Все знают про важность локации для розничной торговли или общепита. Вот он настоящий органический трафик — а не в этих ваших Интернетах! Живые потенциальные клиенты могут завернуть на огонек вывески, разом перемахнуть всю воронку продаж и тут же оплатить покупку. Красота!

Как тут не вспомнить признание Рэя Крока (основателя, а точнее, перекупщика и продюсера сети McDonald’s). На одной из лекций он спросил у слушателей, в каком бизнесе занят. После очевидных реплик бизнесмен заметил: «Нет, вовсе не в гамбургерном. Мы работаем на рынке недвижимости».

Дело в том, что «Макдональдс» — один из крупнейших в мире владельцев самых проходных и удачно расположенных зданий. Именно доход с монопольно предлагаемых помещений служит основой капитала корпорации. Как и у многих других торговых сетей. Приоритеты и фокусировки разные, суть всегда одна: место определяет поток покупателей, норму прибыли, рентабельность. Тут все понятно.

Однако мы редко задумываемся о том, насколько универсально правило МММ: место, место, место. А ведь по сути оно касается почти всех аспектов жизни.

Место жительства

Есть немало поговорок и житейских нормативов, посвященных «привязке» жителей к определенной географии:

  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Где родился, там и пригодился.
  • Люди не улетают в космос от вращения Земли, потому что закреплены за поликлиниками.

Действительно, крепостное право вроде отменили (хотя это не точно), но прописка и регистрации остаются в силе. На любые перемещения может потребоваться виза. В конечном счете необходимо разрешение на то, чтобы поменять место своего нахождения.

Антиутопии часто упоминают иерархию различных зон, похожих на уровни компьютерной игры. Герои дерзко прорываются через границы, заглядывая на «чужую» территорию. При этом сам факт внутренних границ воспринимается подозрительно легко. Зрителей не коробит от идеи сегрегации, поскольку именно так все в целом и устроено.

На «загнивающем» Западе стоимость жилья напрямую зависит от уровня школ и другой критичной инфраструктуры. И это тоже логично. Дома или парки сами по себе не так важны, как качество жизни на этом месте.

Слава вузов лиги Плюща, дурная репутация гетто, любые другие ассоциации первого рода с конкретными локациями вполне закономерны. От места жительства зависит многое: соседи, криминальная или безопасная обстановка, культура или ее отсутствие, снабжение продуктами, цены, экология, медицина. А значит, и перспективы для карьеры, ожидаемые развлечения, продолжительность жизни.

Неудивительно, что во многих нехороших местах ключевым шагом к светлому будущему становится рывок прочь от тянущих на дно корней. Странно другое: большинству проще сгинуть в родном болоте, чем выглянуть за его пределы.

Пожалуй, ничего сильнее не влияет на личный гороскоп, как простое перемещение в пространстве. Ибо бытие определяет сознание, а дальше – домино следствий.

Место учебы

Чуть подробнее про школы и университеты. Ядро записной книжки любого человека формируется в молодости. Никакой нетворкинг не способен наверстать годы и десятилетия самого активного периода жизни. Гулянки, выходки, открытия, взлеты и падения. Онлайн-дружба не похожа даже на тень реальных связей между людьми, у которых обширное общее прошлое.

Это абсолютно невосполнимый ресурс, если цинично смотреть на вещи. Или в более романтичном и адекватном понимании — настоящая близость с единомышленниками, при некоторой удаче даже обретение истинных врагов (что тоже недостижимая редкость в выхолощенном мирке соцсетей и маркетплейсов).

Всего лишь бонусом становится уровень знаний, причем он дважды следствие в этом уравнении. Хорошая школа или колледж дают возможность учиться. Мотивация и поддержка зависят от окружения.

Таким образом, место учебы может стать трамплином. Но только в том случае, когда учебное заведение создает условия для синергии. Так было всегда, а с ростом по экспоненте осознанности вместо заучивания разрыв будет только увеличиваться.

Знания можно скачать из любой точки мира. А атмосфера воодушевления и приобщения к науке встречается редко. Это места силы, которые пойди отыщи сначала, а потом попади туда по конкурсу за неприлично много денег.

Место работы

Как ни странно, ситуация с местом работы чуть менее критична. В современном мире нет былой обреченности с выбором «раз и навсегда». Наоборот, нормальным считается смена места работы раз в несколько лет, по крайней мере, несколько раз за жизнь.

Собственно, темп продвижения по карьерной лестнице обычно зависит как раз от удачного ритма смены компаний. Слишком быстро – плохо, сложится репутация поверхностного авантюриста. Медленно – тоже не годится, просто времени не хватит дожидаться, пока заметят и продвинут. Тем более что в большинстве случаев есть довольно близкий потолок, выше которого двигаться физически некуда.

При этом в более широком смысле выбор места работы также судьбоносен. Прозорливые выпускники понимают, что стажировка в правильном бренде нужна сама по себе. Нет смысла торговаться за копейки, когда закладывается фундамент резюме и портфолио.

Фоном, далеко за кадром остаются такие мелочи, как реальные навыки, фактические служебные обязанности и первые достижения. Конечно, если зрелищно облажаться, то никакой список брендов в трудовой книжке не поможет. Но при прочих равных взгляд кадровиков скользит по верхам, видит красивые позиции, и этого достаточно.

Аналогично обстоят дела и в бизнесе. Клиенты редко связываются с менеджерами бывших клиентов, выясняют реальные условия и итоги проектов. Обычно хватает упоминаний и отзывов, простого наличия логотипов.

Скажи мне, с кем ты работал, и я скажу тебе, каких заказов (или мест работы) ждать в будущем. Похоже на кастовое общество 2.0, в котором лестницы и социальные лифты лишь для немногих выскочек. А горизонтальные этажи – как провинциальные райцентры. Там легко заблудиться между трех сельпо и провести всю жизнь, наслаждаясь обществом местных алкашей.

Место в социуме

Кстати про общество. Наш социальный статус складывается из больших, объемных кирпичей. То же резюме, вид в профиль. Как правило, официальное досье с подтверждающими документами не требуется. Встречают по одежке, провожают по сбывшимся или нет эгоистичным ожиданиям контрагентов.

Здесь идут в ход реальные (а не декларируемые) связи, характер, личные достижения. Надежность. Фактически, любой человек машинально проводит непрерывный «комплаенс» всех своих собеседников. Что с них можно получить, с какими вложениями и рисками. Что стоит инвестировать — время, деньги, внимание.

Социальный граф настолько математичен, что его пытаются визуализировать в масштабе целой Поднебесной. Речь о системе социальных рейтингов с педантичным начислением баллов, словно в компьютерной игре. Очень масштабный, эпичный эксперимент, последствия которого до сих пор все недооценивают. В том числе сами китайцы. Ведь речь ни много ни мало о том, чтобы просчитать веса невесомой «химии» в личном общении людей.

Так или иначе, с помощью всевидящих датчиков глобального ИИ или самостоятельно «на глазок», мы ведем учет социальных рейтингов всех, с кем пересекаемся. Люди знают, кому можно дать в долг до получки или на новый бизнес-проект, с кем стоит светиться рядом на фотках в соцсетях, чья рекомендация поможет, а от кого лучше держаться подальше, помогать украдкой и вообще знакомство не афишировать.

Здесь важно, что напрямую воздействовать на собственное место в чужих социальных графах нереально. Потому что это производная материя, результирующая таблица. Она подбивает итоги по другим местам, которые мы посещаем и занимаем.

Место в жизни

К счастью, люди не компьютеры. Мы не ведем в уме матрицы для динамических систем сценарного моделирования. В лучшем случае прикидываем «за» и «против» на несколько шагов вперед (да еще зачастую сильно при этом ошибаемся). Это хорошо.

Иначе легко оказаться парализованным, осознавая тяжесть любого выбора. Вереницы следствий уходят за горизонт личных событий. Линий много, они пересекаются, влияют друг на друга, интерферируют. Можно с ума сойти, если пытаться оценивать важность тех или иных своих решений.

Поэтому мы просто занимаемся комбинаторикой. Выбираешь новое место — переходишь на другой уровень. При удачном решении вверх, при неудачном вниз. Иногда стратегически правильно пожертвовать оперативным преимуществом, чтобы набрать потенциал для рывка позже.

Единственный безупречно проигрышный подход заключается в избегании любых изменений. Они все равно будут, только выбор сделают другие. Сакраментальный вопрос Гамлета «Быть или не быть?» можно трактовать как выбор между быть собой и действовать самостоятельно или стать пешкой в чужой игре, пассивно наблюдая «что получится». Все призы распределяются между участниками первой, проактивной лиги. Остальные превращаются в ресурсы.

Звучит похоже на подводку к некой морали, но ее не будет. Правило МММ работают независимо от того, как мы к нему относимся.

Владельцу бутикового ресторана в спальном районе не стоит удивляться плохим показателям и банкротству. Просто неудачное место – фатальная ошибка в планировании. Аналогично с любыми другими местами, которые мы выбираем, посещаем, обживаем. Они могут быть козырями или балластом, помогать или мешать.

Попробуйте беспристрастно посмотреть на карты, по которым живете и ведете дела. Первое, на что стоит обратить внимание: мир гораздо больше, чем кажется по личному опыту. В буквальном географическом смысле это веская причина чаще и дальше путешествовать. Более широко можно трактовать как выход из пресловутой зоны комфорта, поначалу неважно, в какую именно сторону.

Если так делать регулярно, постепенно разовьется интуиция. Вроде личного навигатора. Когда видно, куда лучше двигаться, а заодно и когда. Карта же не 3D, она 4D — причем измерение «время» часто ключевое.

Те, у кого получается лучше других, вместо сожалений «Ах если бы тогда…» обретают биографию из волшебно удачных шагов. Просто они разглядели игровое поле и занимают выгодные позиции, как в «Монополии». А раз жизнь игра, в нее можно выигрывать.

https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnost/1996552-fenomen-mesta-kak-uspeh-v-zhizni-zavisit-ot-vybora-lokatsii?utm_campaign=4320&utm_medium=menedzhment&utm_source=email