Конкуренция за талантливых и умных людей растет. Расскажем, как сделать так, чтобы кандидаты приходили работать именно к вам.
ЗАЧЕМ КОМПАНИИ HR БРЕНД
1. Получать отклики и привлекать таланты. Хороший HR бренд привлекает на работу квалифицированных кандидатов с опытом. Это позволяет создать сильную команду.
2. Сократить «текучку» кадров. Если сотрудникам нравится работать в компании, есть карьерный рост, достойная зарплата — это стимулирует оставаться на работе и развиваться внутри компании, а не искать новое место.
3. Повысить репутацию. HR бренд работодателя влияет на общую репутацию компании на рынке. Это привлекает новых клиентов, партнеров и инвесторов.
Узнайте, чем отличается репутация бренда и имидж: 10 отличий.
4. Снизить затраты бренда на найм. Компания не тратит время и деньги на самостоятельный поиск кадров. Кандидаты сами присылают резюме, а открытая вакансия вызывает конкурс.
МАРИЯ НИКОЛАЕВА
директор по маркетингу и PR ГК Юзтех:
«Хочу обратить внимание на момент, о котором забывают в силу достаточной молодости этого направления. HR бренд имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю.
- Внешний HR-бренд: «облик» компании для соискателей, позиционирование и репутация на рынке труда. Основная цель — привлечь внимание релевантных специалистов и начать процесс рекрутмента.
- Внутренний HR-бренд: работает внутри компании на ваших сотрудников. Основная цель — повысить вовлеченность, удовлетворенность и лояльность сотрудников.
Необходимо развивать оба направления, так как они влияют друг на друга. Например, вы сколько угодно можете говорить, что у вас в компании множество бенефитов, но если ваши сотрудники их не получают, это рано или поздно всплывет, и доверие к вам будет потеряно».
- Любой бизнес — это люди. Вкладываясь в развитие HR бренда, компании нанимают лучших специалистов на рынке, увеличивают прибыль и создают комфортную атмосферу в коллективе, из которого не хочется уходить.
КАК ОЦЕНИТЬ HR БРЕНД
- Привлекательность работодателя. Один из основных показателей успешного HR бренда. Измерить показатель можно количеством кандидатов на вакансию, уровнем удовлетворенности сотрудников.
ВАЛЕРИЯ ЧЕРТОВИКОВА
CEO группы компаний Black Square Group, эксперт по корпоративному обучению и коммуникациям:
«Согласно исследованию компании Хабр Карьера, 59% соискателей ищут информацию о потенциальном работодателе ещё до отклика на вакансию и 28% делают это перед первым собеседованием. Поэтому создание образа компании в сознании потенциальных сотрудников, — важнейшая задача работодателя».
Привлекательным работодателя делает ценностное предложение компании (EVP) — что сотрудник получит от работы с вами? Например, белую зарплату, премии, социальный пакет, комфортную рабочую среду, корпоративное обучение, спортзал, скидки у партнеров и другие бонусы. Это создает конкурентное преимущество.
Как показывает практика, зарплата — не единственный критерий для соискателей. Ценят заботу со стороны работодателя, возможность развиваться”.
ЯНА ВОРОНИНА
руководитель коммуникационного агентства «Дела PR»:
«Среди критериев успешного HR бренда можно выделить:
- Ценности компании: HR бренд должен отражать ценности компании и ее культуру — это даст кандидатам понимание, насколько работа в ней будет соответствовать их жизненным целям и ориентирам.
- Открытость: важно честно говорить об этапах найма, перспективах развития на каждой позиции, материальных и нематериальных вопросах (ДМС, корпоративные мероприятия бренда, обучение).
- Публикации в СМИ: повышают доверие к HR бренду, а присутствие в социальных сетях помогает узнать, как работает «внутренняя кухня». Познакомиться с сотрудниками, руководителями, с планами и новостями компании».
- Качество кандидатов. Кто откликается на вакансии бренда и проходит отбор: какой у них опыт работы, образование, личные качества и навыки.
- Уровень удержания сотрудников. Если сотрудники довольны и остаются на работе на протяжении долгого времени, это плюс вашему бренду. А если сменяют друг друга и не задерживаются — стоит задуматься.
- Онлайн репутация. Отзывы и рейтинги влияют на HR бренд и показывают, как воспринимают работодателя действующие и бывшие сотрудники. Это помогает найти точки роста.
Инструкция, как восстановить репутацию: 7 шагов ORM.
- Уровень конкурентоспособности. Полезно сравнивать показатели с другими компаниями: рейтинги бренда, уровень удовлетворенности сотрудников, текучести кадров и другие метрики.
Компании, которые выделяются на фоне остальных, имеют больше возможностей для развития и сильный HR бренд, привлекающий лучших работников индустрии.
ЕВА ШЕКУНОВА
HR-консультант, владелец «Шекунова PRO кадры»:
«Google — известный пример развитого HR бренда. Компания серьезно вкладывается в процесс подбора и найма персонала, что позволяет привлекать лучших специалистов в индустрии. Amazon — бренд строится на найме людей, которые могут эффективно работать в постоянно меняющихся условиях. Компания дает широкие возможности для развития карьеры. Apple — построен на внедрении передовых методов обучения кадров. Tesla — HR бренд, известный созданием уникальной среды работы.
Эти компании, безусловно, гиганты, но они не всегда были такими. Поэтому заботиться о своей репутации как работодателя необходимо с самого начала».
Среди российских компаний тоже немало примеров успешных HR брендов. В рейтинге HeadHunter за 2022 год на 1 месте располагается Сбер, на 2 — Яндекс, на 3 — Альфа-банк. Далее идут VK, Тинькофф, Газпром нефть, ВТБ, Сибур и другие крупные компании.
Бренды предлагают динамичную и креативную среду, возможность работать над передовыми проектами, программы по обучению и личностному росту.
СОЗДАНИЕ HR БРЕНДА: КАК ВЫСТРОИТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
АЛЕКСАНДРА ВЕРЕТЕНО
руководитель агентства Vorona Agency, руководитель стратегического маркетинга Автохолдинга «Барс»:
«Работа над HR-брендом включает в себя определение ценностей и культуры вашей компании, а также то, как вы привлекаете, удерживаете и развиваете таланты.
- Определение целей и ценностей. Что ваша компания представляет и что стремится достичь. Это включает в себя вашу миссию, видение, ценности и культуру.
- Анализ текущего положения. Оцените, как сейчас компания привлекает и удерживает таланты, с помощью опроса сотрудников, анализа данных о текучке кадров.
- Определение целевой аудитории. Кто является вашими идеальными кандидатами? Что они ищут в работодателе? Что их мотивирует?
- Создание уникального предложения EVP — Employee Value Proposition. Определите, что делает вашу компанию уникальной для работников. Это могут быть возможности для профессионального развития, культура, бенефиты и т.д.
- Коммуникация и продвижение HR-бренда. Используйте различные каналы для распространения вашего бренда, включая сайт, социальные сети и т.д.
- Отзывы и обратная связь. Слушайте отзывы от текущих и бывших сотрудников, чтобы понять, как воспринимается ваш бренд, что можно улучшить.
- Мониторинг и улучшение. HR-брендинг — постоянный процесс. Необходимо регулярно отслеживать и анализировать эффективность своих усилий и вносить коррективы».
ЕВА ШЕКУНОВА
HR-консультант, владелец «Шекунова PRO кадры»:
«Построение HR-стратегии включает:
- Создание условий: таких, чтобы к вам хотелось идти работать.
- Создание системы мотивации, материальной и нематериальной.
- Проработку контента не только для клиентов, но и для сотрудников.
- Адаптация при найме в компанию — система карьерного планирования и развития персонала».
ЧЕК-ЛИСТ: ЕСТЬ, НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ
Размещение вакансий. Как о вас узнают соискатели? Публикуйте вакансии на разных площадках бренда, в телеграм каналах. Измените описание вакансий, чтобы оно транслировало ценности компании. Задайте себе вопрос: почему человеку будет у вас интересно?
АННА МАТИНИНА
руководитель компании GRASS:
«Мы размещаем баннеры в общественном транспорте, крутим ролики в торговых центрах, раздаем листовки. HR-бренд может заявить о себе на городских мероприятиях, фестивалях, тематических праздниках, где происходит большое скопление молодежи. Также мы ведем активную работу с институтами. Это и Дни карьеры, Ярмарки вакансий, раз в несколько месяцев к нам приходят студенты на экскурсию».
Собеседование. Должно быть комфортным для обеих сторон. Обратите внимание, как рекрутер общается с кандидатом, какие вопросы задает.
Обратная связь. Хороший тон — выйти на связь после собеседования, даже если кандидат не подошел. Всегда есть вероятность, что освободится подходящая позиция, и вы вернетесь с оффером бренда.
Например, коммуникационное агентство SETTERS славится открытостью. Эйчары компании отвечают на все письма соискателей и объясняют, почему человек пока не дотягивает до желаемой позиции, какие скиллы подтянуть, прикрепляют полезные материалы для обучения. Отказ воспринимается не так болезненно, а компания формирует заботливый бренд.
Онбординг. Это процесс адаптации новых сотрудников. Смена места работы и привычной обстановки — для многих стресс. Онбординг должен помогать закрыть организационные вопросы, погрузить в рабочий процесс, познакомиться с командой. Для этого можно создать базу знаний — платформу, где новички получат ответы на свои вопросы. Какие у компании правила, график выплаты зарплаты, как трудоустроиться, что делать, если нужен больничный или возникли проблемы с компьютером.
Обучение. Сотрудникам нужно расти и развиваться. В этом помогут внутренние лекции, записи вебинаров, онлайн-библиотека с полезными книгами. Можно организовать поездку на отраслевое мероприятие или конференцию, это повысит мотивацию.
Опрос мнений. Проведение опросов и анкетирования — распространенный способ выяснить, как сотрудники оценивают компанию, довольны ли работой и проектами, что хотели бы улучшить.
Офбординг. Расставание сотрудника с компанией также важно, как прием на работу, и должно оставить приятное впечатление. Работодатель может подобрать новые вакансии, дать HR рекомендации, провести exit interview и выяснить, над чем компании стоит поработать в будущем.
HR-бренд помогает привлекать, удерживать и развивать талантливых сотрудников. А также формировать позитивную репутацию и конкурентное преимущество на рынке труда.