Обзор digital-решений для адаптации персонала: 5 способов сделать онбординг успешным и увлекательным 

Оглавление:

1. Риски потери сотрудников и как их избежать.
2. Digital-решения для успешной адаптации.
2.1. Корпоративный портал.
2.2. Системы хранения материалов:Notion, Jira, Confluence и Google…
2.3. Чат-боты.
2.4. LMS (Learning Management System) и HRM (Human Resources…
2.5. Сервис адаптации mobile app.
3. Заключение

Риски потери сотрудников и как их избежать

Терять работников на этапе испытательного срока становится все более дорогим «удовольствием». Когда вы с таким трудом добыли хорошего аналитика в компанию, а он написал заявление об уходе через месяц работы — это сигнал тревоги и самое время для изучения причин и поиска решения. Разбираемся вместе с экспертами «Потока», почему это происходит и выбираем оптимальные digital-решения по адаптации персонала для вашей компании.

Причины часто лежат на поверхности. Исследование по HR-задачам, организованное «Потоком» (ранее TalentTech), выявило, что качественным подбором персонала озабочены 73% участников опроса, а адаптацию считают важной только 43%. В то же время 57% новичков сталкиваются с непониманием требований, 34% отметили несоответствие ожиданиям от компании, 17% — отсутствие поддержки. При организации онбординга эйчары сталкиваются с массой проблем:

  • не разработаны критерии оценки результатов испытательного срока — 27%;
  • большой объем информации и разбросанность информации по разным источникам, короткий срок для знакомства с документами — 22%;
  • не разделены задачи между HR, руководителем и наставниками — 19%;
  • сложность в получении обратной связи — 18%.

Разработка системы адаптации персонала, запуск ее в работу, вовлечение в нее сотрудников, создание культуры обратной связи приведут к сокращению рисков потерь в период испытательного срока, снижению нагрузки на HR-специалистов, росту вовлеченности персонала. Какие задачи нужно для этого нужно решить:

  • объединение материалов в единую систему (единое окно) для удобства работы и быстроты в освоении информации;
  • постановка целей на испытательный срок как инструмент для планирования и контроля, чтобы новый сотрудник понимал, каких результатов от него ждут;
  • погружение в культуру компании, чтобы сформировать поведенческую модель;
  • создание WOW-эффекта при знакомстве с компанией, чтобы сотрудник проникся идеями и с гордостью говорил о новом месте работы;
  • сбор обратной связи для замера настроения новичков и предупреждения «тихих» увольнений, когда сотрудник уходит неожиданно и молча.

Для реализации этих задач разрабатываются программы адаптации персонала с использованием хорошо известных традиционных инструментов адаптации для вовлечения в культуру компании:

  • приветственный видеосюжет;
  • one-to-one общение с менеджером;
  • welcome-встречи в коллективе;
  • welcome-курс в игровом формате;
  • чек-листы по задачам на первый месяц;
  • консультации у специалистов;
  • инструктажи отдела кадров;
  • обучение продуктам/услугам компании.

Чтобы программа онбординга работала, нужно обеспечить сотрудникам удобный доступ ко всем материалам и активностям. Для этого используются ИТ-системы адаптации персонала.

Digital-решения для успешной адаптации персонала

Ежегодно на HR-рынке появляются решения по адаптации сотрудников. Новые технологии помогают компаниям быстро и эффективно обучать и удерживать новичков. Создаются digital-инструменты, которые не только ускоряют процесс, но и делают его более комфортным, помогают удобно представлять информацию и поэтапно отслеживать уровень освоения.

К современным инструментам относятся web-ресурсы, программы с применением искусственного интеллекта (AR, VR, чат-боты, deepfake), тренажеры с виртуальной реальностью, LMS и CRM-системы, мобильные приложения.

Чтобы добиться результата, компании выбирают для работы сразу несколько инструментов, как правило, не связанных между собой. Это вызывает неудобства в пользовании. Кроме того, разбросанность массивов документов затрудняет обучение, а эйчарам практически невозможно отслеживать прогресс.

С учетом возросшего числа компаний с гибридным и удаленным форматом работы, а также с сотрудниками без доступа к ПК (рабочие, водители, курьеры и тп.), критически важной становится возможность проходить онбординг на смартфоне в любом удобном месте.

Какие инструменты можно использовать, удобны ли они для мобильных сотрудников, и какой из них сделать центром программы адаптации? Рассказываем подробнее о 5 digital-помощниках в онбординге.

  1. Корпоративный портал

Web-ресурс для внутреннего доступа к информации и сервисам компании, где публикуются новости, формируются базы документов, работает форум для внутреннего общения, есть групповой календарь.

Новые сотрудники получают в этом виртуальном офисе информацию о компании и преимуществах, узнают о жизни коллектива, обычаях. На порталах есть готовые инструменты для совместной работы, социализации новичков, сбора аналитики и других задач, есть личный кабинет каждого сотрудника с задачами, целями, местом в оргструктуре компании.

Пример такого решения — популярный портал Битрикс24 — CRM-система  управления задачами и проектами, отчетами, онлайн-работой с документами, средствами коммуникации, чатом и видеозвонками, корпоративной почтой. Имеет гибкие настройки, подходит любому бизнесу.

Корпоративный портал битрикс 24

 

Плюсы:

  • есть все контакты сотрудников, оргструктура, удобно искать нужных коллег;
  • новости компании и общие адаптационные материалы (история компании, правила, политики и тп) в едином окне;
  • встроенные дополнительные инструменты — чат-боты, системы отправки запросов в отдел кадров, ИТ-службу.

Минусы:

  • нельзя организовать пребординг: доступ открывается только для сотрудников;
  • сложно персонализировать контент;
  • длительное внедрение на уровне всей компании, сложные интеграции с участием ИТ-специалистов.
  1. Системы хранения материалов: Notion, Jira, Confluence и Google docs

Сервисы для создания текстовых документов, баз знаний, хранилища данных, списков дел, канбан-досок, ведения списков целей на год, с системой тегов и поиска внутри документов, есть возможности для совместной проектной работы. Контент включает блоки, которые можно создавать, двигать, трансформировать.

Системы хранения материалов: Notion, Jira, Confluence и Google docs

Плюсы:

  • в многофункциональном сервисе можно создать отдельную страницу для каждого новичка, загрузить в нее задачи и следить за освоением новых знаний;
  • возможна работа с ПК или из мобильного приложения;
  • пространство структурировано для хранения большого количества обучающего контента.

Минусы:

  • нельзя организовать пребординг;
  • нет инструментов сбора обратной связи, планирования адаптационных встреч;
  • сложно отслеживать прогресс в изучении материалов.
  1. Чат-боты

Виртуальные помощники берут на себя рутинные обязанности рекрутера и становятся кураторами для новичка.

Основные функции чат-ботов в HR:

  • отправляют рассылки с приветствием для новичка;
  • знакомят с задачами от руководителя;
  • напоминают о сроках, встречах;
  • отвечает на вопросы;
  • собирают необходимые данные;
  • проводит короткие опросы для изучения настроения нового сотрудника;
  • информирует о результатах обратной связи.

Чат-бот помогает новому сотруднику подготовиться к первому рабочему дню, правильно определить цели на первые месяцы работы, мониторит его настроение.

Пример такого инструмента — HR Messenger — сервис по сбору обратной связи сотрудников, в т.ч, в рамках адаптации, с фокусом на чат-бот сценарии для Whatsapp и Telegram.

Еще одна платформа для автоматизации HR-задач с помощью чат-ботов — Friday Software. Интегрируется с корпоративным мессенджером, с календарем Google, корпоративной системой обучения.

платформа для автоматизации HR-задач с помощью чат-ботов — Friday Software

Плюсы:

  • можно настроить персонализированное общение;
  • есть инструменты сбора обратной связи;
  • снимает нагрузку с HR по однотипным вопросам от новичков;
  • удобно использовать для пребординга.

Минусы:

  • нужна дополнительная база знаний для хранения материалов, контактов;
  • нет элементов геймификации.
  1. LMS (Learning Management System) и HRM (Human Resources Management System)

LMS — платформы для онлайн-обучения сотрудников и управления процессом освоения новых знаний. Можно хранить и создавать любые курсы онлайн-обучения, открывать доступ обучающимся, оценивать результаты. Благодаря функции «календарь» назначаются занятия, контролируется обучение, выставляются сроки прохождения учебных материалов.

HRM — комплексные системы управления персоналом, которые включают все HR-процессы и аналитику. Главная задача — найти, удержать и мотивировать ценных и успешных сотрудников.

Плюсы:

  • удобны для обучения объемным программам: знакомство с продуктами компании, курс по технике безопасности, тренажеры и т.п.;
  • есть контроль назначения программ и прохождения обучения;
  • встраиваются разные форматы материалов: видео, документы, ссылки, SCORM;
  • удобно проходить обучение с мобильных устройств.

Минусы:

  • нельзя использовать для пребординга — доступ возможен только для сотрудников;
  • сложности с организацией обратной связи от новичков;
  • не предназначены для планирования онбординговых рассылок и встреч по чек-листам.

Примеры таких решений:
iSpring — система дистанционного обучения персонала. Настроена на быстрый старт обучающихся. После регистрации на сайте iSpring открывается возможность выбрать учебные материалы, пригласить к обучению, назначить курс, мониторить результаты, запускать диалоговые тренажеры. Имеет конструктор курсов и тестов. Поддерживает пользователей 24/7.

Эквио — digital-решение по корпоративному обучениюРазвивает адаптацию как отдельный модуль. Можно создавать обучающие курсы или загружать готовые, обмениваться сообщениями, комментировать результаты. Запущено мобильное приложение для сотрудника и руководителя. Платформа брендируется под компанию. Поддерживает пользователей 24/7.

Эквио — digital-решение по корпоративному обучению

«Поток Обучение» — система быстрого старта образовательных проектов за счет простого конструктора учебных программ, не требует большого бюджета. Обучающие треки гибко настраиваются, компетенции оцениваются тестированием. Имеет пополняемую базу готового контента для онлайн-обучения персонала.

«Поток Обучение» — система быстрого старта образовательных проектов

  1. Сервис адаптации mobile app

Мобильные приложения для адаптации сотрудников без ПК, в любой точке, в котором собраны все материалы для знакомства с компанией, запланировано обучение и welcome-встречи, есть инструменты для общения, сбора обратной связи и наставничества.

Примеры такого HR-решения:
Talent Rocks — платформа для развития персонала имеет специализированный модуль по адаптации: брендированное мобильное приложение, в котором есть инструктажи, задачи на испытательный срок, расписание тренингов, тесты, отчеты о продвижении сотрудников и др. Руководитель в мобильном кабинете может следить за тем, как проходит адаптация новичков.

Talent Rocks — платформа для развития персонала

«Поток Адаптация» — мобильное приложение в формате игры вводит новичка в команду и дает почувствовать себя своим. Адаптационные материалы открываются последовательно, поданы ёмко и понятно в виде увлекательных занятий и заданий со связанным между собой контентом: видеосюжетами, документами, фотографиями, картами, опросами, голосованиями. В справочнике всегда под рукой важные документы и контакты. Пребординг поможет узнать, каким будет первый день работы, и подготовить нужные документы.

Платформы для адаптации персонала

На каждом этапе собирается обратная связь от новичка, можно задать вопрос HR, настраиваются автоматические рассылки, приглашения на онбординговые встречи. За выполнение задания даются баллы, в рейтинге новичок может видеть свое место и соревноваться с коллегами. Мобильное приложение становится единой точкой входа во все адаптационные задачи. Все это помогает повысить вовлеченность новичка и сократить текучесть на испытательном сроке. А HR отслеживает прогресс сотрудников и контролирует процесс.

Заключение

Выбирая инструмент для адаптации персонала для вашей компании, подумайте, насколько он соответствует современным критериям digital-решения:

  • автоматизация процессов онбординга;
  • наличие мобильного приложения;
  • удобный и понятный интерфейс;
  • облачное решение;
  • небольшой бюджет;
  • простые возможности для аналитики;
  • геймификация.

Идеальный вариант для адаптации сотрудников — использование одного общего инструмента, где последовательно собрано все, что необходимо для начинающего работать сотрудника, где можно быстро найти ответы на все возникающие вопросы и где нет ощущения лавины информации в первые рабочие дни.

 

https://hr-elearning.ru/obzor-platform-dlya-adaptacii-persona/