⏱ 9 минут полезного чтения
Что будет если, например, соединить всех троих в одном стартапе? Звучит интересно — это разный опыт и знания, разные взгляды на решение проблем и большее количество идей. Но будет ли такой союз эффективен? И от чего зависит успех подобных альянсов? Возможно, если бы на этот и подобные вопросы существовали чёткие универсальные и однозначные ответы, тогда стартапы взлетали бы чаще. Во многом ответ кроется в людях и их взаимодействии, потому что за любой бизнес-победой, известным брендом или успешным стартапом всегда стоят люди. Всё, что есть вокруг нас, создали люди. Люди — это энергия, которая наполняет любое дело, будь то стартап, бизнес или работа по найму. Если с энергией сложно, ракета не взлетит или взлетит, но ненадолго. Поговорим, зачем нужно подключать HR-специалиста и какова его роль в том, чтобы ракета взлетела, а стартап стал полноценным бизнесом.
Маршрутная карта для стартапа
Согласно различным исследованиям только один процент молодых компаний переживает период роста. Больше половины проблем связаны с фундаментальными задачами, а точнее с невыполнением таковых. Из самых распространённых: команда проекта не дошла до точки работы в синергии, управление командой происходит в отрыве от реальности, сроки проекта выполняют только функцию отягчающего фактора — давят сильнее с каждым днём, но не выполняются. Все эти проблемы во многом решаются за счёт грамотного построения процессов управления персоналом. В то же время слаженная команда, как правило, уже не требует управления, ей нужно только помогать двигать проект вперёд и нивелировать для неё внешние риски. Но прежде команду нужно подобрать, сплотить, распознать роли участников и подобрать каждому именно ту работу, которую он умеет выполнять лучше всего. Кто это может сделать? Профессионал в сфере HR. Когда он должен это сделать? Давайте посмотрим на этапы пути стартапа.
Под стартапом в этом тексте подразумевается некая гипотеза, которую собираются проверить на практике и заработать деньги с её помощью — вот эта деталь поможет нашей ракете взлететь по-новому. Давайте создавать. Стартап — это период развития, когда мы вкладываем инвестиции, не всегда можем точно понять, сколько их ещё потребуется, также на этом этапе выстраиваются первичные процессы. Стартап ищет свою нишу. Бизнес же представляется здесь уже функционирующим процессом, позволяющим реализовывать множество задач. То есть бизнес — это этап, где ниша найдена и понятна, процессы выстроены, а инвестиции можно направить на расширение, а также на поиск новых гипотез. Не каждый бизнес рождается из стартапа, и не каждый стартап может стать бизнесом.
И стартап, и бизнес, без сомнений, напрямую связаны с зарабатыванием денег. Чтобы менять мир, нужно быть сытым. Только в первом случае для этого прикладывается титаническое количество усилий, во втором — мы чётко знаем когда, как, и сколько денег нам это принесёт при таком-то количестве затрат. Бизнес умеет адаптироваться. Стартап пока просто несётся.
Когда стартап перестаёт быть стартапом?
ФАЗА 1. Молодая компания
Несмотря на то что эта фаза обозначается первой, это вовсе не значит, что вы в начале пути. Это значит, что у вашей ракетной детали уже появился макет и прибыли. Вы уже в определённой степени успешны, вас можно назвать молодой компанией или командой, развивающей свой проект.
ФАЗА 2. Масштабирование и новые вызовы
Если вы впервые столкнулись с конкурентами на рынке, то вы в этой точке. Если в этой точке ваша ракета вдруг исчезла с радаров — продукт не справился с конкуренцией, как и большинство других стартапов. На этом этапе команда выходит с продуктом на рынок — в зону свободной конкуренции.
ФАЗА 3. Сохранение гибкости организации и создание операционных процессов
Подводя итог, отмечу, что грамотный HR-специалист — это человек, который поможет оценить момент, собрать гармоничный пазл из эффективно работающей команды. Позволит вам заниматься тем, чем вы действительно должны заниматься — развитием стартапа и его ростом до бизнеса. И именно грамотный эйчар займёт роль вашего советника и полноценного участника запуска вашей ракеты.