Иногда антипример может научить нас гораздо большему, чем образец для подражания. А вредные советы, особенно, если они проверены на собственом опыте, часто оказываются полезнее, чем кладезь с мудрыми цитатами. Лучше знать, как не надо делать, и изучать «ошибки погибших», а не вновь и вновь ориентироваться на истории успехов, которые трудно или даже невозможно повторить.
Редакция Executive.ru попросила экспертов рассказать о том, сталкивались ли они с «плохими» начальниками, кого вообще можно назвать «плохим» управленцем и чему можно у него научиться. Публикуем восемь историй, где нынешние руководители делятся своим опытом и рассказывают о полезных уроках, которые они получили во время работы с «плохими» начальниками.
1. Плохой пример научил действовать от противного
Любовь Гвоздилина, независимый консультант, эксперт Executive.ru
Если предположить, что «плохой руководитель» – это тот, кто плохо руководит, плюс самодуры и прочие с диагнозом профнепригодности, то у него можно научиться одному – плохо руководить. Плохо планировать, организовывать, мотивировать, контролировать, общаться с людьми. Негативные управленческие примеры очень заразительны, поэтому из-под «плохих начальников» вырастает дурная управленческая поросль.
Однако бывают ситуации, когда из-под «плохого начальника» вырастает хороший, потому что плохой пример побуждает действовать от противного. Прямо как в фильме «Вокзал для двоих», где героиня Нонны Мордюковой по имени «Дядя Миша» давала персонажу Олега Басилашвили уроки рыночной торговли: «Вспоминай нашу торговлю и делай наоборот…Там хамят, а ты — улыбайся. Там обвешивают, а ты — с «походом» отпускай…».
Мне приходилось слышать от руководителей, что они, получив негативный опыт от бывших начальников, «давали себе слово» что-то делать или не делать: никогда не брать на работу родственников – только профессионалов и только на конкурсной основе; всегда привлекать к разработке процесса тех, кто в этом процессе будет работать, и пр.
По себе знаю, что учиться от противного умеют не все.
- Во-первых, потому что многие сразу и очень эмоционально отвергают негативный опыт. Без переосмысления. Я просто уходила от (двух) руководителей, которые вызывали у меня неуважение или недоверие.
- Во-вторых, негативный опыт действительно вреден – он скорее будет инфицировать сознание, чем порождать положительную альтернативу.
- Ну, и в-третьих, когда есть примеры хороших руководителей, на плохих жалко тратить время.
Мне повезло работать в профессиональных коллективах, и я считаю своими учителями сильных руководителей и сотрудников. Да, и обязательно сотрудников, работая с которыми, мы учимся управлять. Если ты в команде профессионалов, видишь, как работают лучшие, и у тебя все в порядке с самооценкой, то, например, навыки делегирования автоматизируются сразу и навсегда.
2. Плохой начальник обогатил жизненным опытом
Дмитрий Трепольский, директор по развитию, PR-агентство Pronline, эксперт Executive.ru
Работа с плохим руководителем может обогатить любого специалиста ценнейшим активом – жизненным опытом. Даже если вы работаете под руководством начальника, профессиональные компетенции которого далеки от идеала, у вас перед глазами будет ролевая модель. На нее нужно смотреть, учиться и поступать наоборот.
Если руководитель явно некомпетентен и вы видите, что он допускает очевидные ошибки, но при этом по отношению к нему не следует никаких санкций, вы обязательно сделаете выводы о его положении в компании и будете соответствующим образом судить о ее корпоративной культуре, микроклимате и всем прочем. Сами вы наверняка постараетесь подобных ошибок в дальнейшем не допускать.
Однако в работе с плохим руководителем таится одна опасность. Если такой менеджер регулярно проваливает проект за проектом, оставаясь на своей должности – это значит, что у него есть карт-бланш от руководства. Подчиненный может сделать неправильные выводы, которые негативно скажутся на его будущей карьере: профессиональные компетенции вторичны, самое важное – быть лояльным к руководству. Конечно же это не так.
Мой совет сотрудникам, попавшим в подобную ситуацию – запастись терпением. Если некомпетентность руководства в целом не сказывается на вашей профессиональной деятельности (не добавляет лишних нервных нагрузок и не влияет на личные KPI) – такого руководителя можно попытаться «пересидеть», если в остальном в компании в целом вас все устраивает. Если же подобное негативное влияние на вашу непосредственную деятельность все же присутствует – это сигнал, что пора обновлять резюме.
3. Плохой руководитель стал хорошим учебником по менеджменту
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru
Семь лет назад я имел удовольствие работать под руководством генерального директора «из 90-х». Его методы управления были классическими для тех, кто начинал свой бизнес как умел. Профессиональных навыков управления и руководителя высшего звена у него не было. Поэтому сотрудников он воспринимал как своих личных помощников, если не сказать рабов. Суть его управленческого подхода:
- Делегировал только ответственность за выполнение задачи. Никакой доли власти и самостоятельности в принятии решений. А вот вина за провал или ошибки всегда была на сотруднике.
- Планирование продаж и выручки аргументировал личным финансовыми ожиданиями и «хотелками». Вследствие чего, отдел продаж систематически план продаж не выполнял, а текучка в отделе была постоянной.
- Настоящих профессионалов в своем деле директор не нанимал. Поскольку у него была ярко выраженная позиция собственника бизнеса «есть два мнения – мое и неправильное», то соглашаться с чужими предложениями, которые очевидно были эффективнее и результативнее, чем его устаревшие методы, он не мог.
Благодаря такому непростому, но очень ценному опыту, я наглядно увидел:
- Как не надо управлять компанией и персоналом. Антипример всей базовой теории менеджмента.
- Какие взгляды и убеждения мешают собственнику бизнеса развивать свое детище.
- Руководитель должен постоянно учиться и развивать у себя новые навыки.
- Управлять можно только тем, что можно посчитать. Поэтому все планы должны быть оцифрованы.
- Как только собственник хочет почивать на лаврах и только считать прибыль, то в этот самый момент он теряет контроль и управление компанией.
- Психологические отклонения, личностная незрелость, внутренние страхи и комплексы неизбежно проявляются в методах управления руководителя. Как бы он не пытался их спрятать.
- Профессиональному руководителю стоит нанимать сотрудников, которые умнее него, чтобы компания развивалась и росла. А не лелеять свое тщеславие.
Полезный опыт и уроки менеджмента я применил в создании собственной компании. Что позволило избежать типичных ошибок на старте бизнеса и управления.
4. Плохой руководитель прокачивает умение адаптироваться
Любовь Акимова, директор PR-агентства «Март», эксперт Executive.ru
Вероятно, я оптимист и привыкла замечать во всем хорошие стороны. Но до того, как сама стала руководителем, у меня не было плохих начальников. Были такие, с кем легко работать и те, про кого обычно говорят «сложный» человек.
И у всех я училась. У плохого руководителя, как минимум, можно учиться руководить методом от обратного и прокачать способность адаптироваться:
- Орет на починенных? Не делай так, найди другие способы выражать недовольство.
- Ставит и меняет задачи по 7 раз за день? Как минимум научишься быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства.
- Несправедлив? Используй это как шанс научиться отстаивать свою позицию и свои ценности.
Если человек уже стал руководителем, то, скорее всего, у него есть сильные стороны, которые помогли дорасти до этого уровня. Будем надеяться, что это случилось не благодаря умению мастерски интриговать. Проанализируйте, в чем силен человек, что позволило ему сделать карьеру. Стремление к профессиональному росту, умение ставить задачи и спрашивать, способность мотивировать? Даже плохой руководитель не может быть плох абсолютно во всем.
А если уж совсем все плохо, то просто научитесь расставаться красиво, сохраняя отношения. Жизнь – сложная штука, пригодиться могут любые связи.
5. Плохой руководитель стал прививкой для карьерного иммунитета
Аркадий Бондарь, психолог, коуч, генеральный директор Института НЛП в Санкт-Петербурге
Плохой руководитель, особенно для начинающего специалиста – это как прививка, которая позволяет развить нужный иммунитет, чтобы в дальнейшем при поиске работы четко для себя формулировать, а с каким руководителем я готов работать, а с каким – нет.
Когда я только начинал свою карьеру, то мой тогдашний руководитель был довольно плохим и для меня, как сотрудника, не давая обратной связи, нужных инструментов для работы, и для компании, как лидер, поскольку не видел потенциала продуктов, не развивал компанию и команду, довольствуясь текущим положением. Вся работа с сотрудниками сводилась к тому, чтобы «состричь» как можно больше бонусов с тех, кто приносил компании деньги, «кухонным разборкам» и отсутствии каких-либо фокусов вообще. Я довольно быстро оттуда ушел, но приобрел важное понимание, к каким лидерам готов идти в команду. Это позволило настроить более четкие собственные фильтры для отбора вакансий, позиций, компаний, а в дальнейшем – и для поиска партнеров, и руководителей в свои проекты.
Для меня плохой начальник – это всегда тот, кто:
- Упускает возможности. Не смотрит вперед, не просчитывает варианты, не тестирует гипотезы.
- Не ценит вклад людей. Сфокусирован только на том, что он сам делает, не дает обратной связи, не двигает свою команду.
- Демотивирует сотрудников: с одной стороны, не знает и не умеет применять инструменты мотивации, а с другой стороны, делает все то, что дает отрицательный эффект. Ткань отношений очень хрупка, и руководители всегда находятся под увеличительным стеклом своих сотрудников, а их слова и действия оцениваются гораздо более пристально, чем нам кажется.
- Не пользуется авторитетом и уважением. При этом его могут даже бояться, однако лидером, способным увлекать своим видением, он не становится.
6. Плохой руководитель научил оценивать свое поведение со стороны подчиненных
Филипп Щиров, сооснователь и директор сервиса для работы в 1С через интернет «Альтап»
Из моего опыта: у «плохого» начальника всегда были какие-то интриги внутри коллектива, предвзятое отношение к сотрудникам, например, премии он распределял исходя из личной симпатии. Оплата труда была непрозрачной: люди не понимали, какую зарплату они получат по итогам работы.
Опыт общения с некомпетентным управленцем подталкивает к постоянному анализу своего поведения в рабочих моментах, выявлению ошибок и их исправлению. Главный вывод, который я для себя сделал — мне не хочется быть «плохим» руководителем.
Я для себя четко обозначил, что в моей компании оплата труда будет честной и прозрачной. Как руководитель я стараюсь принимать взвешенные решения и внимательно относиться к своим подчиненным, потому что по своему опыту понимаю, как это важно для дружественной атмосферы в коллективе.
Я уволился из этой компании, ушел от плохого руководителя и занялся бизнесом. Как управленец, я часто вспоминаю предыдущей опыт с моим начальником и стараюсь делать лучше. Наблюдение за работой плохого руководителя помогает избежать ошибок и периодически оценивать свое поведение со стороны подчиненных. Это мотивирует развиваться и грамотно выстраивать процессы внутри компании.
7. Плохой руководитель научил разбираться в людях
Максим Меженков, основатель компании LocalCarHires.com, агрегатора локальных автопрокатов в России и за рубежом
Человеку по природе свойственно копировать паттерны поведения. Особенно, если это чувствительная, восприимчивая к человеческим интонациям личность. Руководитель бессознательно воспринимается подчиненными как образец поведения в разных ситуациях: как правильно себя вести, формулировать мысли, мотивировать других и манипулировать ими и т.п.
Сейчас, когда я сам стал руководить людьми, в минуты праздной лености я задумываюсь о том, под чьим влиянием и давлением я стал таким, какой я есть. И чем старше я становлюсь, тем меньше я обнаруживаю в себе влияния семьи и тем больше во мне черт всех моих предыдущих руководителей: как хороших, так и плохих.
К какому типу руководителя мы отнесем человека: к «плохому» или к «хорошему» зависит от нашего индивидуального восприятия. Я плохими руководителями считаю два типа управленцев:
- человека, который унижает и подавляет подчиненных и т.п.;
- начальника, который плохо руководит командой, потому что у него процессы не отстроены.
Последнее недопустимо для корпоративного бизнеса, где все процессы давно отлажены. Но для новых компаний, где каждый день что-то меняется, неотстроенность процессов – это норма, и сотруднику при трудоустройстве в стартап нужно быть к этому готовым.
Благодаря плохим руководителям, за которыми я наблюдал, я приобрел человеческую насмотренность: стал разбираться в людях, кто какой и как себя ведет в тех или иных ситуациях, как реагируют люди; подсмотрел у начальников, как у них устроены организационные процессы и т.п. И это насмотренность и сделанные в прошлом выводы очень помогли мне в дальнейшей жизни.
8. Плохой руководитель научил прислушиваться ко всем членам коллектива и уметь работать сообща
Мария Жожина, руководитель практики, PR агентство «Идеи&Решения»
Я начала проходить свою вторую стажировку, когда училась уже в магистратуре. Меня прикрепили к руководителю международного проекта. Задач много: мультиканальная кампания с огромными бюджетами и соответствующими KPI. Размахнуться было где, и клиент не боялся попробовать что-то новое.
Руководитель рассказал мне о заказчике и начал кидать задачи, давая четкие указания по выполнению. Я, как человек активный и творческий, периодически пыталась внести в проект свежие идеи и всячески проявляла инициативу: как-то в соцсетях нашла контакты радиоведущей, связалась с ней, и мы вышли на радио с упоминанием бренда на некоммерческой основе аж три раза.
Генеральный директор был в восторге. Но непосредственный руководитель все мои попытки показать себя игнорировал или крутил пальцем у виска и говорил: «Тебе как сказали, так и делай. Ты еще не доросла до того, чтобы что-то советовать». Было обидно, конечно.
Сейчас я сама руководитель и считаю, что ассистент и менеджер — это не только «руки» проекта, но еще и «голова», часто — со свежими и яркими идеями и собственным взглядом на задачи. Важно прислушиваться ко всем членам коллектива и уметь работать сообща, ведь на то мы и команда. Это то, что не понимал мой руководитель, но осознала я.