Занимаемся собирательством снова и снова. На этот раз хотим поделиться с вами пособиями и книгами, которые создаются компаниями для новых сотрудников. Мы не включали сюда никаких занудских регламентов, этого полно и так. Мы искали те руководства, которые созданы действительно для людей, чтобы им было проще адаптироваться, найти друзей и чтобы они чувствовали себя в компании как дома.
Valve
Valve Corporation — американская компания-разработчик компьютерных игр, создавшая серии компьютерных игр Half-Life, Counter-Strike, Dota 2. И их книга (на самом деле книга на 55 страниц) для новых сотрудников считается одной из лучших в своем роде. Крутейшие иллюстрации, стилизация под детскую книгу в лучших традициях старой печати — ниже есть руководство Disney и они чем-то похожи.
На страницах есть пометки словно карандашом, а в самой книге описаны детали работы вплоть до “а теперь подумайте, почему ваш стол на колесиках?” (спойлер: потому что всегда можно переместиться куда-то и вообще двигаться дальше в своей профессии).
Обязательно полистайте, это прям эстетическое удовольствие.
Студия Олега Чулакова
Это учебное пособие Студии Олега Чулакова для стажеров по направлениям менеджмента digital-проектов, аккаунтинга и продюсирования. Здесь много информации о ценностях и культуре компании, а ещё это нечто вроде краткого справочника со всей необходимой информацией. С какими инструментами работает студия, как вести корпоративную переписку, что такое CSS, HTML, back-end, краткое объяснение особенностей языка программирования, разновидностей агенств ну и так далее. Реально огромная база знаний, здорово.
Наша любимая выдержка:
1.4. Чувство юмора приветствуется. Шутки не ограничиваются ничем, если не оскорбляют коллег. Использование ненормативной лексики допустимо только в позитивном тоне.
1.5. Спокойствие. В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие. Нельзя доходить до крика в спорах. Категорически запрещается использовать мат в негативном ключе. Любые конфликты решаются путем конструктивных переговоров, в которых стороны опираются на подтвержденные факты.
Nordstorm
Nordstorm — компания, выпускающая одежду. И у них есть только одно правило работы для новых (да вообще для любых) сотрудников: “Используйте здравый смысл в абсолютно любых ситуациях”
Ребята в Facebook умеют делать красивые и вдохновляющие вещи, согласитесь. И это пособие для сотрудников прямо таки манифест, и, судя по всему, мысли, с которыми Марк и его команда ещё только начинали работать над социальной сетью. Как напоминание — фото за столом первой команды социальной сети.
Здесь вы не увидите фирменных цветов FB, зато вам честно скажут: “Если мы сами не создадим продукт, который убьёт Facebook, это сделает кто-нибудь другой”. Мало букв, много мотивирующих принципов — библия фейсбучан.
Houston
Houston — австралийское брендинговое агентство. И его пособие для новых сотрудников с картой офиса, а также со словами: “Перестань плакать, всё будет окей!”
Нас бы такой подход убедил. Стильная и простая брошюра для первого дня работы, рассказывающая обо всём очень кратко. Меньше 10 страниц, а какой стиль. Ух!
Netflix
Всего 124 провокационных слайда, доказывающих, что у Netflix уникальная корпоративная культура. Сразу заявлено, что у компании могут быть какие угодно ценности, но реально важны только навыки и поступки сотрудников.
И вот что Netflix реально ищет и оценивает в своих сотрудниках: Суждения, Коммуникация, Вклад, Любопытство, Инновации, Смелость, Страсть, Честность, Самостоятельность. В общем, в этом пособии разбираются все основы корпоративной этики компании.
Всё, конечно, прекрасно, но 124 слайда (!?).
Memoria Visual
Ещё одно из понравившихся нам пособий. От компании Memoria Visual, которая разрабатывает ботов, ну всякие продукты на основе AI с распознаванием звуков и голосов. Вот, например, их бот для интернет-магазинов. Увлеклись рассказом о компании.
Суть этой брошюры — полет к Плутону! Ребята считают, что все вот эти цели достижения Луны и даже Марса — скукотища. И мечтают по-крупному, о чем и рассказывают в руководстве. Здесь на страницах разворачиваются и сражения с драконами, а также поиск утерянного файла PSD. Мы пролистали не отрываясь все 28 страниц. Крутейшие иллюстрации, шутки, читать приятно и быть частью команды, наверное, тоже.
English First
Сотрудники EF, международной школы, обучающая английскому (и не только) языку, тоже отказались от занудства и громких слов. Их пособие выглядит скорее как детская книга. В компании говорят, что канцеляризмы и строгие формулировки — это точно не про них, не про сервис, который они предоставляют своим ученикам. Так что это пособие — возможность просто и ярко рассказать о реальных ценностях компании во всех офисах EF в мире.
Ну и все мы глубоко в душе дети, правильно же?
Austin Fraser
Austin Fraser — английское рекрутинговое агентство.
И у них тоже очень приятное глазу руководство для новых сотрудников. Чем-то похоже на Facebook — по одному важному принципу или правилу на страницу, минимум текстов. Но здесь, в отличие от FB, правила довольно рациональные. Не приходить на работу больным, сообщать об отпуске, не нудить.
Disney
В Disney сделали подобную книгу уже в 1943 году, чтобы “наладить отношения между сотрудниками и компанией”. Называется она “Ropes at Disneys” — здесь на каждой странице нарисован канат, который, кажется, символизирует, что всё в компании связано. И в пособии всё выверено до мельчайших деталей: рисунки, главный персонаж (очаровательная девушка), тексты в классической сказочной манере — ох, Дисней!
План рабочего пространства, расписание выходных дней и отпусков, описание особенностей внутренней коммуникации прилагается, то есть это не просто красивая книга. Именно так должно выглядеть пособие для новых сотрудников в такой компании, и здорово, что она продолжает оставаться актуальной так много лет.
Big Spaceship
И ещё одно digital-агентство, у которого всё в порядке с брендом. Идея книги — ”мы люди”. Это значит, что общаться нужно просто и понятно (“притворитесь, что разговариваете с мамой”), заботиться о коллегах, знать, что вы больше чем просто сотрудник. В общем, замечательное пособие, которое сообщает сотруднику, что он не просто так оказался в компании, что его здесь ждут и готовы слушать. Если честно, по содержанию очень порадовало. Прописные истины в рамках честной и человечной корпоративной культуры — обязательно почитайте.
Motley Fool
И вот вдруг инвестиционная компания среди digital-агентств. Тут уже нет какой-то претензии на стиль, приходится листать 45-страничное пособие, зато вас здесь приветствует генеральный директор компании. И тут всё-всё-всё про “глупость” — да, это она является главной ценностью компаний и интерпретируется как честность, прозрачность, здоровый скептицизм.
CreativeCircle
CreativeCircle — это тоже нечто вроде рекрутингового агентства. Специализируются они на всяких творческих профессиях.
Это пособие мы включили сюда, потому что оно для фрилансеров, ага! И если у вас есть необходимость в создании некого свода принципов и правил удаленной работы, то можете использовать его. Будет полезно.
У CreativeCircle несколько пособий, все они доступны вот здесь.
Zingerman
А ещё широко известно вот это пособие от издательского дома Zingerman. Настолько оно крутое, что его можно только приобрести за 10$.
Если покупать книгу желания нет, то с основными принципами работы познакомиться можно тут.