Ольга Волобуева HR директор Kokoc Group

Однажды на заседании по развитию компании Ford Питер Дукер сказал: «Культура съедает стратегию на завтрак». А он был одним из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века. Являясь руководителем HR-отдела крупного диджитал-агентства Kokoc Group, я готова подхватить эту мысль и со всей уверенностью сказать: можно иметь самую крутую расписанную стратегию «на бумаге», но если люди внутренне не разделяют принципы и ценности компании, то никаких стратегических целей не достичь и бизнеса не построить. 

Расскажу, как всё начиналось у нас.

 Мы стартовали с маленького рекламного агентства, но мечтали о чем-то большем. С течением времени мы поняли, что для нашего роста нужна крутая стратегия. Когда в команду Кокоса вошло уже 30 компаний, стало понятно, что нам нужно нечто большее, чем просто формальный список целей и планов. Что может служить основой для такой команды? Конечно же, ценности! Именно они объединяют нас всех, несмотря на разные взгляды и интересы.

Итак, мы решили начать масштабную работу. И весь этот процесс разбили на четыре крупных этапа: разработка ценностей, их презентация и внедрение их во все бизнес юниты и оценка. Не стоит забывать об оценке — это важный поинт, как перевалочный пункт на пути к атмосфере мечты. Внедрение, кстати, — самый трудоемкий этап: мы буквально за руку провели ребят через все психологические стадии: торг-принятие-смирение, но об этом позже. 

1 этап. Создание ценностей

Составьте стратегию и продумайте ценности.

Мы определили нашу мега-стратегию, которая должна работать во всех направлениях: клиентское, продуктовое, инвестиционное, операционное и HR. Наши ближайшие планы? До 2026 года стать международной независимой платформой для бизнеса. И важно не только не потерять себя в движении к этой цели, но и получать удовольствие на этом пути. Поэтому у нас есть одна главная идея, которая связывает все это воедино, — желание находиться в среде доверия и роста. Мы долго обсуждали, что это означает для каждого из нас, чтобы быть в курсе и на одной волне. А ответ на вопрос «Как?» в сохранении этой крутой атмосферы — это как раз наши ценности.

В принципе, ценности — это как наш главный GPS в жизни, направляющий к тем целям, которые перед нами стоят. При этом они в любой момент могут поменяться, а вот команда — нет. Поэтому важно делать акцент именно на ней, если хотите, чтобы вашему бизнесу не были страшны никакие внешние обстоятельства. 

Дальше у нас было два варианта: просто сочинить их или… устроить брейншторм среди коллег! Опыт многих брендов показывает, что, если ценности пытаются навязать сверху, — это чаще всего заканчивается полным отторжением. Поэтому мы решили пойти по другому пути и отправились к своей команде. Сначала организовали челлендж среди коллег, но не смогли сразу найти компромисс, местами возникли жаркие дебаты. Затем устроили биг митинг с руководителями мидл и топ уровня (около ста человек). Задались вопросом: «Какова наша идеальная компания и как туда доехать?» По итогам стратсессии определили образ и путь к компании мечты и на основе этого начали прорабатывать миссию и ценности,которые были с нами всегда в нашем ДНК, но не хватало четких очертаний и формулировок. Долгое время нашим слоганом был: «Люди и технологии», он также и в ценностях нашел свое отражение:

В процессе такого долгого, открытого диалога и родился список. 

Важно! Учтите, ценности должны запоминаться, и 5 — это их оптимальное количество. Больше люди просто не запомнят.

Вот наш список:

  • Партнёрство 

Наращиваем силу партнерств.

Мы стремимся к синергии в партнерстве, чтобы расширить и усилить возможности каждой стороны. У нас нет конкурентов, только партнёры.

  • Технологичность

Создаём инновации, которые завтра станут мейнстримом.

Мы разрабатываем технологичные продукты и решения и инвестируем в инновации, которые завтра обеспечат клиентам стабильный рост бизнеса.

  • Предпринимательство

Развиваем среду для предпринимательского успеха.

Мы развиваем творческую среду и поддерживаем инициативы, не боимся ошибаться, способствуем принятию рисков и решений в неопределенности, сохраняя гибкость и скорость, чтобы оставаться лидерами и новаторами и создавать условия для роста бизнеса клиентов.

  • Эффективность

Превращаем цели в результат.

Мы сосредоточены на результате работы, а не на процессе. Наш фокус — это не констатация проблемы, а поиск эффективных решений в любой, даже самой нестандартной ситуации 

  • Открытость

Строим отношения на открытости и доверии.

Взаимное доверие — фундамент нашего партнёрства. Мы укрепляем его ежедневно, развивая открытую и прозрачную коммуникацию без недомолвок, сарказма и претензий, всегда готовы к изменениям для максимального результата.

Ценности — это наша основа, наш компас в мире бизнеса. Это не просто слова, это то, во что мы верим и на что можно опираться, когда не знаешь, как поступить, и именно это помогает поступить правильно. Причем про ценности можно говорить в разном ключе. Первое — это то, какие мы есть. И второе: к чему мы хотим прийти, какими быть. При формировании списка, лично мы делали микс: определили настоящее положение вещей, а также осознали, что хотелось бы докрутить, чтобы создать команду мечты.

Будет круто, если к ценностям добавите слоган — так это будет понятнее и лучше запомнится.

2 этап. Презентация ценностей

Ценности создали, теперь пришло время о них рассказать! Здесь важно придумать интересную подачу. 

В этом году мы внедрили абсолютно новый формат взаимодействия с командой — масштабную конференцию «Кокос Комьюнити», которая прошла в середине августа. На ней присутствовало более 300 сотрудников и еще больше 1000 посмотрели онлайн. Там мы и презентовали наши ценности на широкую аудиторию. 

“Кокос Комьюнити” — это про атмосферу КО: коллаборации, коммьюнити, коэволюция, коллеги. Маскот конференции — матрёшка — является отражением сути Kokoc Group: множество команд и юнитов самых разных размеров, а рост матрёшки от меньшего к большему – это про наше совместное развитие и потенциал. Главными целями конференции были создание пространства для общения и вдохновения, а также объединение вокруг общих ценностей и целей, ведь главный слоган конференции — “среда доверия и роста”.

Сам формат был выбран не случайно, он хорошо раскрывает наши ценности. Мы открыто рассказали о всех стратегиях развития компании, среди спикеров были топ-менеджеры, которые отвечали на вопросы сотрудников в режиме реального времени. Также нам удалось показать нашу технологичность: специально выбрали одно из лучших технологичных пространств — Матрешка в Сколково. Оно позволило нам окунуться как будто в TED Talk или почувствовать себя на презентации Apple, и мечта о международной платформе стала ещё ближе. Кроме того, мы организовали онлайн-трансляцию для ребят из других городов и стран. Помимо этого, нам удалось продемонстрировать пример партнерства. Мы собрали все наши агентства и отделы вместе, у ребят была возможность пообщаться друг с другом, кто-то даже успел обменяться бизнес-идеями для совместного сотрудничества. Плюс, в организации ивента нам помогали ребята, которые раньше работали в Кокосе, но сейчас нашли себя в других проектах. Что это, если не еще один пример прекрасного партнерства?

Кроме того, ценности не должны быть только инициативой HR. Это фундамент, и поэтому вся информация должна идти от руководителей. Презентации топов на конфе были написаны сквозь ценности: куда идет компания, чего ждут от сотрудников уже содержала мысли об открытости, партнерстве, технологичности. То есть они уже со сцены транслировали,  каким образом мы добиваемся тех или иных бизнес-показателей через эти качества.

3 этап. Внедрение 

Далее предстоит, пожалуй, самая ювелирная работа. Интеграция ценностей во все бизнес-процессы компании в несколько этапов: от найма до любых коммуникаций между отделами. Для этого нужно составить маркетинговый план на год и начать постепенно внедрять, начиная с руководителей, и через все доступные каналы. Если не поверят топы — не поверят и все остальные, ведь им еще быть «role models» для своих сотрудников.

Причем важно помнить, что руководители могут одну и ту же ценность понимать по-разному, поэтому мы, например, делаем для них тренинги, бизнес-игры, вебинары, где разбираем практические кейсы, как каждую ценность превратить в инструкцию для конкретных ситуаций. На примерах понимать, как мы ведем себя в споре, в других диалогах? То есть по сути — распаковывать. Даже в нашей Школе менеджмента планируем обучать руководителей через ценности работать с командой. Важно сравнить: что сейчас не так? что с этим делать? Учиться эти знания использовать на практике. И далее внедрять дальше — в массы.

Сначала ставили целью, чтобы сотрудники просто узнали про ценности, затем могли хотя бы назвать их, и уже потом поняли их и всей душой приняли. По плану задействовать все каналы коммуникации и множество фишек: сделаем конкурс на маскот “полиции ценностей”, создадим комиксы, где разыгрываются разные ситуации на основе ценностей, будем активно задействовать соц.сети, снимать видеоролики, проводить бизнес-игры, вебинары. Блок про ценности также добавили в систему оценки компании для сотрудников. Там будут вопросы по типу: насколько вы знаете ценности своей компании, понимаете, разделяете их, соответствуют ли они ей? 

4 этап. Оценка

Итак, если на старте важно оцифровать цели, то к концу года хорошо бы оценить результаты. Мы смотрим динамику при помощи eNPS. Это станет чек-поинтом, туда ли мы идем? Правильные ли инструменты выбрали? Что еще можно привнести?

Ну, и конечно! Нужно обязательно применять всё на практике, иначе это останется на бумаге. Нет иллюзии что через год все будет отлажено работать, это только этап проверки, дальше — только совершенствоваться. Постепенно культура мечты все больше будет становиться реальностью.

Кстати, если говорить о демонстрации наших ценностей в действии, то у нас уже есть крутые результаты. Например, мы всегда стараемся расставаться с сотрудниками хорошо, объясняем и нашим партнерам-руководителям, что поскольку рынок узкий, нужно поддерживать гармоничную среду, а проблемы нужно решать открыто и по-партнерски. И у нас получается налаживать этот диалог, благодаря нашим ценностям. Мы всегда к ним возвращаемся, особенно в трудных ситуациях.

Каждый наш сотрудник ощущает себя предпринимателем. А для нас он — полноценный партнер, который может в любое время прийти к любому руководителю и предложить идею о запуске нового продукта или услуги, внедрить ее в жизнь. Так например была основана наша партнерская программа Кокос Клан, или клуб Кокос ДрAIв, где сотрудники работают над проектами по внедрению ИИ в рабочие процессы. Скажу более: наши агентства Kokoc Like, Profitator, ProfileData, AdvGame, — все это результат инициатив сотрудников, переросший в экономически успешные бизнес проекты. Мы даем много свободы, и нам важен не сам путь, а результат. Никто никому не диктует, какими методами его достигать.  Поэтому с нами в основном работают люди, которые любят такую свободу, умеют принимать решения и готовы нести за них ответственность.

Еще для постоянной связи с сотрудниками есть формат “открытого микрофона”. Мы собираем вопросы и встречаемся с ребятами вживую, чтобы их обсудить. 

Конечно, мы не забываем и про стандартную мотивацию сотрудников: у нас есть и базовые фишки, типа ДМС, телемедицины, скидок на корпоративные услуги и так далее. Но также мы помогаем развиваться и в профессиональной сфере, поддерживаем стартапы и предложения по улучшению работы в офисе. 

Ниже приведу лишь небольшой список инициатив сотрудников, касающихся жизни компании:

— Разработали чат-бот “Рандом-ланч” для коллег,

— Внедрили внутреннюю валюту, которую можно обменять на плюшки,

— Установили вендинговые аппараты в офисе, баки для раздельного сбора мусора,

— Разработали интерактивную карту проживания сотрудников на корпоративном портале.

Так в чем же сила?

Любой компании важен рост и развитие. Каждая остановка приводит к неизбежной деградации в условиях быстро меняющегося рынка. Именно поэтому так важно выстроить фундамент, ту незыблемую первооснову, которая будет притягивать и объединять ваших сотрудников, клиентов, партнеров и вас самих даже в самые сложные времена. Это возможно сделать только через общие ценности, на базе которых уже в дальнейшем можно выстраивать бизнес-стратегии и достигать целей. Если вы будете делать это в совместном диалоге, то, поверьте, успех неизбежен! Так что не бойтесь экспериментировать, подходите комплексно, чтобы ценности стали не просто пустым звуком, а настоящим компасом, ведущим всю вашу команду к масштабным бизнес-целям!