Обзор digital-решений для адаптации персонала: 5 способов сделать онбординг успешным и увлекательным
Оглавление:
1. Риски потери сотрудников и как их избежать.
2. Digital-решения для успешной адаптации.
2.1. Корпоративный портал.
2.2. Системы хранения материалов:Notion, Jira, Confluence и Google…
2.3. Чат-боты.
2.4. LMS (Learning Management System) и HRM (Human Resources…
2.5. Сервис адаптации mobile app.
3. Заключение
Риски потери сотрудников и как их избежать
Терять работников на этапе испытательного срока становится все более дорогим «удовольствием». Когда вы с таким трудом добыли хорошего аналитика в компанию, а он написал заявление об уходе через месяц работы — это сигнал тревоги и самое время для изучения причин и поиска решения. Разбираемся вместе с экспертами «Потока», почему это происходит и выбираем оптимальные digital-решения по адаптации персонала для вашей компании.
Причины часто лежат на поверхности. Исследование по HR-задачам, организованное «Потоком» (ранее TalentTech), выявило, что качественным подбором персонала озабочены 73% участников опроса, а адаптацию считают важной только 43%. В то же время 57% новичков сталкиваются с непониманием требований, 34% отметили несоответствие ожиданиям от компании, 17% — отсутствие поддержки. При организации онбординга эйчары сталкиваются с массой проблем:
- не разработаны критерии оценки результатов испытательного срока — 27%;
- большой объем информации и разбросанность информации по разным источникам, короткий срок для знакомства с документами — 22%;
- не разделены задачи между HR, руководителем и наставниками — 19%;
- сложность в получении обратной связи — 18%.
Разработка системы адаптации персонала, запуск ее в работу, вовлечение в нее сотрудников, создание культуры обратной связи приведут к сокращению рисков потерь в период испытательного срока, снижению нагрузки на HR-специалистов, росту вовлеченности персонала. Какие задачи нужно для этого нужно решить:
- объединение материалов в единую систему (единое окно) для удобства работы и быстроты в освоении информации;
- постановка целей на испытательный срок как инструмент для планирования и контроля, чтобы новый сотрудник понимал, каких результатов от него ждут;
- погружение в культуру компании, чтобы сформировать поведенческую модель;
- создание WOW-эффекта при знакомстве с компанией, чтобы сотрудник проникся идеями и с гордостью говорил о новом месте работы;
- сбор обратной связи для замера настроения новичков и предупреждения «тихих» увольнений, когда сотрудник уходит неожиданно и молча.
Для реализации этих задач разрабатываются программы адаптации персонала с использованием хорошо известных традиционных инструментов адаптации для вовлечения в культуру компании:
- приветственный видеосюжет;
- one-to-one общение с менеджером;
- welcome-встречи в коллективе;
- welcome-курс в игровом формате;
- чек-листы по задачам на первый месяц;
- консультации у специалистов;
- инструктажи отдела кадров;
- обучение продуктам/услугам компании.
Чтобы программа онбординга работала, нужно обеспечить сотрудникам удобный доступ ко всем материалам и активностям. Для этого используются ИТ-системы адаптации персонала.
Digital-решения для успешной адаптации персонала
Ежегодно на HR-рынке появляются решения по адаптации сотрудников. Новые технологии помогают компаниям быстро и эффективно обучать и удерживать новичков. Создаются digital-инструменты, которые не только ускоряют процесс, но и делают его более комфортным, помогают удобно представлять информацию и поэтапно отслеживать уровень освоения.
К современным инструментам относятся web-ресурсы, программы с применением искусственного интеллекта (AR, VR, чат-боты, deepfake), тренажеры с виртуальной реальностью, LMS и CRM-системы, мобильные приложения.
Чтобы добиться результата, компании выбирают для работы сразу несколько инструментов, как правило, не связанных между собой. Это вызывает неудобства в пользовании. Кроме того, разбросанность массивов документов затрудняет обучение, а эйчарам практически невозможно отслеживать прогресс.
С учетом возросшего числа компаний с гибридным и удаленным форматом работы, а также с сотрудниками без доступа к ПК (рабочие, водители, курьеры и тп.), критически важной становится возможность проходить онбординг на смартфоне в любом удобном месте.
Какие инструменты можно использовать, удобны ли они для мобильных сотрудников, и какой из них сделать центром программы адаптации? Рассказываем подробнее о 5 digital-помощниках в онбординге.
-
Корпоративный портал
Web-ресурс для внутреннего доступа к информации и сервисам компании, где публикуются новости, формируются базы документов, работает форум для внутреннего общения, есть групповой календарь.
Новые сотрудники получают в этом виртуальном офисе информацию о компании и преимуществах, узнают о жизни коллектива, обычаях. На порталах есть готовые инструменты для совместной работы, социализации новичков, сбора аналитики и других задач, есть личный кабинет каждого сотрудника с задачами, целями, местом в оргструктуре компании.
Пример такого решения — популярный портал Битрикс24 — CRM-система управления задачами и проектами, отчетами, онлайн-работой с документами, средствами коммуникации, чатом и видеозвонками, корпоративной почтой. Имеет гибкие настройки, подходит любому бизнесу.
Плюсы:
- есть все контакты сотрудников, оргструктура, удобно искать нужных коллег;
- новости компании и общие адаптационные материалы (история компании, правила, политики и тп) в едином окне;
- встроенные дополнительные инструменты — чат-боты, системы отправки запросов в отдел кадров, ИТ-службу.
Минусы:
- нельзя организовать пребординг: доступ открывается только для сотрудников;
- сложно персонализировать контент;
- длительное внедрение на уровне всей компании, сложные интеграции с участием ИТ-специалистов.
-
Системы хранения материалов: Notion, Jira, Confluence и Google docs
Сервисы для создания текстовых документов, баз знаний, хранилища данных, списков дел, канбан-досок, ведения списков целей на год, с системой тегов и поиска внутри документов, есть возможности для совместной проектной работы. Контент включает блоки, которые можно создавать, двигать, трансформировать.
Плюсы:
- в многофункциональном сервисе можно создать отдельную страницу для каждого новичка, загрузить в нее задачи и следить за освоением новых знаний;
- возможна работа с ПК или из мобильного приложения;
- пространство структурировано для хранения большого количества обучающего контента.
Минусы:
- нельзя организовать пребординг;
- нет инструментов сбора обратной связи, планирования адаптационных встреч;
- сложно отслеживать прогресс в изучении материалов.
-
Чат-боты
Виртуальные помощники берут на себя рутинные обязанности рекрутера и становятся кураторами для новичка.
Основные функции чат-ботов в HR:
- отправляют рассылки с приветствием для новичка;
- знакомят с задачами от руководителя;
- напоминают о сроках, встречах;
- отвечает на вопросы;
- собирают необходимые данные;
- проводит короткие опросы для изучения настроения нового сотрудника;
- информирует о результатах обратной связи.
Чат-бот помогает новому сотруднику подготовиться к первому рабочему дню, правильно определить цели на первые месяцы работы, мониторит его настроение.
Пример такого инструмента — HR Messenger — сервис по сбору обратной связи сотрудников, в т.ч, в рамках адаптации, с фокусом на чат-бот сценарии для Whatsapp и Telegram.
Еще одна платформа для автоматизации HR-задач с помощью чат-ботов — Friday Software. Интегрируется с корпоративным мессенджером, с календарем Google, корпоративной системой обучения.
Плюсы:
- можно настроить персонализированное общение;
- есть инструменты сбора обратной связи;
- снимает нагрузку с HR по однотипным вопросам от новичков;
- удобно использовать для пребординга.
Минусы:
- нужна дополнительная база знаний для хранения материалов, контактов;
- нет элементов геймификации.
-
LMS (Learning Management System) и HRM (Human Resources Management System)
LMS — платформы для онлайн-обучения сотрудников и управления процессом освоения новых знаний. Можно хранить и создавать любые курсы онлайн-обучения, открывать доступ обучающимся, оценивать результаты. Благодаря функции «календарь» назначаются занятия, контролируется обучение, выставляются сроки прохождения учебных материалов.
HRM — комплексные системы управления персоналом, которые включают все HR-процессы и аналитику. Главная задача — найти, удержать и мотивировать ценных и успешных сотрудников.
Плюсы:
- удобны для обучения объемным программам: знакомство с продуктами компании, курс по технике безопасности, тренажеры и т.п.;
- есть контроль назначения программ и прохождения обучения;
- встраиваются разные форматы материалов: видео, документы, ссылки, SCORM;
- удобно проходить обучение с мобильных устройств.
Минусы:
- нельзя использовать для пребординга — доступ возможен только для сотрудников;
- сложности с организацией обратной связи от новичков;
- не предназначены для планирования онбординговых рассылок и встреч по чек-листам.
Примеры таких решений:
iSpring — система дистанционного обучения персонала. Настроена на быстрый старт обучающихся. После регистрации на сайте iSpring открывается возможность выбрать учебные материалы, пригласить к обучению, назначить курс, мониторить результаты, запускать диалоговые тренажеры. Имеет конструктор курсов и тестов. Поддерживает пользователей 24/7.
Эквио — digital-решение по корпоративному обучению. Развивает адаптацию как отдельный модуль. Можно создавать обучающие курсы или загружать готовые, обмениваться сообщениями, комментировать результаты. Запущено мобильное приложение для сотрудника и руководителя. Платформа брендируется под компанию. Поддерживает пользователей 24/7.
«Поток Обучение» — система быстрого старта образовательных проектов за счет простого конструктора учебных программ, не требует большого бюджета. Обучающие треки гибко настраиваются, компетенции оцениваются тестированием. Имеет пополняемую базу готового контента для онлайн-обучения персонала.
-
Сервис адаптации mobile app
Мобильные приложения для адаптации сотрудников без ПК, в любой точке, в котором собраны все материалы для знакомства с компанией, запланировано обучение и welcome-встречи, есть инструменты для общения, сбора обратной связи и наставничества.
Примеры такого HR-решения:
Talent Rocks — платформа для развития персонала имеет специализированный модуль по адаптации: брендированное мобильное приложение, в котором есть инструктажи, задачи на испытательный срок, расписание тренингов, тесты, отчеты о продвижении сотрудников и др. Руководитель в мобильном кабинете может следить за тем, как проходит адаптация новичков.
«Поток Адаптация» — мобильное приложение в формате игры вводит новичка в команду и дает почувствовать себя своим. Адаптационные материалы открываются последовательно, поданы ёмко и понятно в виде увлекательных занятий и заданий со связанным между собой контентом: видеосюжетами, документами, фотографиями, картами, опросами, голосованиями. В справочнике всегда под рукой важные документы и контакты. Пребординг поможет узнать, каким будет первый день работы, и подготовить нужные документы.
На каждом этапе собирается обратная связь от новичка, можно задать вопрос HR, настраиваются автоматические рассылки, приглашения на онбординговые встречи. За выполнение задания даются баллы, в рейтинге новичок может видеть свое место и соревноваться с коллегами. Мобильное приложение становится единой точкой входа во все адаптационные задачи. Все это помогает повысить вовлеченность новичка и сократить текучесть на испытательном сроке. А HR отслеживает прогресс сотрудников и контролирует процесс.
Заключение
Выбирая инструмент для адаптации персонала для вашей компании, подумайте, насколько он соответствует современным критериям digital-решения:
- автоматизация процессов онбординга;
- наличие мобильного приложения;
- удобный и понятный интерфейс;
- облачное решение;
- небольшой бюджет;
- простые возможности для аналитики;
- геймификация.
Идеальный вариант для адаптации сотрудников — использование одного общего инструмента, где последовательно собрано все, что необходимо для начинающего работать сотрудника, где можно быстро найти ответы на все возникающие вопросы и где нет ощущения лавины информации в первые рабочие дни.
https://hr-elearning.ru/obzor-platform-dlya-adaptacii-persona/