Конкуренция за талантливых и умных людей растет. Расскажем, как сделать так, чтобы кандидаты приходили работать именно к вам.

 

ЗАЧЕМ КОМПАНИИ HR БРЕНД

1. Получать отклики и привлекать таланты. Хороший HR бренд привлекает на работу квалифицированных кандидатов с опытом. Это позволяет создать сильную команду.

2. Сократить «текучку» кадров. Если сотрудникам нравится работать в компании, есть карьерный рост, достойная зарплата — это стимулирует оставаться на работе и развиваться внутри компании, а не искать новое место.

3. Повысить репутацию. HR бренд работодателя влияет на общую репутацию компании на рынке. Это привлекает новых клиентов, партнеров и инвесторов.

Узнайте, чем отличается репутация бренда и имидж: 10 отличий.

4. Снизить затраты бренда на найм. Компания не тратит время и деньги на самостоятельный поиск кадров. Кандидаты сами присылают резюме, а открытая вакансия вызывает конкурс.

Что включает HR бренд
1

МАРИЯ НИКОЛАЕВА

директор по маркетингу и PR ГК Юзтех:

«Хочу обратить внимание на момент, о котором забывают в силу достаточной молодости этого направления. HR бренд имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю.

  • Внешний HR-бренд: «облик» компании для соискателей, позиционирование и репутация на рынке труда. Основная цель — привлечь внимание релевантных специалистов и начать процесс рекрутмента.
  • Внутренний HR-бренд: работает внутри компании на ваших сотрудников. Основная цель — повысить вовлеченность, удовлетворенность и лояльность сотрудников.

Необходимо развивать оба направления, так как они влияют друг на друга. Например, вы сколько угодно можете говорить, что у вас в компании множество бенефитов, но если ваши сотрудники их не получают, это рано или поздно всплывет, и доверие к вам будет потеряно».

  • Любой бизнес — это люди. Вкладываясь в развитие HR бренда, компании нанимают лучших специалистов на рынке, увеличивают прибыль и создают комфортную атмосферу в коллективе, из которого не хочется уходить.

 

КАК ОЦЕНИТЬ HR БРЕНД

  1. Привлекательность работодателя. Один из основных показателей успешного HR бренда. Измерить показатель можно количеством кандидатов на вакансию, уровнем удовлетворенности сотрудников.
2

ВАЛЕРИЯ ЧЕРТОВИКОВА

CEO группы компаний Black Square Group, эксперт по корпоративному обучению и коммуникациям:

«Согласно исследованию компании Хабр Карьера, 59% соискателей ищут информацию о потенциальном работодателе ещё до отклика на вакансию и 28% делают это перед первым собеседованием. Поэтому создание образа компании в сознании потенциальных сотрудников, — важнейшая задача работодателя».

Привлекательным работодателя делает ценностное предложение компании (EVP) — что сотрудник получит от работы с вами? Например, белую зарплату, премии, социальный пакет, комфортную рабочую среду, корпоративное обучение, спортзал, скидки у партнеров и другие бонусы. Это создает конкурентное преимущество.

Как показывает практика, зарплата — не единственный критерий для соискателей. Ценят заботу со стороны работодателя, возможность развиваться”.

3

ЯНА ВОРОНИНА

руководитель коммуникационного агентства «Дела PR»:

«Среди критериев успешного HR бренда можно выделить:

  • Ценности компании: HR бренд должен отражать ценности компании и ее культуру — это даст кандидатам понимание, насколько работа в ней будет соответствовать их жизненным целям и ориентирам.
  • Открытость: важно честно говорить об этапах найма, перспективах развития на каждой позиции, материальных и нематериальных вопросах (ДМС, корпоративные мероприятия бренда, обучение).
  • Публикации в СМИ: повышают доверие к HR бренду, а присутствие в социальных сетях помогает узнать, как работает «внутренняя кухня». Познакомиться с сотрудниками, руководителями, с планами и новостями компании».
  1. Качество кандидатов. Кто откликается на вакансии бренда и проходит отбор: какой у них опыт работы, образование, личные качества и навыки.
  2. Уровень удержания сотрудников. Если сотрудники довольны и остаются на работе на протяжении долгого времени, это плюс вашему бренду. А если сменяют друг друга и не задерживаются — стоит задуматься.
  3. Онлайн репутация. Отзывы и рейтинги влияют на HR бренд и показывают, как воспринимают работодателя действующие и бывшие сотрудники. Это помогает найти точки роста.
  1. Уровень конкурентоспособности. Полезно сравнивать показатели с другими компаниями: рейтинги бренда, уровень удовлетворенности сотрудников, текучести кадров и другие метрики.

Компании, которые выделяются на фоне остальных, имеют больше возможностей для развития и сильный HR бренд, привлекающий лучших работников индустрии.

4

ЕВА ШЕКУНОВА

HR-консультант, владелец «Шекунова PRO кадры»:

«Google — известный пример развитого HR бренда. Компания серьезно вкладывается в процесс подбора и найма персонала, что позволяет привлекать лучших специалистов в индустрии. Amazon — бренд строится на найме людей, которые могут эффективно работать в постоянно меняющихся условиях. Компания дает широкие возможности для развития карьеры. Apple — построен на внедрении передовых методов обучения кадров. Tesla — HR бренд, известный созданием уникальной среды работы.

Эти компании, безусловно, гиганты, но они не всегда были такими. Поэтому заботиться о своей репутации как работодателя необходимо с самого начала».

Среди российских компаний тоже немало примеров успешных HR брендов. В рейтинге HeadHunter за 2022 год на 1 месте располагается Сбер, на 2 — Яндекс, на 3 — Альфа-банк. Далее идут VK, Тинькофф, Газпром нефть, ВТБ, Сибур и другие крупные компании.

Бренды предлагают динамичную и креативную среду, возможность работать над передовыми проектами, программы по обучению и личностному росту.

 

СОЗДАНИЕ HR БРЕНДА: КАК ВЫСТРОИТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

5

АЛЕКСАНДРА ВЕРЕТЕНО

руководитель агентства Vorona Agency, руководитель стратегического маркетинга Автохолдинга «Барс»:

«Работа над HR-брендом включает в себя определение ценностей и культуры вашей компании, а также то, как вы привлекаете, удерживаете и развиваете таланты.

  1. Определение целей и ценностей. Что ваша компания представляет и что стремится достичь. Это включает в себя вашу миссию, видение, ценности и культуру.
  2. Анализ текущего положения. Оцените, как сейчас компания привлекает и удерживает таланты, с помощью опроса сотрудников, анализа данных о текучке кадров.
  3. Определение целевой аудитории. Кто является вашими идеальными кандидатами? Что они ищут в работодателе? Что их мотивирует?
  4. Создание уникального предложения EVP — Employee Value Proposition. Определите, что делает вашу компанию уникальной для работников. Это могут быть возможности для профессионального развития, культура, бенефиты и т.д.
  5. Коммуникация и продвижение HR-бренда. Используйте различные каналы для распространения вашего бренда, включая сайт, социальные сети и т.д.
  6. Отзывы и обратная связь. Слушайте отзывы от текущих и бывших сотрудников, чтобы понять, как воспринимается ваш бренд, что можно улучшить.
  7. Мониторинг и улучшение. HR-брендинг — постоянный процесс. Необходимо регулярно отслеживать и анализировать эффективность своих усилий и вносить коррективы».
4

ЕВА ШЕКУНОВА

HR-консультант, владелец «Шекунова PRO кадры»:

«Построение HR-стратегии включает:

  • Создание условий: таких, чтобы к вам хотелось идти работать.
  • Создание системы мотивации, материальной и нематериальной.
  • Проработку контента не только для клиентов, но и для сотрудников.
  • Адаптация при найме в компанию — система карьерного планирования и развития персонала».

 

ЧЕК-ЛИСТ: ЕСТЬ, НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ

Размещение вакансий. Как о вас узнают соискатели? Публикуйте вакансии на разных площадках бренда, в телеграм каналах. Измените описание вакансий, чтобы оно транслировало ценности компании. Задайте себе вопрос: почему человеку будет у вас интересно?

6

АННА МАТИНИНА

руководитель компании GRASS:

«Мы размещаем баннеры в общественном транспорте, крутим ролики в торговых центрах, раздаем листовки. HR-бренд может заявить о себе на городских мероприятиях, фестивалях, тематических праздниках, где происходит большое скопление молодежи. Также мы ведем активную работу с институтами. Это и Дни карьеры, Ярмарки вакансий, раз в несколько месяцев к нам приходят студенты на экскурсию».

Собеседование. Должно быть комфортным для обеих сторон. Обратите внимание, как рекрутер общается с кандидатом, какие вопросы задает.

Обратная связь. Хороший тон — выйти на связь после собеседования, даже если кандидат не подошел. Всегда есть вероятность, что освободится подходящая позиция, и вы вернетесь с оффером бренда.

Например, коммуникационное агентство SETTERS славится открытостью. Эйчары компании отвечают на все письма соискателей и объясняют, почему человек пока не дотягивает до желаемой позиции, какие скиллы подтянуть, прикрепляют полезные материалы для обучения. Отказ воспринимается не так болезненно, а компания формирует заботливый бренд.

Онбординг. Это процесс адаптации новых сотрудников. Смена места работы и привычной обстановки — для многих стресс. Онбординг должен помогать закрыть организационные вопросы, погрузить в рабочий процесс, познакомиться с командой. Для этого можно создать базу знаний — платформу, где новички получат ответы на свои вопросы. Какие у компании правила, график выплаты зарплаты, как трудоустроиться, что делать, если нужен больничный или возникли проблемы с компьютером.

Обучение. Сотрудникам нужно расти и развиваться. В этом помогут внутренние лекции, записи вебинаров, онлайн-библиотека с полезными книгами. Можно организовать поездку на отраслевое мероприятие или конференцию, это повысит мотивацию.

Опрос мнений. Проведение опросов и анкетирования — распространенный способ выяснить, как сотрудники оценивают компанию, довольны ли работой и проектами, что хотели бы улучшить.

Офбординг. Расставание сотрудника с компанией также важно, как прием на работу, и должно оставить приятное впечатление. Работодатель может подобрать новые вакансии, дать HR рекомендации, провести exit interview и выяснить, над чем компании стоит поработать в будущем.

HR-бренд помогает привлекать, удерживать и развивать талантливых сотрудников. А также формировать позитивную репутацию и конкурентное преимущество на рынке труда.

НАТАЛЬЯ БАЛАЕВА - редактор Markway

НАТАЛЬЯ БАЛАЕВА

Ведущий редактор Markway

РАЗРАБОТКА HR БРЕНДА: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ