Специалист по управлению персоналом, hr-специалист, менеджер по персоналу — названия разные, профессия одна. Сегодня ни одна крупная компания не обходится без специалиста, который способен собрать сильную команду и создать комфортные условия работы. В статье расскажем, как стать hr-специалистом, с чего начать и как развиваться в этом направлении.
Кто такой HR-специалист и чем занимается
HR-специалист управляет персоналом: ищет талантливых кандидатов, проводит первичное собеседование, помогает освоиться новичкам в компании и организует системы обучения и мотивации сотрудников.
Многие считают, что главная обязанность таких специалистов составлять графики отпусков и заполнять трудовые книжки. Но профессия hr-специалиста — это не только рутинная работа с бумагами. Именно от этого специалиста во многом зависит сплочённость команды и рабочая обстановка в компании.
Что нужно знать, чтобы стать HR-специалистом
HR-специалист — это управленец, психолог, хэдхантер, коуч и организатор в одном лице. Чтобы стать профессионалом в этом деле, нужно многое знать и многое уметь.
Что должен уметь hr-специалист:
- писать тексты вакансий — текст может запутать и оттолкнуть сильного специалиста или наоборот — замотивировать и привлечь. К тому же метко составленный текст вакансии позволит сразу же отсеять тех, кто некомпетентен в своём деле;
- проводить интервью — hr-специалист проводит первичные собеседования с кандидатом на должность;
- выстраивать коммуникацию с персоналом — hr много общается с командой в процессе работы, иногда сообщает сотрудникам об увольнении и делает их уход из компании максимально комфортным для обоих сторон;
- пользоваться соцсетями, мессенджерами и сайтами вакансий — твиттер, телеграм и линкедин позволяют быстрее находить информацию о потенциальных кандидатах и связываться с ними напрямую. Если в компанию требуются специалисты творческих профессий, работы и портфолио соискателей вакансий нужно искать на сайтах Behance.net, Vimeo и Portfolio.deviantart.com;
- разбираться в трудовом кодексе — hr-специалист должен знать основные правила и принципы отношений между работником и работодателем, понимать порядок оформления договоров, разбираться в общих вопросах трудового права и вовремя напоминать руководителю о необходимости предоставить компенсации, бонусы и отпуски сотрудникам;
- пользоваться диджитал-инструментами — знать, как автоматизировать рекрутинг и ускорить подбор кадров. Уметь внедрять системы для управления персоналом — HRM-систему или ATS-систему, которые помогают вести документооборот, проводить опросы среди сотрудников, рассчитывать оплату труда, премии и бонусы;
- пользоваться техниками тайм-менеджмента — профессиональный hr-специалист должен уметь управлять временем, чтобы грамотно распределять рабочую нагрузку. Применение методологий тайм-менеджмента вроде Agile, Kanban и Scrum помогут повысить продуктивность труда всех работников и снизить уровень стресса в команде;
- организовывать систему обучения — рекрутер знает, как создавать системы корпоративного обучения и понимает как составлять учебные планы. Эти знания и навыки ему нужны для разработки программы адаптации и онбординга для новых сотрудников, а также при составлении программ профессионального развития коллег.
Личные качества, которые помогут в работе. Способность держать себя в руках при любых обстоятельствах, объективность и стремление руководствоваться интересами компании, а не личным принципами при выборе специалиста — вот необходимые качества для рекрутера. Специалистам по управлению персоналом также важно уметь работать в команде, слышать других людей и конструктивно решать любые конфликты.
С чего начать
Первое, что необходимо сделать, чтобы понять, как стать HR-менеджером с нуля — помониторить вакансии на популярных сайтах по поиску работы, вроде hh.ru или Superjob, и примерить на себя те задачи, которые предъявляют там к кандидатам. Если вы готовы работать с большим количеством людей, искать редких специалистов, проводить обучение команды и видите себя в роли управленца, значит вы на верном пути. Для развития карьеры необходимо постоянно прокачивать навыки переговоров, знать актуальные события на рынке труда и следить за изменениями в трудовом законодательстве.
Стать менеджером по персоналу можно двумя способами. И тот и другой путь помогут приобрести нужные навыки и начать карьеру.
Высшее образование
Первый путь — получить высшее образование по специальности «Управление персоналом» или «HR-менеджер» в одном из университетов страны. Учиться можно очно и заочно. Средний срок обучения 4 года, по окончании учёбы вы получите диплом, который поможет быстрее устроиться на работу по специальности.
Онлайн-курсы
Второй путь — онлайн-курсы на различных образовательных платформах, которые помогают быстро освоить профессию. Такой формат подходит новичкам и тем, кто уже имеет опыт работы в отделе кадров, но хочет выполнять более интересные задачи и больше зарабатывать.