выбрать и как сделать правильный шаг?

 

Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях

Самый главный вопрос — зачем?

Карьера — это марафон, и на протяжении всей дистанции, на каждом этапе вы должны чётко представлять, зачем вы совершаете те или иные действия, считает Гюзель Гараева.

«Когда вы поднимаетесь на карьерную вершину в своей компании, вы получаете возможность влиять на бизнес, реализовывать интересные проекты, к вам приходят профессиональное признание и значительный доход. Но высокие должности приносят и свои трудности: большую ответственность и риски, стресс, высокую степень неопределённости… Вы всегда должны понимать, зачем вы сейчас так много работаете, почему столько встреч в течение дня, почему вы жертвуете чем-то в пользу работы. Ответив себе на вопрос — зачем, вы будете легче преодолевать все препятствия и добиваться цели».

► ШАГ 1: ответить на главный вопрос — зачем вы хотите построить карьеру, что-то изменить, перейти на другое место работы?

Вариантов ответов много — нужно построить карьеру для:

  • личностного роста и самореализации;
  • более высокого дохода;
  • профессионального развития и повышения стоимости на рынке как специалиста;
  • возможности сделать больше, быть полезным;
  • признания коллег, руководства, профессионального сообщества.

Куда идём?

► ШАГ 2: определиться с конкретной сферой, в которой вы хотите работать, ведь HR многогранен.

Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях
Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях

Что вам мешает?

Как менять жизнь, бороться со своими страхами и идти вверх по карьерной лестнице, HR-эксперт с 25-летним стажем Гюзель Гараева знает по своему опыту. Она советует: чтобы начать что-то менять в карьере, нужно определить все свои профессиональные барьеры, которые вас тормозят на этом пути.

► ШАГ 3: выяснить, что вам мешает построить карьеру и какие страхи останавливают вас.

6 типичных проблем эйчара при построении карьеры:

  1. Не знаете, куда двигаться в своей сфере.
  2. Вы застряли на одном месте, и всё как будто хорошо — устраивает компания, дружный коллектив, зарплата и соцпакет, но нет развития по разным причинам. Отсюда дилемма — уйти или остаться.
  3. Сомневаетесь, нужно ли вам дальнейшее развитие или вы покорили уже все вершины, либо вообще не хотите к ним стремиться, считая, что это рискованно.
  4. Хотите делать интересные проекты, но в компании нет для этого возможностей, желания руководства, бюджета.
  5. Вы погрязли в рутине и нуждаетесь в мощном импульсе извне и инсайтах.
  6. У вас есть желание перемен, но вам недостаточно компетенций, практических инструментов для построения карьеры.

Страхи эйчара, которые мешают успеху:

Выход из зоны комфорта — останавливает кажущаяся стабильность работы, недостаточно опыта для карьерного роста, страшит, что вас не поймут коллеги («выскочек никто не любит»).

Страх ошибки — специалист боится не справиться с задачами на новом месте и с позором уйти или опасается слишком высоких нагрузок и больших объёмов работы, что придётся «жить в офисе».

Синдром отложенной жизни — вы остерегаетесь любых изменений, будь то переход на новую работу, развитие карьеры, получение образования, релокация. Все эти шаги вы откладываете на потом.

Знаний не хватает, но учиться долго и дорого — вы уверены, что для карьерного роста вам не хватает компетенций, но на учёбу у вас нет времени, да и семейный бюджет не позволяет. К тому же недостающую информацию можно почерпнуть в Интернете.

Каких компетенций не хватает?

Гюзель Гараева — сторонник популярного в XXI веке тренда на непрерывное образование в течение всей жизни. По мнению эксперта, наиболее эффективен процесс обучения через проект: когда вы должны выполнить какую-то работу, тогда вы начинаете прицельно искать информацию, необходимую, чтобы этот проект сделать успешным.

«Я сама учусь на протяжении всей моей карьеры. В 1997 году в Уфе я пришла в компанию своей мечты — Coca-Cola, и очень быстро мне представился шанс карьерного роста. Решила принять участие в конкурсе на должность HR-менеджера, хотя до этого ничего не знала об этой сфере и работала администратором ресепшен всего 2 месяца. Мои британские начальники удивились такой смелости, но понимали, что в конце 1990-х в Уфе было сложно найти специалиста с релевантным опытом и образованием в области HR. Я получила это место и постоянно училась в процессе работы. Мне импонирует модель корпоративного обучения Чарльза Дженнингса 70/20/10. 10% знаний сотрудник получает традиционно через тренинги, 20% приходится на обучение при взаимодействии с руководством и коллегами, 70% — это эмпирическое обучение через реальные ситуации на рабочем месте».

► ШАГ 4: определиться, каких знаний, компетенций, опыта вам не хватает для развития в карьере, профессионального роста.

Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях

4К (критическое мышление, коммуникации, кооперации и креативность) — это универсальные компетенции в новой реальности, необходимые любому специалисту, а не только эйчарам. Мы должны уметь взаимодействовать с другими людьми, грамотно доносить свои мысли, критически смотреть на всё вокруг, в том числе на бизнес-процессы в компании, быть креативными в создании новых продуктов и в разработке проектов. Кризис — катализатор всех процессов, поэтому нам пригодится решительность.

Также нужно разбираться в новых цифровых решениях. Цифровые навыки входят в список требований к эйчару сегодня. По статистике hh.ru за 5 месяцев этого года, число вакансий с требованием знания CRM-системы в сфере «Управление персоналом» выросло почти на треть, если сравнивать с аналогичным периодом 2021 года.

Цифровизацию рекрутмента Гюзель Гараева назвала одной из важных точек роста для HR-специалистов. А мнение, что подбор можно вести в Excel и файлах на компьютере, она считает ошибочным. Сегодня для этого существуют различные программы, позволяющие быстро и эффективно решать рабочие вопросы. Пример удачного решения для автоматизации подбора — российская облачная CRM-система Talantix, интегрированная в экосистему для решения HR-задач hh.ru. Этот сервис освобождает рекрутеров от рутины, ускоряет закрытие вакансий, упрощает коммуникации с кандидатами и линейными руководителями.

Какие специалисты наиболее востребованы в наши дни в HR?

T-shaped-специалисты — это люди с сильной экспертизой, хорошо развитыми навыками в одной сфере (вертикаль в «Т») и способностями, знаниями в областях, которые не относятся к основной сфере, но полезны в более широком контексте (горизонталь в «Т»).

Гюзель Гараева:

«Например, вы профи в социальных выплатах, а в целом вы дженералист и неплохо разбираетесь в кадровом делопроизводстве, знаете Трудовой кодекс РФ, обладаете опытом в подборе сотрудников. Такие специалисты востребованы именно сейчас, так как мы живём в очередном кризисе, когда происходит оптимизация расходов, сокращение персонала. Бизнесу важно иметь в команде многостаночников, которые могут как быть узкими специалистами в отдельной области, так и работать в других проектах».

В каком направлении идти?

► ШАГ 5: выбрать, какой тип карьеры и какой формат работы вам сейчас больше всего подойдёт.

На этом этапе нужно решить — либо вы поднимаетесь по карьерной лестнице в той компании, где работаете, либо вы меняете траекторию, если устали трудиться на одном месте, вам не дают развиваться или у работодателя нет таких возможностей.

Что делать?

Вариант № 1: Успешная карьера в найме — повышение на нынешнем месте работы, переход на другую должность, в другой отдел и т. д.; либо смена компании для карьерного развития.

Вариант № 2: Параллельная карьера. Работа в компании + частная практика (HR-консалтинг, тренинги, проектная работа с малым и средним бизнесом).

Вариант № 3: Свободное плавание — предприниматель, консультант, рекрутер-фрилансер, HR-эксперт.

HR-специалистам и руководителям, кто склоняется к карьере независимого эксперта, но сомневается, подойдёт ли такой формат работы, Андрей Хохловский советует ответить на 3 важных вопроса:

  1. Хочется ли вам вырасти в доходе, так как существующий заработок не устраивает?
  2. Чувствуете ли вы, что упёрлись в потолок на вашем месте работы, а горизонтально расти не хватает сил?
  3. Думали ли вы когда-нибудь попробовать совмещать наём и онлайн в сфере HR либо полностью перейти на фриланс?

Андрей Хохловский:

«Я рекомендую специалистам по управлению персоналом рассмотреть вариант работы независимым HR-экспертом, если, во-первых, вы хотите увеличить доход в 2-3 раза, а на рабочем месте нет для этого возможностей, во-вторых, предпочитаете выбирать, с кем работать, а в-третьих, вам нужно исключить риск увольнения в условиях кризиса».

Трансформация в независимого HR-эксперта

Многим кажется, что уход в свободное плавание — это очень ответственный шаг, который предполагает повышенные риски и подходит только сильным, смелым и успешным, да ещё и потребует вложений на регистрацию фирмы, аренду офиса, рекламу и т. д. Поэтому, когда эйчары размышляют, стоит ли сменить работу в крупной компании на статус независимого эксперта, даже опытных специалистов посещают разные страхи. Вместе с экспертами мы проанализируем эти страхи, развеем мифы и поможем выстроить безопасную карьерную траекторию в новом формате работы для HR.

5 страхов, мешающих перейти на фриланс:

  1. Фриланс не даёт стабильности. Если сейчас всё получается, где гарантии, что через 3 месяца успех не закончится?
  2. У вас нет достаточного опыта.
  3. Вы не сможете найти клиентов.
  4. Вам кажется, что на фрилансе не заработаете столько денег, сколько на топовых позициях в найме.
  5. Зарабатывать независимым HR-консультантом можно, если вести соцсети, развивать личный бренд, активно искать клиентов. Всё это для вас сложно, и, возможно, у вас были неудачные попытки личного продвижения.

Андрей Хохловский:

«Если вы задумались о смене формата работы, вам вовсе не обязательно всё бросать и начинать бизнес с нуля. Переход может быть плавным — как поэтапная трансформация. Работая в компании по найму, HR-специалист или руководитель команды может взять одного клиента, вести его на аутсорсе и таким образом получать дополнительный доход. Когда станете более уверенно себя чувствовать в новой сфере, берите на обслуживание 2-3 клиентов и переходите из наёмного сотрудника в статус независимого эксперта. На любом этапе вы можете вернуться в инхаус, если будет тяжело или дело не пойдёт. Не нужно драматизма и резких переходов! Попробуйте сотрудничать с 5 клиентами и воспринимать эту работу как наём, если вам так комфортнее. Но вы будете сами определять свою загрузку по каждому клиенту и сможете не зависеть от одного работодателя, что особенно актуально в кризис».

Первые шаги для перехода в режим независимого специалиста

Андрей Хохловский, опытный предприниматель, который занимается бизнесом более 15 лет, разработал для тех HR-специалистов, кто хочет изменить формат работы и попробовать фриланс, алгоритм шагов для плавного перехода в новую карьерную формацию.

ШАГ 1: проанализировать уровень дохода — сколько вы зарабатываете в час. Это будет ваш карьерный барометр.

ШАГ 2: рассмотреть разные варианты заработка в HR удалённо.

ШАГ 3: определить источники, где вы будете искать клиентов.

ШАГ 4: согласовать с руководством подработку, уменьшить число рабочих часов и начать получать дополнительный доход.

ШАГ 5: работать над личным брендом HR.

Личный опыт эксперта

Гюзель Гараева:

«Трансформация произошла со мной в 49 лет. Я ушла из крупной компании и решила открыть свою школу после 20 лет работы в найме, причём 18 из них на должности HRD. Накопилась усталость, запуск новых проектов казался привычным и рутинным. Хотелось новизны. Переход из инхауса в свободную жизнь получился резким, но у меня была подушка безопасности — мой опыт. Возраст — это всего лишь цифры. Всё зависит от нашего настроения, самоощущения. Разрешите себе сделать карьеру! На каком-то этапе моей предпринимательской деятельности я параллельно работала в крупной компании. В профессиональном развитии не должно быть фатальности — если эйчару не удалось реализовать себя во фрилансе, можно вернуться в наём, получить новые компетенции, опыт, расширить свой нетворк и сделать второй заход. Можно строить параллельную карьеру, и это не страшно!»

Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях
Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях
Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях
Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях
Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях

 

https://lytkarino.hh.ru/article/30674