Мотивация — обязательный инструмент управления персоналом. Это фактор, который определяет отношения между работниками и компанией. Для мотивации сотрудников используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Сегодня говорим про последние.

 

Сотрудников, которые работают ради денежного вознаграждения и совершенно не воспринимающих похвалу и знаки поощрения, не существует. Как и тех, кто готов работать за простое человеческое спасибо, которое, как вам известно, на хлеб не намажешь.

Тут важно поймать ту самую золотую середину. Если вы даете сотрудникам высокую зарплату, это не означает, что от вас не уйдут.

Согласно теории Маслоу, каждый человек нуждается в уважении и признании своих заслуг. Поэтому для привлечения и удержания лучших специалистов только финансовой мотивации недостаточно.

Успешные компании часто усиливают именно нематериальную часть. Такой подход позволяет им привлекать сильных игроков рынка и повышать лояльность действующего штата.

Цели и виды нефинансовой мотивации

Как мы уже разобрались, нематериальная мотивация — инструмент для стимулирования сотрудников не через финансовые вознаграждения, а с помощью удовлетворения их социальных потребностей.

Это может быть психологическая мотивация, которая закроет потребность в общении и позволит сотрудникам круто провести время вместе.

Может быть социальная, которая даст сотруднику возможность бесплатно посещать частную клинику или, например, организационная, которая выражается в создании комфортных условий для работы, — уютного коворкинга или даже комнаты отдыха с приставками и настольными играми.

Все эти действия направлены на повышение эффективности работы компании. Именно благодаря им удается достичь нескольких целей:

  • Увеличить доход от бизнеса;
  • Развить сотрудников и раскрыть их потенциал;
  • Выделиться на фоне других работодателей;
  • Создать благоприятную атмосферу в офисе.

Существуют десятки способов поощрения сотрудников без прямых выплат, и вы даже можете придумать собственные. Самые популярные это:

  • Бесплатное питание;
  • Обучение за счёт компании;
  • ДМС для сотрудников;
  • Публичное признание заслуг;
  • Мероприятия;
  • Внутрикорпоративные традиции;
  • Проведение конкурсов а-ля «лучший работник».

Даже появление мягкого уголка в офисе можно считать нефинансовой мотивацией. Сотрудники ведь начинают чаще задерживаться на работе. Да, с точки зрения экологичности факт спорный, но если они начали оставаться, значит им это нравится, так?

Как Google мотивирует сотрудников

Например, жизнь работников Google вообще не ограничивается работой. Сотрудникам предоставляют массу возможностей для веселья, которые предполагают выход за пределы офисов и взаимодействие друг с другом.

Эти возможности включают в себя частые перерывы, занятия на скалодроме, пляжный волейбол или боулинг. В дополнение к этому в Google любят устраивать пижамные дни, тематические мероприятия и костюмированные вечеринки на Хэллоуин.

Первого апреля всем разрешают придумывать шутки и розыгрыши. Да что тут говорить, если даже их офисный дизайн поощряет веселье. Самый яркий пример — специальная конструкция, которая позволяет переместиться на этаж ниже, как с горки.

LEGO их сотрудники-вечные дети

Не назвать скучными будни сотрудников LEGO. Их офис в Дании представляет собой рабочую среду, которая напоминает гигантскую детскую площадку и только своим видом порождает новые творческие идеи.

Сотрудникам отдела предоставляется полная свобода, которая помогает сосредоточиться на процессе. Во всём помещении просматривается игра форм и размеров, будто это совсем не офис крупной компании, а мечта детсадовца, которая воплотилась в реальность.

«С животными — можно!» (с) AirBnB, Mars, Amazon

AirBnB, Mars и Amazon, разрешили сотрудникам приводить питомцев прямо на работу. «Домашние животные в офисе – один из лучших способов снизить стресс и рабочее беспокойство сотрудников», – говорит специалист по поведению животных Харш Гойал.

Он считает, что питомцы напоминают нам о необходимости делать небольшие перерывы для развлечений. Выгул собаки или любимого котика могут заставить любого сотрудника чувствовать себя отдохнувшим и счастливым. Кстати, отличная мотивация для тех, кому не с кем оставить питомца в рабочие будни.

Как внедрить систему нематериальной мотивации в свою компанию:
  1. Выявите проблемы, возникающие из-за нехватки мотивации. Например, текучесть кадров или не очень здоровая атмосфера внутри коллектива;
  2. Для определения эффективных методов стимулирования конкретно в вашем случае, проведите опрос/анонимное анкетирование/интервью;
  3. На основе полученных данных разработайте систему мотивации. Разбейте сотрудников на группы, для каждой опишите конкретные методы, их последовательность и периодичность. Составьте бюджет, подготовьте необходимые документы и не забудьте поделиться новостями с сотрудниками;
  4. Постепенно делайте первые шаги. С одного отдела можно начинать внедрение. Запуск и тестирование;
  5. Не забудьте проанализировать результат. Вовремя оценивайте эффективность, выявляйте слабые места и не бойтесь вносить изменения. Факт, что метод работает у конкурентов, не значит, что сработает у вас.
Выводы

В нефинансовой мотивации нуждается каждая организация. Главное — соблюдайте баланс нематериальных и материальных методов, ориентируйтесь на конкретный результат и напрямую выясняйте у сотрудников, какой метод для них будет самым эффективным.

Не пренебрегайте благодарностью и не забывайте хвалить своих сотрудников. И они точно ответят вам своей продуктивностью и крутыми результатами. Дерзайте и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

https://vc.ru/hr/361074-kak-motivirovat-sotrudnikov-esli-ne-dengami-keysy-google-lego-airbnb