При разработке ценностных предложений (ЦП) я использовал разные методики, в том числе известный шаблон Остервальдера. В любой методике есть «узкие» места, где легко ошибиться, при этом корни проблемы вовсе не в самих методиках, а в опыте людей, их применяющих. Когда есть опыт, несложно разработать ценностное предложение с использованием любого фреймворка или без него, только вот новое ЦП мы каждый день не разрабатываем – это нерегулярные задачи. Опыта мало просто потому, что ему неоткуда взяться.

Я сформировал подход, который на уровне алгоритма и шаблонов направляет работу, «подталкивая» в нужном направлении – карту ценностного предложения. Она состоит из четырех шаблонов, каждый выполняет определенную задачу. Кажется, это слишком сложно, обычно в подобных методиках «шаблонизации» стараются сделать один документ. Моя позиция: лучше поступиться красотой и внешней простотой ради большей алгоритмизации и качества результата.

Шаблоны карты ценностного предложения

1. Карта ценностного предложения

ценностное предложение

Задача шаблона – ответить на вопросы о потребителях, их потребностях, продукте, способе создания ценности, конкурентных отличиях. Вся методика названа так же, потому что карта – основной шаблон, инструмент и артефакт, а работа строится вокруг нее.

2. Проблемы и выгоды

ценностное предложение

Задача шаблона – описать нежелательные, проблемные ситуации, с которыми сталкиваются потребители, и какие позитивные преимущества они стремятся получить в результате решения своих задач. Эту информацию мы используем при работе с картой и в коммуникационных сообщениях, которые лягут в основу продвижения.

3. Барьеры решений

ценностное предложение

Здесь описываем сложности, которые, по мнению потребителей, мешают им решать свои задачи и получать требуемые результаты с помощью товаров и услуг. Этот шаблон также используется при работе над картой и коммуникационными сообщениями.

4. Коммуникация

ценностное предложение

Это сборник сообщений, которые мы стремимся донести до людей, чтобы они поняли ценность товара или услуги для себя. В дальнейшем отразим эти сообщения в маркетинговых материалах: на сайте и лендингах, в рекламных объявлениях, презентациях, публикациях, скриптах продаж и др.

Общий порядок работы

С первыми тремя шаблонами работаем параллельно; они взаимодействуют между собой и обмениваются информацией:

ценностное предложение

Коммуникацию описываем в последнюю очередь, потому что она принимает на вход и формулирует в виде сообщений информацию из первых трех документов.

Карта ценностного предложения

ценностное предложение

  • Пункт 2. Опишите продукт, ответив на вопрос «Что вы продаете?». Пока не думайте о выгодах для потребителя и не упаковывайте это в маркетинговые сообщения. Здесь простое функциональное описание товара или услуги.
  • Пункт 3. Подумайте о потребителе. Кто ваш клиент? Ответьте «Кто покупает продукт?» или «Кто им пользуется?». Помните, что покупатели и пользователи не всегда совпадают. Не объединяйте несколько целевых сегментов в одной карте, сделайте отдельную карту для каждого целевого потребительского сегмента.
  • Пункт 4. Внимательно заполните путь потребителя – это важный компонент карты. В основе пути потребителя – инструмент job story из теории JTBD (jobs to be done) в формате «когда + что + зачем». Здесь необходимо описать, какой переход осуществляет потребитель – из текущей, проблемной для него ситуации, в желательную.
  • Пункт 5. Опишите конкурентов, классифицируйте и сгруппируйте их или выделите наиболее опасных. Опишите конкурентные отличия. Конкуренты – это любые решения (продукты и образы действий) для потребителя, которые помогают осуществить переход из проблемной ситуации в желательную, то есть, решить его задачу.
  • Пункт 6. Внесите причины верить / доказательства – характеристики продукта, факты и цифры, поддерживающие утверждения выше, например, отличие от конкурентов.
  • Пункт 1. В последнюю очередь кратко сформулируйте однострочник. Вся карта описывает ценностное предложение, но в первый пункт впишите краткую формулировку, его ключевую суть. Представьте, что вы ограничены в количестве символов или во времени при демонстрации продукта потенциальному инвестору.

Проблемы и выгоды

Этот инструмент помогает лучше разобраться в потребностях потребителей.

Проблемы – негативные последствия, риски и другие нежелательные факторы, с которыми сталкиваются потребители, когда находятся в проблемной для себя ситуации. Люди стараются их избежать. Выгоды – позитивные последствия, которые они стремятся получить в результате решения своих задач.

Слева пишем проблемы, следующие из пути потребителя – они в большей степени связаны с «когда» из пункта 3 в карте. Справа – выгоды от перехода к желательной ситуации, они связаны с «зачем» и следуют из него.

Приоритизируем их по значимости для потребителя. Далее выбираем, какие важные проблемы мы можем решить и какие важные выгоды обеспечить с помощью нашего продукта, и за счет чего именно, каких его свойств или функций. Чем выше значимость и чем лучше способность нашего продукта решить проблему или обеспечить выгоду, тем более важно использовать такую проблему или выгоду в карте и коммуникации.

Барьеры решений

Это второй вспомогательный инструмент, описывающий препятствия, сложности, риски, присущие разным способам решения задачи и мешающие человеку достичь желаемого результата с помощью конкретного решения.

Слева пишем решения или группы решений, с помощью которых люди могут решить свою задачу, то есть перейти из текущей проблемной ситуации («когда») в желательную («зачем»). В практическом смысле эти решения – ваши конкуренты, продукты и образы действий для потребителя. Укажите их слева, добавив сюда и ваш продукт, а справа приведите соответствующие каждому решению барьеры.

Аналогично проблемам и выгодам, приоритизируем барьеры и определяем, за счет чего, каких свойств, продукт снимает важные из них, и используем это в карте и коммуникации. Я уделяю барьерам такое внимание, руководствуясь гипотезой о том, что люди выбирают не решения с наибольшим объемом выгоды, как бы мы ее ни определяли, а наименее проблемные. Эта гипотеза основана на теории избегания рисков.

Коммуникация

На основании проведенной работы с первыми тремя шаблонами, приводим сообщения, которые коммуницируют потребителю:

  • Наш продукт позволяет избежать проблем и получить выгоды.
  • Наш продукт снимает барьеры конкурирующих решений и самого продукта.

Приводим «основания» – на чем основаны наши сообщения, и «метод коммуникации» – как именно будем доносить сообщение до людей. Сообщения и основания не берутся из ниоткуда, а напрямую следуют из карты, проблем и выгод, барьеров. Страниц в «коммуникации» может быть больше одной: как правило, достаточно трех-пяти.

Дело не в шаблонах

Важный момент: дело не в заполнении шаблонов. Если у вас есть информация для каждого раздела, вероятно, шаблоны вам и не нужны. Кроме того, можно не использовать шаблоны, а записать списком или другим удобным образом.

Шаблоны выполняют две задачи:

  1. Определяют алгоритм и задают направления для исследования, когда информации нет, и что важнее, непонятно, какая информация нужна.
  2. Отражают ценность продукта на одной странице. Ограничения шаблонов заставляют убирать воду и оставлять только суть. В дальнейшем это сыграет хорошую службу – сотрудникам, подрядчикам и партнерам гораздо проще изучить одну страницу, а не многостраничный документ.

Упрощенный пример заполненной карты продукта

Какие методики и фреймфорки вы используете при работе над ценностными предложениями? С какими сложностями столкнулись? Что думаете насчет моего подхода? Какие слабые или сильные места в нем видите? Поделитесь в комментариях.

https://www.e-xecutive.ru/management/marketing/1996067-kak-ispolzovat-kartu-tsennostnogo-predlozheniya-dlya-opisaniya-produkta?utm_campaign=4097&utm_medium=marketing-xxi&utm_source=email