Важное качество любого руководителя – его видение и способность взглянуть на ситуацию со стороны и сверху, чтобы учитывать все имеющиеся факты и ограничения при принятии решений.
Полагаю, никто не будет спорить с утверждением, что необходимо работать с профессионалами. Но давайте представим руководителя крупного холдинга, который должен привлечь к работе финансового директора в одну из компаний, где нет корпоративной культуры, в менеджменте находятся некомпетентные для современного бизнеса люди, а управленец – человек старой закалки.
Руководитель холдинга встречается с одним из кандидатов на должность финансового директора. Соискатель работал в западных компаниях, показывал хорошие результаты, хочет испытать себя в местной развивающейся компании. Взять на работу такого опытного финансиста кажется естественным решением. Но оно в корне неверное и даже опасное. Почему?
Этот финансист работал в западных компаниях и был успешен конкретно в той атмосфере, где люди изначально знают, что такое бюджет, как надо его составлять, какие работы с документами необходимо исполнять, чтобы получить средства. А в компаниях, где необходимо ставить и создавать финансовую систему, помимо профессиональных знаний, надо уметь договариваться, давить, продавливать, не бояться конфликтов, а иногда специально идти на конфликт с матерыми волками. В такую компанию необходимо привлечь человека соответствующего психологического настроя и опыта.
К чему я привел этот пример? Понимание таких тонких моментов управления – результат видения руководителя, которое формируется из правильного сочетания огромного количества прочитанных книг, опыта и практического применения полученных знаний. Возникает важный вопрос: что должен читать руководитель?
1. Статьи
До того как перейти к тематикам книг, я бы хотел коснуться вопроса статей. Лично для меня чтение статей – ежедневный ритуал, с которого начинается мое рабочее утро. Чашка кофе и статья на портале – день начинается позитивно и полезно!
Почему надо читать статьи? В первую очередь, это краткость. Статьи предоставляют возможность получить информацию в систематизированном и кратком виде. Во-вторых, они несут в себе более актуальную и современную информацию, нежели книги. И самое главное, они ведут человека к знаниям, как лабиринт. У меня это часто именно так и происходит: читаю статью и вижу интересную, неизвестную мне теорию. Начинаю исследовать эту тему и выхожу на какую-то совершенно новую, доселе мне неизвестную мысль.
Какие статьи читать? Экономика и геополитика, технологические тенденции и новости рынков, исследования и отчеты. Руководитель должен быть в курсе происходящего в мире, стране, новых возможностей для отрасли и компании.
2. История менеджмента
На всех своих тренингах и выступлениях я настоятельно советую руководителям читать историю менеджмента. Дело в том, что в истории менеджмента огромное количество примеров государственного и частного управления, которые могут помочь руководителям. Есть несколько прекрасных книг об истории менеджмента, которые позволяют видеть эволюцию управления, брать много уроков из управленческой истории.
Возникает естественный вопрос: почему управленцу необходимо знакомиться с теоретическими разработками, созданными порой сотни лет назад?
В любом сложном деле существуют различные уровни, которые необходимо узнать и познать. Отдельные концепции и идеи управления помогают понять логику, связи и внутренние категории. Не стоит недооценивать идеи прошлого, поскольку они несут в себе элементы знаний, которые и сегодня имеют значение.
Считаю, что грубое копирование и использование техник, инструментов и технологий управления без знаний истории, нескольких индустриальных революций и предпосылок к ним, а также анализа философии менеджмента – это путь в никуда. Мы можем скопировать здание, ремонт, мебель, оборудование, униформу и забить его товарами. Но это будет мертвый бизнес, потому что мы никогда не сможем передать бизнесу дух и философию, без которого все это будет оставаться неодушевленным.
Внедрение инструментов менеджмента должно сопровождаться изучением и анализом фундамента и фундаментальных путей, на основании которых они создавались. Механическое копирование инструментов даст внешние атрибуты. Управление бизнесом – это больше, чем техника и инструменты. Менеджмент – прежде всего философия, ценности и культура.
3. Теория и школы менеджмента
Теория менеджмента позволят понимать основные принципы управления. Лично я получил колоссальное количество информации, которую применяю в реальной практике, из теории Анри Файоля и Фредерика Тейлора. Теории менеджмента дают огромное количество базовой информации об управлении, а разные школы управления предоставляют уникальные методы, которые могут быть полезны руководителям.
Классическая школа управления
Основными представителями классической или традиционной школы управления, являются Фредерик Тэйлор и Анри Файоль. Теория этой школы сосредоточена на повышении производительности и эффективности труда, нормировании труда, мотивации труда работников, разрешении социальных проблем, основных принципах менеджмента, основных функциях управления, процессном подходе к управлению, принципах работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления, построении организации, централизации и децентрализации власти, мотивации труда и стабильности кадров, власти и ответственности. Все это и есть то, чему должен уделять внимание руководитель.
Школа человеческих отношений
Представители этой школы уделяют основное внимание социальной ответственности бизнеса перед работниками, индивидуальной психологии, человеческим потребностям, конфликтам, формальным и неформальным организациям, статусам и ролям членов коллектива, авторитету и лидерству в команде, и самое главное – роли социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда, факторов. И это тоже то, что руководитель должен знать.
Мне очень нравится утверждение представителей этой школы о том, что счастливый сотрудник – это эффективный и производительный работник. Вопрос, который должен задать себе руководитель и найти на него ответ – «Как обеспечить ему это счастье?». А дальше разбираться: на всех ли действует чувство счастья? И только ли счастье движет людьми?
Школа «социальных систем»
Представители этой школы рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом различных важных составляющих, таких как индивид, формальная структура организации, неформальная структура организации, статусы и роли членов организации, внешнее окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.)
Является ли изучение теории и школ панацеей? Нет. Все эти школы и их теории, которые в различные периоды получали практическое подтверждение на различных стадиях, дают руководителю прекрасное общее видение управления. Все эти теории как раз и являются именно школами для любого руководителя. Не зная истории и базы управления, невозможно понимать глубину науки управления и принимать максимально приближенные к правильному в зависимости от ситуации решения.
4. Жизни великих
Для меня, как для управленца, жизни предпринимателей, бизнесменов и руководителей просто напичканы мощной энергетикой и инструментами. Благодаря не только знаниям, но и железной силе воли, дисциплине, внутренней вере в свое будущее эти люди смогли во многих моментах пойти против устоев своего времени.
Мои герои – Генри Форд, Джек Уэлч, Ричард Бренсон, Ингвар Кампрад, Сэм Уолтон, Рэй Крок, Говард Шульц, Ли Якокка. Все они великие управленцы и предприниматели, у которых я многому научился: создавать системы управления, бороться с внутренними и внешними факторами и группировками, противодействующими реформам и изменениям, управлять отношениями с персоналом и неформальными лидерами мнений в компаниях, осознал важность работы над деталями.
Книги и автобиографии этих руководителей дают колоссальную и весьма полезную информацию и огромное количество инструментов.
5. Книги про саморазвитие
Книги про так называемые soft skills или гибкие навыки. Работа руководителя в основном заключается в умении общаться, строить отношения (и не простые, а доверительные), убеждать и вести людей за собой. Личная эффективность, критическое мышление, эмоциональный интеллект, работа в режиме неопределенности – это все, что жизненно необходимо для руководителя.
Руководитель просто обязан знать основные инструменты личной эффективности. Знание и умение их применять позволяют руководителю повысить не только свою эффективность, но и своей команды и компании в целом.
Такие навыки, как умение коммуницировать, понимание потребностей сотрудников, создание продуктивной рабочей атмосферы, повышение уровня доверия, умение управлять конфликтами внутри команды и способность беречь атмосферу в компании должны в обязательном порядке быть у каждого руководителя.
Остаются два вопроса
1. Помогает ли чтение?
- Нет, не помогает, если не применять полученные знания.
- Нет, не помогает, если начинать читать сразу тяжелую литературу.
Уверен, что чтение должно быть эффективным, в то время как большинство управленцев читают продуктивно. Простой пример разницы в продуктивности и эффективности чтения: можно прочитать 10 книг за год и не применить никаких знаний и жаловаться, что не будет никакой пользы от чтения, или прочитать одну книгу и применять прочитанные в ней знания.
2. Можно ли применять все прочитанные инструменты?
Нет, это точно – все инструменты применить не получится. Но важно знать много инструментов и иметь возможность использовать их при необходимости, чтобы не случилось, как в известной пословице: «если у человека в руке только молоток, то он везде будет видеть только гвозди».
Полностью согласен с мнением Сократа, что искусству управления необходимо учиться и применять его. А руководитель в наше очень динамичное время должен быть одновременно и вечным студентом.