Индивидуальный план развития (ИПР) – стратегия развития ключевых навыков и компетенций человека в профессиональной деятельности за определенный период времени. Он представляет собой план действий, в котором отражены основные цели, задачи, направления развития специалиста как в личностном, так и в профессиональном аспектах, а также конкретные шаги по их достижению за определенный период. Он собирает фокус, определяет вектор и помогает ответить на вопрос «что делать нужно, а что можно отложить».

Какие три ключевые вещи делают ИПР работающим инструментом

Все они лежат в плоскости наших фокусов. Два из них это понимание текущего положения дел и сформулированное желаемое состояние. Чем четче и конкретнее эти вещи будут определены, тем легче составлять план. Третий элемент в конструкции – мостик между двумя этими аспектами, фактически ничто иное, как переход из точки А в точку Б, где Б – это наш желаемый результат.

Допустим, если у вас в машине встроен даже самый лучший навигатор, а ваша машина собиралась на самом передовом заводе мира, то без информации о том, где вы сейчас и куда хотите попасть, ваш навигатор не построит оптимальный маршрут, а машина так и останется стоять на паркинге. Оставаться на том же месте в своем развитие точно не хотелось бы.

Чем полезен план личного развития

Одна из основных причин, почему важно иметь ИПР – это ясность.

Ваш собственный план — отличный способ держать вас в курсе того, где вы были, где находитесь и что еще требуется для достижения результата. Это документ или инструмент, на который можно ссылаться. Он позволит вам двигаться вперед и самое главное, в сложные периоды оценить какой уже путь проделан.

План может помочь и в случае, если ваш личный контекст или контекст бизнеса, в котором вы работаете, сильно изменился, это поможет не скатиться в реактивное реагирование на новые условия, а вовремя пересмотреть шаги, и наметить новую, более релевантную траекторию.

В рамках моего корпоративного роста индивидуальный план развития сыграл в один момент решающую роль. Суть в том, что в консалтинге, да и во многих других компаниях, есть такая культура постановки целей. Но, как правило, это касается только работы и не берется во внимание развитие личности как таковой. Однако, составляя планы развития в компании, я всегда прописывала как профессиональный вектор развития, так и то, что меня интересует как личности: как я могу развить это, как это повлияет на мою работу, и как моя профессиональная деятельность может мне в этом помочь.

Какой эффект это имело? Твоя команда и твой руководитель перестают взаимодействовать с тобой как со штатной единицей, а становятся активными участниками реализации плана, поскольку теперь речь идет не только о профессионале, но и о более целостной личности. Такая стратегия помогла мне продвинуться по карьерной лестнице в два раза быстрее, чем это обычно требовалось коллегам.

Идеально, чтобы индивидуальный план развития был у всех членов команды, в том числе у вашего руководителя – так как могут быть учтены ваши общие цели, с которыми сложно справиться в одиночку, но вполне возможно всей командой. Такой инструмент сплочает и позволяет получать дополнительную синергию от командной работы на долгосрочном горизонте.

Кто участвует в создании плана индивидуального развития

Вы – главный герой.

Хотя я уже отметила, что наличие планов развития во всей компании или команде – серьезное преимущество. Важно понимать, что это ваш план индивидуального развития, а не план развития вашей компании.

Здесь должно быть отражено все, что касается вас самих, вашей работы, ваших амбиций. Много организаций и руководителей применяют этот инструмент как возможность убедить людей делать то, что они хотят. Но, вместе с тем, такая директивность разрушает положительные эффекты инструмента. Нужно учитывать, что в конечном счете – это то, куда вы придете, а не ваш начальник. Проанализируйте все, что имеет отношение к вашей профессиональной деятельности, честно ответьте на четыре вопроса:

  1. Приносит ли работа моральное и материальное удовлетворение, или же является источником стресса и эмоционального выгорания?
  2. Есть ли возможность совмещать работу и личную жизнь, или же профессиональная деятельность съедает все рабочее и нерабочее время?
  3. Устраивают ли отношения с начальством и коллегами, или же начальник тиран, а сотрудники стремятся «подставить» при любом удобном случае?
  4. Есть ли желание развиваться в данной области в ближайшие пять лет, или максимальный рост можно получить в течение года и оставаться на этом же уровне?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «нет», пересмотрите свои взгляды на профессию или рабочее место. Ваши ответы покажут уровень мотивации для профессионального роста.

7 шагов: от создания плана до работы с ним

Наверняка эти шаги покажутся вам знакомыми, но вся суть заключается в деталях.

1. Сформулируйте свою цель или направление: знайте, куда вы идете

Классификация целей примерно следующая:

  • Вертикальный рост: построить карьеру в компании, дойдя до руководящей должности.
  • Горизонтальный рост: углубить знания и отточить навыки, стать профессионалом в своей сфере.
  • Расширить круг своих полномочий: взять на себя дополнительные обязанности без продвижения по карьерной лестнице.

2. Определите фокусы развития: над чем мне нужно будет поработать

Выделите свои сильные и слабые стороны, составьте список ключевых soft skills – «мягких навыков» и hard skills – «жестких навыков». Определите, какие из них приоритетнее в вашем конкретном случае, а также последовательность их формирования. Если вы хотите стать управленцем любого уровня, развитие soft skills поможет достигнуть этой цели, поскольку успешность человека, по данным исследования Гарвардского университета, на 85% определяется наличием так называемых «мягких навыков».

Я наблюдаю, что большинство руководителей сфокусированы на развитии жестких навыков, потому что так принято в их компаниях. Но в какой-то момент времени этих навыков становится недостаточно. Часто слышу фразы о том, что «прошел обучение, закончил курс в бизнес-школе, но не могу выстроить диалог со своим контрагентом или руководителем, чтобы защитить бюджет на следующий год».

По факту руководитель достигает плато в своем росте, концентрируясь только на твердых навыках, в то время как настоящий рост для таких профессионалов начинается тогда, когда начинается работа со своим мышлением и над мягкими навыками.

3. Определите возможности закрытия «пробелов»: обучение, практикумы, консультации

Здесь может быть все, что позволит вам улучшить навыки в той или иной области. Курсы повышения квалификации, стажировки, обучение в учебных заведениях, онлайн-курсы, обучение на рабочем месте помогут сформировать необходимые hard skills. Мягкие навыки можно приобрести посредством групповых и индивидуальных тренингов, работы с коучем. Коуч поможет раскрыть индивидуальные потребности, личные запросы, в процессе самоанализа увидеть эффективные пути достижения целей.

4. Сформулируйте план действий: декомпозируйте весь свой путь на задачи и поставьте критерии успешности их выполнения

Сопоставьте задачу с приобретаемым навыком, пропишите нужный вам результат и определите условия, при которых результат будет считаться успешным. Например, вы хотите построить карьеру юриста в крупной компании. Для этого нужно в совершенстве владеть английским языком.

Цель: построение карьеры от помощника до юриста. Задача и навык здесь совпадают: усовершенствовать владение английским языком. Критерием успешности вы можете выбрать прохождение языкового экзамена. Результатом может являться расширение полномочий – работа с документацией на английском языке.

5. Беритесь за работу: действуйте в соответствии с намеченным планом, выполняя одну задачу за другой

Обозначьте сроки реализации цели и каждого шага в отдельности. При планировании учитывайте временные, материальные и физические ресурсы. Именно времени зачастую не хватает для выстраивания новых навыков, поэтому распределите этот ресурс грамотно. Пропишите в какие дни недели, сколько часов вы будете уделять на формирование нужных компетенций.

6. Зафиксируйте результаты: отметьте собственный прогресс, успехи и сделайте выводы

Возьмите в привычку сравнивать настоящее положение с исходной точкой. Фиксируйте изменения, определите для себя награду за каждое достижение. Этим вы поддержите свою мотивацию на высоком уровне.

7. Оценивайте и отслеживайте: регулярно пересматривайте свой план, чтобы откалибровать его в соответствии с новыми реалиями

В процессе воплощения ИПР в жизнь непременно возникнут вопросы, всплывут направления, которые не были учтены. Этот процесс должен стать постоянным и цикличным, только так, можно достичь действительно выдающихся результатов.

Часто встречаю инициативных мидл и топ-менеджеров компаний, озадаченных составлением своего ИПР. Порой они даже охотно берутся за процесс его создания, но нельзя забывать, что это не отчет.

Идеально, если такой план у вас будет как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. С одной стороны – снимет излишнюю важность плана для вас, с другой – позволит реализовать все задуманное, даже если для этого потребуется чуть больше года. Помните, как говорил Билл Гейтс: «Большинство людей переоценивают то, что они могут сделать за год, и недооценивают то, что они могут сделать за десять лет». Вера с себя, в свои силы и свою команду также будет не лишней при создании ИПР.

https://www.e-xecutive.ru/career/planirovanie-karery/1996019-zachem-nuzhen-individualnyi-plan-razvitiya-i-kak-ego-sostavit-za-7-shagov?utm_campaign=4562&utm_medium=executive-ru-weekly&utm_source=email