Кристина Завражнева

Генеральный директор, ReportDesign Agency, Москва

Что делать руководителю, чтобы уберечь креативных сотрудников от выгорания и усталости?

Новая кризисная реальность негативно повлияла на психологическое состояние и мотивацию сотрудников из различных отраслей, не говоря уже о людях творческих профессий — дизайнерах, пиарщиках, SMM-специалистах и т. д. Работа в стрессовой обстановке на фоне тревожных новостей, ограничения в передвижении по миру, закрытие доступа к необходимым техническим ресурсам и вещам, которые вдохновляют творческого человека, например, к выставкам и участию в конкурсах — все это отнюдь не способствует продуктивности сотрудников.

Рассмотрим несколько эффективных способов организации рабочего процесса в креативной команде, которые помогут избежать выгорания, а также справиться с творческим застоем, если он уже настиг подчиненных.

1. Правильный подход

Грамотно выстроенная работа направляет творческий процесс в нужное русло и помогает сотрудникам избежать переработок.

Первый совет — придерживайтесь гайдлайнов при работе с клиентами. Например, в сфере корпоративного дизайна при создании фирменного стиля для компании намеченная цель обговаривается с клиентом, прорабатывается стратегом, креатором и копирайтером, а затем утверждается арт-директором и контролируется продюсером. В командной работе не стоит недооценивать значимость всех участников процесса, здесь каждый шаг должен быть пройден и не стоит его пропускать.

Руководителю также следует проговаривать и четко объяснять, для чего выполняется задача и какие эмоции должен вызывать у покупателей или зрителей результат творческой работы сотрудников. Важно не просто поставить задачу «нарисуй три груши», а рассказать, кто увидит эти три груши, кому они будут интересны, внимание какой аудитории нужно привлечь.

Еще один важный момент в работе с творческим коллективом — не стоит ограничивать сотрудников на этапе чернового эскизного выполнения задачи. Позвольте им реализовать все, что они хотят. Только на втором этапе можно отметить лучшие решения.

Если какие-то идеи подчиненных кажутся вам классными, но не подходят под текущие задачи и цели клиентов, не стоит от них отказываться навсегда. Иногда такой проект стоит «на продаже» несколько лет, но когда появляется «тот самый клиент» — это победа для всех.

2. Постоянное вдохновение

Вдохновение — ключевой элемент творческого процесса, который может существенно повлиять на результат работы сотрудников и продуктивность компании в целом. Несмотря на то, что вдохновение непостоянно, все же существуют способы периодически получать его новые порции и сохранять высокую творческую активность.

Например, важно выделять достаточное количество рабочего времени сотрудников на сбор референсов. Творческому человеку нужно вдохновляться чужими идеями и работами, чтобы погрузиться в проект и почувствовать нужное настроение. Будет полезным и регулярное проведение обзоров лучших практик и обсуждения как работ команды, так и внешних кейсов. Такой формат поможет подчиненным сосредоточиться на задачах и создаст комфортную и дружелюбную атмосферу внутри коллектива.

Создайте отдельный чат в мессенджере и предложите сотрудникам делиться в нем интересными идеями, кейсами, артами и любой другой информацией, которая их вдохновляет. Коллеги смогут обмениваться своими взглядами на искусство, а вам будут понятны сильные стороны каждого.

Методы, которые помогают сотрудникам ежедневно получать заряд творческой энергии, важно встраивать в рабочий процесс мягко и аккуратно. Вдохновение — история не про давление и «обязаловку», а про создание комфортных условий для творческой активности.

3. Предотвратил и победил

Существует множество предположений о том, почему возникает творческий кризис. Чаще всего он рождается вследствие усталости из-за загруженности на работе или однообразных задач, которые надоедают сотруднику. Вот почему важно время от времени давать каждому члену команды новые задачи, в которых он может быть не силен, но чувствует к их реализации потенциал и интерес.

Сотруднику, которого уже настиг кризис, необходимо дать отдохнуть, после чего также изменить фокус его внимания — попросить выполнить новую для него работу.

К возникновению творческого кризиса также могут привести перфекционизм и излишняя самокритичность. Сдерживайте стремление к идеалу среди сотрудников: он, как известно, недостижим во многом потому, что каждый вкладывает в это понятие свой собственный смысл. Например, мы придерживаемся следующего подхода: клиенту нужно, чтобы дизайн выполнял его бизнес-задачи, а понятие идеала у клиента и у исполнителя заказа может отличаться.

Другое важное правило — вовремя подмечайте, когда подчиненный начинает постоянно сравнивать себя с другими и обесценивать свои достижения.  Такое поведение деструктивно и приводит к чувству неудовлетворенности собой и своей работой, а там недалеко до желания совсем бросить работу. Как только вы заметили что-то подобное — поговорите с человеком и старайтесь почаще подчеркивать его сильные стороны.

Впрочем, никто и никогда не может быть полностью застрахован от творческого кризиса или отсутствия вдохновения. Однако все же есть способ пройти этот сложный период с наименьшими потерями. Заранее помогите каждому специалисту сформировать пул решений, которые позволят ему создавать предсказуемо хорошие проекты даже в сложные периоды. Таким образом, даже в кризисные моменты работа будет спокойно продолжаться, а у сотрудника вместо чувства вины из-за кажущихся «бесполезности» и «беспомощности» появится ощущение безопасности и устойчивости.

Руководителю важно ценить и уважать своих сотрудников, уметь прислушиваться к ним, поддерживать с ними диалог и не ограничивать свое мышление рамками привычного. Общайтесь, задавайте вопросы, погружайтесь в детали идей и проектов — это поможет понять цели и мотивы подчиненных, а также вовремя оказать поддержку и содействие, если в этом возникнет необходимость.

 

https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1996246-kak-pomoch-sotrudniku-preodolet-tvorcheskii-krizis-vazhnye-nuansy?utm_campaign=4167&utm_medium=obrazovanie-karera&utm_source=email