Мы завершаем публикацию цикла статей о разработке системы KPI в организации. В данном выпуске рассматривается связь ключевых (KPI) и неключевых (PI) показателей деятельности и системы мотивации персонала

Мотивация персонала – что это?

Мотивация персонала – это материальные и нематериальные стимулы со стороны организации, которые побуждают сотрудников работать эффективнее, что приводит к развитию организации.

Мотивация персонала – это побуждение сотрудников к достижению стратегических целей организации при соблюдении своих интересов.

Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда и основное направление кадровой политики любой организации.

Почему KPI – это НЕ система мотивации персонала?

В настоящее время во многих источниках используют термин KPI для обозначения показателей, применяемых для оценки сотрудников. Это не верно. KPI – это не система мотивации. KPI изначально разрабатывалась не для этого.

KPI – это система измерения для достижения стратегических целей любого бизнеса, звено между концепцией BSC и практикой её внедрения в конкретной организации.

Возможно ли использовать KPI для мотивации сотрудников?

KPI могут быть использованы для построения системы мотивации сотрудников при соблюдении ряда условий.

Эти условия предполагают, что для системы мотивации используются ключевые (KPI) и неключевые (PI) показатели деятельности, разработанные в соответствии со стратегией организации, перспективами BSC (сбалансированная система показателей) и критическими факторами успеха (CSF).

Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников является «мотивация на результат» на базе KPI.

Система мотивации на базе KPI – что это?

Система мотивации на базе KPI – это методика определения результатов деятельности и создания механизмов определения денежного вознаграждения сотрудников с использованием ключевых (KPI) и неключевых (PI) показателей деятельности.

Система мотивации персонала на базе KPI формируется из трех основных частей: константной части (базовый оклад, тариф, грейд), переменной части (бонусы за достижение результатов по KPI) и нерегулярных премий.

Для оценки выполнения KPI используется специальная таблица – «Матрица KPI».

Каковы условия премирования персонала на базе KPI?

Условия премирования на базе KPI (бонусы за достижение результатов по KPI) отражают требования организации к исполнителю. Типовых условий премирования не существует, в каждой организации условия премирования на базе KPI разрабатываются самостоятельно.

В зависимости от требований организации разрабатывается шкала премирования, которая устанавливает, при каких условиях достижения показателя, в каком размере начисляют премиальные выплаты.

Кроме того, в организации определяется формула расчета премии за достижение результатов по показателям мотивации на базе KPI.

Какие группы показателей KPI используются для разработки системы мотивации?

Используя разработки системы KPI, можно построить систему мотивации персонала.

Важную роль в построении объективной и эффективной системы мотивации играют ключевые показатели результативности (KRI) и эффективности (KEI), а также неключевые (PI) показатели деятельности, которые не входят в систему KPI.

Не рекомендуется использовать для мотивации сотрудников ключевые решающие показатели (KWI), так они являются показателями будущих периодов, а для мотивации нужны показатели, ориентированные на результативность или эффективность.

Примеры показателей мотивации персонала на базе KPI

В качестве примера рассмотрим показатели мотивации для руководителя и специалиста департамента «Управление качеством», которые разработаны на базе системы KPI в соответствии со стратегией и стратегическими целями организации, а также перспективами BSC и CSF.

Показатели мотивации для руководителя департамента:

 

  1. Фактическое выполнение клиентских проектов в срок и сравнение фактических затрат с бюджетом, % / ежемесячно (KRI).
  2. Повышение производительности труда, % / ежемесячно (KRI).
  3. Проблемы качества, связанные с конструкцией / ежемесячно. Процесс «Проектирование и разработка» (PI).

 

Показатели мотивации для специалиста департамента:

 

  1. Число усовершенствований в существующих продуктах / ежемесячно. Процесс «Проектирование и разработка» (PI).
  2. Среднее время рассмотрения жалобы, минут / ежемесячно (PI).
  3. Время на мероприятия по совершенствованию качества, % / ежемесячно. Процесс «Производство» (PI).

ПРИМЕЧАНИЕ. Все шаги по разработке системы KPI с практическими примерами приведены в онлайн-курсе «Разработка системы KPI: теория и практика»(72 академических часа).
 

Материал подготовлен руководителем учебно-методического отдела ИнтерКонсалт, Еленой Горшениной. 

https://www.iksystems.ru/info/articles/ustoychivoe-razvitie/sistema-motivatsii-personala-na-baze-kpi/