Вы устроились на новую работу, успешно прошли испытательный срок, а через несколько месяцев руководитель или эйчар попросил вас поучаствовать в performance review. Что это и зачем оно нужно?
Во-первых, не беспокойтесь: это не значит, что ваша работа не устраивает компанию. Performance review — рядовая процедура, которую проходят все сотрудники одновременно. Во-вторых, прочитайте эту статью: в ней мы обо всём рассказываем подробно.
При подготовке материала нам помогали эксперты:
- Айгуль Билык, HRD Hopper IT
- Дарья Рязанова, HRD IT Test
- Мария Прокушева, начальник управления по персоналу НЛМК-ИТ
- Екатерина Михалевич, эксперт по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса
Что такое performance review
Performance review переводится с английского как «оценка производительности». В компании эта процедура подразумевает оценку профессиональных качеств всех сотрудников: как люди справляются со своими задачами, в чем делают успехи, каков их потенциал для продвижения по карьерной лестнице.
Обычно performance review проводят раз в полгода. Единого стандарта нет: компании адаптируют процедуру под свои задачи и особенности команды. Вам могут предложить некую форму для заполнения (письменный формат) или организовать встречу с руководителем один на один (устный формат).
Если всё сделано верно, performance review приносит пользу и компании, и вам.
Сотрудник:
- презентует свои достижения и может быть уверенным, что его заслуги заметят;
- видит свои сильные и слабые стороны;
- отслеживает прогресс и рост;
- получает обратную связь о своей работе от руководства и коллег;
- вместе с руководством формирует индивидуальный план развития (ИПР) на следующие полгода.
Компания:
- получает достоверную информацию о сотрудниках;
- замечает перспективные кадры, вносит их в резерв, чтобы при возможности предложить должность выше;
- отслеживает слабые места и может вовремя оказать помощь — предложить пройти обучение или назначить наставника.
К performance review нужно тщательно подготовиться. Причем лучше делать это не непосредственно накануне, а в течение всего отчетного периода — как минимум фиксируя свои успехи и неудачи.
Как подготовиться
Компания заинтересована в том, чтобы получить максимум информации от каждого сотрудника. Скорее всего, руководитель или эйчар проведет встречу, где объяснит, о чем важно рассказать в ходе оценки, какую информацию нужно подготовить, на какие данные опираться и с какими вопросами придется столкнуться.
Не стесняйтесь уточнять то, что непонятно: это не только поможет вам подготовить информативный отчет, но и укажет менеджменту на нюансы, которые стоит прояснять для сотрудников в будущем.
Однако есть и общие, универсальные правила:
- Поймите, зачем компания проводит performance review
Для чего эта процедура именно вашей компании — чтобы дать вам обратную связь, определить задачи на следующий отчетный период, в целом пересмотреть должности или зарплаты сотрудников?
- Изучите критерии оценки
Это может быть достижение ранее поставленных целей, или профессиональное развитие, или сотрудничество и эффективность коммуникации.
- Опишите свои достижения
Составьте список своих ключевых достижений и примеров успешных проектов, над которыми работали. Уточните, каких целей (не обязательно материальных) удалось достичь, в чем их ценность для компании. Подкрепите информацию конкретными фактами, цифрами, данными.
Оцените свои сильные и слабые стороны
Вернитесь к списку достижений и подумайте — что вам помогло добиться успеха? а что мешало? что нужно изменить для того, чтобы устранить помехи? Поразмышляйте, какие навыки хотелось бы развивать в будущем и к каким результатам прийти.
- Подготовьте вопросы
Во время performance review вы можете спросить руководителя о карьерных перспективах, развитии навыков, дополнительном обучении или о том, как улучшить результаты.
- Продумайте обратную связь о коллегах
Так как процедура предполагает, что работу сотрудника оценивает не только руководство, но и другие члены команды, вам придется давать обратную связь о коллегах. Вспомните свои впечатления от общения, оцените их вклад в совместный результат, оставайтесь объективным, сохраняйте доброжелательный настрой.
- Будьте готовы к обратной связи
Настройтесь на то, что нужно будет слушать и принимать конструктивную критику, задавать вопросы и проявлять интерес к развитию своих навыков.
- Не бойтесь генерировать идеи
Вы можете не только презентовать свои достижения и получить по ним обратную связь, но и высказать свои идеи и предложения по улучшению работы, атмосферы в команде. Кстати, проактивность во время performance review может быть расценена руководством как плюс и в будущем сослужить вам добрую службу.
Частые ошибки при подготовке к performance review
Performance review — это двухсторонний процесс, который дает возможность сотруднику и работодателю не только обсудить достижения и провалы в прошлом, но и установить новые цели, сформулировать потребности и ожидания каждого. Важно не допустить основных ошибок, которые только помешают прогрессу:
1. Отсутствие конкретики при постановке целей
Допустим, вы укажете, что хотите за время до следующего ревью вырасти как специалист. Но как измерить этот рост? HR-менеджеры в таких случаях помогают сделать цель измеримой и установить маркеры успеха.
Плохо: «Хочу научиться лучше продавать».
Хорошо: «Хочу пройти дополнительное обучение и увеличить количество продаж на 5–10%».
2. Бессмысленные цели
Бывает, что задачи прописаны четко, но неясно, в чем их польза для компании. Обязательно расскажите руководству, почему ставите ту или иную цель.
Плохо: «Хочу автоматизировать часть рекрутинговых задач — сейчас это популярно».
Хорошо: «Хочу автоматизировать сбор откликов с работных сайтов и первичный отбор резюме. Это сэкономит несколько часов рабочего времени в день и позволит быстрее приглашать успешных кандидатов на собеседования».
3. Постоянный перенос задач с прошедшего периода на текущий
Это говорит о том, что вы либо переоцениваете свои силы, либо перегружены, либо упускаете задачи из виду.
4. Чрезмерное количество целей
Для performance review не нужно описывать множество мелких целей. Достаточно выделить три-четыре задачи разной степени сложности на полгода, чтобы двигаться к ним на адекватной скорости и не перегружать себя. Подсказка: воспользуйтесь фреймворком SMART — цели должны быть конкретными, измеримыми, реалистичными, актуальными и ограниченными во времени.
5. Неготовность давать или получать обратную связь
Будьте внимательны, честны и открыты. Если столкнулись с критикой и не понимаете, куда двигаться, чтобы улучшить ситуацию, — можно подумать над решением вместе с руководителем.
А что потом?
Если в вашей компании приняты регулярные performance review, подготовка к ним не прекращается никогда:
- Фиксируйте свои достижения и сильные стороны, которые помогли добиться успеха.
- Анализируйте ошибки — что к ним привело и как сделать так, чтобы они не повторялись.
- Не забрасывайте ИПР, который составили по итогам общения с руководителем, — к следующему периоду оценки его важно будет реализовать (хотя бы частично).
https://prosto.rabota.ru/post/performance-review/