Знаменитая цитата «Стратегические промахи невозможно компенсировать тактическими успехами» точно описывает финансовые итоги 2022, и будущие 2023 года. Скорость роста компании зависит от уровня риска, чем выше риск, тем больше потенциал роста. Слепое следование от эйфории и роста бизнеса приводит к банкротству даже успешные компании. Оценка правильно выбранной стратегии всегда находит отражение в цифрах. В 2022 году все компании работали в высокой степени риска, что содействовало увеличению прибыли при грамотной финансовой стратегии. Ведь прибыль – это плата за риск. Посмотрим, сколько доходности заработали на финансовом и операционном риске компании, которые выбрали разные стратегии в новой нормальности.

Критерий успешности

Эффективность функционирования, рентабельность деятельности, конкурентоспособность бизнеса зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, которая является составляющей общей корпоративной стратегии компании.

Финансовая стратегия – это просчитанная стратегия сбалансированного роста, которая учитывает не только доход, но и риск. Получить наибольшую доходность с минимальным риском – это главный критерий успешности финансовой стратегии. Можно заработать как на собственных, так и на заемных деньгах.

Любое стратегическое решение находит отражение в управленческом балансе. К нему и обратимся за расчетом нужных финансовых коэффициентов.

  1. Рентабельность собственного капитала, % = (Прибыль от продаж (EBIT) — Налог (Tax) — Проценты (Interest)) / Собственный капитал (Equity). Сколько дохода получили на вложенное.
  2. За доходность на собственных деньгах отвечает показатель рентабельности активов – сколько зарабатываем на операционной и инвестиционной деятельности. ROA= Выручка/Активы * (EBIT-Налог)/Выручка.
  3. Сила финансового рычага – отвечает, сколько зарабатываем на заемных деньгах = (1-T)*(ROA-процентная ставка по долгу)*Долг/Собственный капитал.
  4. Устойчивый темп роста = Коэффициент реинвестирования * ROE. Этот показатель является главным критерием для оценки успешности выбранной стратегии.

Три варианта стратегии 2022 года, взятых для анализа бизнесов

1. Принятие новой реальности, наблюдение за сигналами рынка

В компаниях происходила мощнейшая концентрация ресурсов, быстро перестраивались в операционных и тактических действиях, но следовали выбранной стратегии. Топ-команды активно проводили стратегические сессии, разбирали – какие действия могут привести к заработку: развитие клиентов, каналов и продуктов, влияние через цену и ассортимент. Благодаря работе с клиентами и поставщиками увеличили длину финансового цикла. Моделировали, что конкретно нужно делать. Реинвестировали прибыль обратно в бизнес.

Средний показатель SGR составил 27% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 28%.

2. «Синдром медведя»

Надеялись переждать, пока станет лучше, поэтому ничего не делали: бросили проекты, многие компании отказались от стратегии, работали в условиях планирования до обеда и в режиме хаоса.

Средний показатель SGR составил 21% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 18%.

3. Релокация бизнеса

Управленческая команда понимала, что происходят явления, которые нельзя предсказать по сегодняшним факторам, идет перестройка системы управления в условиях релокации. Чтобы получить результат в другой стране, нужно больше усилий, а отклик будет виден не сразу. Любой хаос очень дорого выходит для компании, на результат тратились гиперусилия.

Средний показатель SGR составил 13% в 2022 году по сравнению с 22% в 2021 году. Прогноз на 2023 год – 17%.

Результаты

В итоге стратегия ведения бизнеса в прошлом году была самой удачной у первой группы компаний, кто эффективно использовал имеющиеся ресурсы за минимальное время с минимальным риском и смог заработать на степени неопределенности.

Зоны для влияния были:

  • Клиенты: объем, цена, дебиторская задолженность.
  • Поставщики: объем, цена, кредиторская задолженность.
  • Эффективность: сокращение переменных (отвечают за качество продукта) и постоянных издержек. Переменные отвечают за качество продукта, постоянные за качество процессов.
  • Инвестиции во внеоборотные и оборотные активы.
  • Акционеры. Сколько собственного капитала готовы дать, уровень дивидендов.
  • Банки, кредиты: сколько заемного капитала и под какую процентную ставку брать.
  • Государство, налоги.

К чему готовиться бизнесу в 2023 году

  1. Развивать команду. Поставили новую цель, но команда работает по-старому.
  2. Вовлекать команды в работу над финансовым результатом. Одна пчела много меда не натаскает.
  3. Пересобирать и регламентировать бизнес-процессы.
  4. Слушать слабые сигналы рынка.
  5. Моделировать, что конкретно нужно делать. Проверять в зоне ли финансовой стратегии.
  6. Стоимость рабочей силы будет расти (инфляция, налоги), повышать отдачу от сотрудников.
  7. Разработать финансовую стратегию. Это позволит избежать трат и гарантирует максимальное использование внутреннего финансового потенциала.

https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1995798-kakaya-biznes-strategiya-v-2022-godu-byla-samoi-udachnoi?utm_campaign=3975&utm_medium=menedzhment&utm_source=email