Во времена деликатесного пломбира была книжка с рефреном «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Стихотворение доносит простую и гуманистическую мысль о равенстве различных профессий.

Спорить с нужностью мам глупо. Необходимость полного обеспечения трудовыми ресурсами рынка труда тоже сомнений не вызывает. Вот только равенство никогда не было правдой, а потом еще несколько раз подряд устарело.

К сожалению, условный учитель редко может соревноваться например с айтишником. И дело вовсе не в опыте, квалификации или скажем таланте. Просто разные лиги. По уровню доходов, темпам выхода на орбиту, географической свободе, социальным гарантиям, любой другой метрике.

Все равно что сравнивать спортсмена-гиревика и теннисиста. Надцатая ракетка мира без пяти минут звезда. Имя мелькает в прессе, солидные рекламные контракты, обширные перспективы. Чемпион по гирям известен узкому кругу посвященных. Разные миры.

Значит ли это, что дело всей жизни следует выбирать методом левой руки: закрываем номенклатуру, смотрим цифры? Это было бы слишком просто. Критериев много. Более того, специалисты наоборот предлагают игнорировать доходность, исходить из предрасположенностей и склонностей.

Что не так с ранним профориентированием

Психологи утверждают, что дети начинают интересоваться профессиями с 5 лет или чуть раньше. Внимательные родители заметят, что детей начинают спрашивать об этом при первой же возможности. Нормальный ребенок вообще не примеряет на себя трудовую повинность. Он просто интересуется всем, что есть в этом мире.

Так или иначе, наряду с рутиной из поедания каши и уборкой игрушек где-то далеко на горизонте начинает маячить выбор профессии.

Малыши еще не определились с тем, стоит ли надевать колготки самостоятельно или лучше поистерить, и пусть мама поможет. А тут нате здрасьте, судьбоносные стратегические решения!

Кем ты хочешь быть, ну кем? Космонавтом, врачом, продавцом мороженого? Вряд ли такелажником III разряда или ассистентом и.о. менеджера из этого, как его там, департамента мутной хрени в корпусе 5 «Г». Потому что дети не подозревают о существовании таких работ.

В мультсериале «Футурама» был показан датчик ДНК. Прибор пищит, моргает диодами и выдает герою чип курьера. Вроде распределительной шляпы из Гарри Поттера, только в нарочито научном исполнении.

Тестирование и задушевные беседы со специалистами не сильно отличаются по информативности. Здесь сразу несколько проблем:

  • Клишированные представления. Если ребенок добрый и любит животных, значит, станет ветеринаром. А если злой и туповатый — тогда коллектором, что ли?
  • Пренатальная сортировка. Довольно странно выявлять лидерские качества у карапузов, которые за полгода меняются неузнаваемо. Причем в любую сторону.
  • Розовые очки. Все представления о вариантах для выбора у детей и даже подростков взяты буквально из рекламных буклетов.

Пожалуй, это корень проблемы. Причем не только для детского, для любого профориентирования — включая взрослых, пожилых, долгожителей.

День открытых витрин

Не существует экскурсий по профессиям, на которых задолбанные в хлам, психически истощенные люди матом делятся своими кошмарами. Мастер по любой специальности не скажет, что в гробу все это видел, а деньги копит на психотерапевта и бухло.

Ничего подобного. Художественные фильмы, якобы документальные рассказы бывалых, описания в онлайн и недобитых бумажных источниках, прямая реклама вакансий, вереницы публикаций HR-брендов — везде налажен однозначный позитив.

Юная официантка из бистро легко снимает просторную квартиру на Монмартре. Юристы (обязательно адвокаты) ведут увлекательные расследования, они почти Шерлоки Холмсы. Разработчики – это хакеры, разумеется, за монитором их можно застать только во время молниеносных блестящих пранков. И так по любой профессии.

Все это приводит к тому, что выпускники выбирают не реальные профессии и работы, а некие фантазийные представления о них. Без учета таких «мелочей» как:

  • Полная цена входа, означающая время и финансовые затраты на освоение первой ступени до выхода на доходы, потом безубыточность.
  • Рыночный уровень доходов, опять же без завышенных ожиданий и с поправкой на уловки работодателей.
  • Стоимость удержания места по необходимому дополнительному образованию, зачастую еще коммуникации и пиарные активности — что особенно актуально как раз для лакомых направлений.
  • Сроки выгорания, а также причины, по которым ветераны ищут куда «спрыгнуть» с такого счастья.
  • Косвенные обременения, например, в виде привязки к определенным локациям или даже предприятиям, навязанные соглашения о неразглашении, невыезде, прочие прелести олигополий.

Сейчас по диагонали нужно добавить еще вероятность автоматизации, то есть конкуренцию с ИИ. Пока утверждается, что роботы только помогут работать, все станет проще и интереснее. Но правда, наверное, в другом.

В безопасности только рабочие места, обслуживание которых обходится дешевле аренды сервера. Средний класс – это миф, с которым успешно борются и почти победили. Зато в высшей лиге развернется битва за выживание среди лучших из лучших из лучших, сэр! Что дополнительно путает карты Таро при гаданиях на выгодное будущее.

Как давать адекватные представления о работах

Прежде всего, надо признать что трудовые династии окончательно устарели. Собственно, давно, уже на старте промышленной революции передача семейного дела по изготовлению каких-нибудь упряжей для лошадей потеряла всякий смысл. Большинство профессий изменились так сильно, что им буквально приходится учиться с нуля.

Тем более сегодня, когда без передышки сначала появились компьютеры, потом Интернет, роботы, ИИ. Раз в несколько лет прежние нормы стоит сильно пересматривать. Раз в десятилетие полностью меняются акценты, закрываются прежние и появляются новые окна возможностей.

Поэтому главное, что можно дать детям — не готовый список профессий с отмеченными маркером позициями на вкус родителей или учителей. Нужно развивать понимание того, что мир изменчив. Что надо следить за изменениями, в идеале распознавать тренды и оценивать их перспективы. То есть готовиться не к конкретной профессии, а, скорее, к виду деятельности. И учитывать при этом, что за 20-30 лет мир неизбежно и ощутимо изменится. Да и потом предстоит много раз доучиваться, переучиваться.

Помимо концепции непрерывного образования полезно расширить кругозор насчет того, что уже есть или появляется. Например, даже не все взрослые знают про масштабы AgroTech (автоматизация сельского хозяйства) или закулисье экономики сервисов (а там выросла целая вселенная взаимосвязанных бизнесов).

Далее, рекламный характер абсолютно всей информации о чем угодно нужно корректировать. Как минимум, такими способами:

  • Развитие критического мышления. Не путать с нигилизмом, отрицающим все не глядя. Только трезвый, взвешенный аналитический подход к поиску, проверке и оценке разных источников.
  • Полное погружение. Стажировки, личные знакомства со специалистами в интересных отраслях. Подписка на нишевые новости, форумы, чаты в мессенджерах. Инсайдерская информация из первых рук.
  • Разведка боем. Откликаться на вакансии могут хоть школьники. Не обязательно действительно целиться на получение работы. Важно разобраться в том, какие условия предлагают, чего спрашивают. Если пройти несколько собеседований, это даст гораздо более глубокое представление о том, как оно все на самом деле.

Еще лучше начинать с беспристрастного рыночного анализа. То есть от «мне нравится» чего-то перейти к изучению биржевых сводок и графиков банкротств, увеличения капитализаций компаний из разных направлений. Понятно, что дети не будут этим заниматься. Учителя, кстати, тоже. Только родители, либо нанятые ими консультанты.

Это следующий и критично важный аспект. Кого вы хотите вырастить – наемного сотрудника, менеджера или самостоятельного предпринимателя? Разница в мышлении и подходах к задачам слишком большая.

Например:

  • Делать самому или находить исполнителей. Школы любого уровня готовят низшее звено пищевой карьерной цепочки. Ставить задачи и контролировать результаты — системный навык, к которому нет доступа у большинства детей и даже молодых людей. Это сильно ограничивает выбор в дальнейшем.
  • Мыслить узко или системно. Проектный подход к обучению используют в Скандинавии, некоторых других странах. Но это все еще исключение из общего негативного правила — учебный процесс строится на отдельных, не взаимосвязанных задачах. Тоже анахронизм.
  • Быть в тени или в лучах софитов. Как правило, обучение следует средневековому принципу «разделяй и властвуй». Между тем, сейчас важно быть публичным, уметь работать с массовым негативом, становиться лидером мнений и стричь купоны с охватов.

Таким образом, современное профориентирование должно стать значительно менее сфокусированным на каких-то конкретных ответах. Вместо этого нужна системная аналитика — и в моменте, и как основной навык на будущее.

Вишенкой на торте — уверенность в себе. Может показаться, что это карта из другой колоды. Но на самом деле, скорее, универсальный джокер. От того, уверен в себе ребенок или нет, зависит слишком многое. Будет он учиться сам или только под нажимом. Откажется от сомнительных вакансий или схватится за первую возможность. Уволится, как только решит что пора идти дальше, или застрянет на десятилетия.

В конечном счете, отношение к поиску работы напоминает инвестиционные приемы венчура. Бизнес-ангелы вкладывают свои деньги, школьники и студенты – «всего лишь» личное время. Но параллелей тут больше, чем различий. Нужно действовать в условиях неопределенности, мыслить на годы вперед и добиваться суммарной рентабельности при единичных (даже частых) провалах. Причем все это не в гулком академическом вакууме, а посреди проактивного конкурентного бульона из клиентов, конкурентов, партнеров, подрядчиков.

Жизнь, как известно, страшнее любой сказки. Поэтому фантазировать без толку, нужно готовиться к марафону по граблям. Желательно в направлении, по которому вообще есть призы, заслуживающие внимания.

https://www.e-xecutive.ru/career/planirovanie-karery/1996610-kak-rasskazyvat-detyam-o-rabote-chtoby-sekonomit-im-10-let?utm_campaign=4356&utm_medium=menedzhment&utm_source=email