Запустить на маркетплейсе пару товаров можно в одиночку, но контролировать продажи десятков позиций без помощников невозможно. Наступит момент, когда всё время будет уходить на операционку, а бизнес упрется в потолок.
Если вы хотите расти в прибыли, нужно делегировать. Это может быть сложно: непонятно, где искать и как проверять специалиста, какие задачи ему доверять и как выстраивать работу. Вместе с селлером Wildberries Дариной Коршуновой мы разобрались в этих вопросах и подготовили для вас инструкцию.
Дарина Коршунова, селлер Wildberries, наставник по работе с маркетплейсами
«Я нашла менеджера-помощника сразу, как только сделала первую поставку. Благодаря тому что я прошла весь путь от создания карточки до продвижения товара сама, сейчас я могу контролировать работу сотрудника.
Менеджер позволяет мне не закопаться в рутине и освободить около трех часов в день. Я трачу время только на те действия, которые напрямую увеличивают прибыль. Например, принимаю решения о ценовой политике и привлечении инвесторов вместо того, чтобы по несколько часов сидеть над отзывами».
Подумайте, какие именно задачи вы хотите передать сотруднику. Если только инфографику для карточек, нужно искать дизайнера. Если выбор новых товаров для ассортимента — аналитика маркетплейсов. Если организацию поставок — логиста.
Часто селлерам нужны универсальные сотрудники, которые могут взять на себя сразу несколько задач. Таких специалистов называют менеджерами маркетплейсов. Обычно они разбираются во всех нюансах работы продавца и могут заменить его почти на любом этапе. Дальше мы будем говорить в основном про менеджеров.
Дарина Коршунова, селлер Wildberries,
наставник по работе с маркетплейсами
«Я советую делегировать рутинные задачи, которые отнимают много времени, но напрямую не влияют на результат. Это ответы на отзывы и вопросы покупателей, организация самовыкупов, инфографика и SEO-оптимизация карточек, анализ конкурентов и контроль остатков.
Самые ответственные задачи лучше оставить себе — это запуск рекламных компаний, поиск поставщиков, контроль отчетности, просчет юнит-экономики, разработка стратегии продвижения и продаж на маркетплейсе.
Все итоговые решения, например выбор новых товаров, также остаются за селлером — менеджер только помогает увидеть полную картину».
Когда вы решили, какой специалист вам нужен, можно составлять вакансию. В тексте кратко расскажите о своем магазине, перечислите требования к кандидату и его обязанности, укажите зарплатную вилку. Если у вас есть возможность, предложите соискателям бонусы, например бесплатное обучение.
Разместите вакансию на одной или нескольких площадках:
В Telegram-каналах. Найти нужные чаты можно по запросам «менеджер», «маркетплейс», «Ozon», «Wildberries», «Яндекс Маркет». Размещение обычно платное. Например, пост в популярном канале «Менеджеры для маркетплейсов» стоит от 350 ₽.
На площадках для поиска сотрудников. В большинстве случаев это платно. Например, на HeadHunter стоимость размещения начинается от 1000 ₽ и зависит от вашего региона. Бесплатно выставить вакансию можно на Авито.
На сайте и в соцсетях компании. Скорее всего, на вакансию откликнутся кандидаты, которые уже хорошо знают ваш магазин и ассортимент. Но при этом у них может не быть нужного вам опыта.
Через специальные сервисы. Такие как UP business. Вы заполняете анкету и рассказываете HR компании о вашей вакансии — сервис за плату ищет нужного вам специалиста.
Дарина Коршунова, селлер Wildberries,
наставник по работе с маркетплейсами
«Размещайте вакансию на максимальном количестве площадок. Как правило, на 100 откликов приходится только один подходящий — этот кандидат остается работать.
Я рекомендую три канала поиска менеджеров. Первый — это чаты в Telegram. Второй — это биржи фриланса, например FL. ru. Третий — это онлайн-школы менеджеров. Вы можете обратиться с просьбой добавить вас в базу клиентов. Если школа занимается трудоустройством выпускников, вам предложат одного или нескольких кандидатов на выбор, покажут их портфолио и рекомендации от куратора».
Допустим, вы разместили вакансии и получили десятки откликов. Следующий этап — найти среди них подходящего кандидата. Чтобы это сделать, нужно пройти путь от анкеты до тестового задания.
Анкета о себе. Вы можете дать ссылку на анкету прямо в тексте вакансии или отправить ее соискателям уже после того, как они вам напишут. В начале формы стоит уточнить имя и фамилию кандидата. Затем можно задать вопросы по теме: какие задачи он способен выполнить и чего ожидает от работы.
Дарина Коршунова,
селлер Wildberries, наставник по работе с маркетплейсами
«Анкета — это способ быстро отсеять ленивых и неадекватных людей, на этом этапе отпадает до 50% кандидатов. Для оформления удобно использовать Google Формы».
Так может выглядеть вакансия: коротко объясняем, кого ищем и на какой гонорар претендуют кандидаты, затем даем ссылку на анкету
Часть анкеты с базовыми вопросами. На этом этапе можно сразу отсечь кандидатов, которые не смогут быстро реагировать на задачи из-за разницы во времени
Собеседование. Вы можете провести очную или онлайн-встречу, где подробно расспросите кандидата про образование, опыт и наличие кейсов. Работа с маркетплейсами — нестандартная задача, которая предполагает умение разобраться с товарными матрицами, отчетами в личных кабинетах, сервисами автоматизации и аналитики. Поэтому хорошо, если человек проходил соответствующее обучение. Идеально, если он уверенно работает с нужными вам маркетплейсами и сервисами.
Во время собеседования обратите внимание, о чем спрашивает кандидат и насколько вам комфортно с ним общаться. Это субъективные факторы, но они могут сильно повлиять на дальнейшую работу. Если человек вам хамит или в первую же минуту спрашивает про зарплату — это повод задуматься.
Дарина Коршунова, селлер Wildberries,
наставник по работе с маркетплейсами
«На собеседовании я в первую очередь спрашиваю про опыт. Новички — это неплохой вариант, если вы хотите платить 10 000 –15 000 ₽ и у вас есть ресурсы на обучение. Но если вы ищете опытного специалиста, стоит поинтересоваться, с какими запросами уже работал кандидат. Также я прошу по возможности дать мне ссылки на прошлых клиентов, чтобы попросить у них отзыв. Обычным отзывам в резюме не доверяю — их можно написать за пять минут.
Второй вопрос от меня: какие обучения проходил кандидат. Если человек закончил один курс — это неплохо. Если несколько обучений — это говорит о том, что он хочет развиваться в сфере, что для меня очень важно.
Третий вопрос — про ожидания по зарплате и формату работы. Кандидат рассматривает онлайн-формат или работу в офисе? Готов работать на полную ставку или хочет совмещать? На какую зарплату и какой объем работы и задач согласен? Идеальных ответов здесь нет — всё зависит от ваших требований».
Тестовое задание. При подготовке ориентируйтесь на реальные задачи, с которыми придется столкнуться сотруднику. Если менеджер будет отвечать на отзывы — предложите прокомментировать несколько реальных примеров. Если он будет работать с инфографикой — попросите сделать иллюстрацию для одного из ваших товаров.
Учитывайте, что слишком объемная задача может отпугнуть кандидатов. Если вы не оплачиваете тестовое задание, на его выполнение должно уйти не больше одного-двух часов.
Дарина Коршунова, селлер Wildberries,
наставник по работе с маркетплейсами
«Вы можете принять человека на работу сразу после тестового задания, но я советую сначала взять его на испытательный срок. Это процесс адаптации сотрудника, когда вы объясняете ему, что вы хотите от него видеть.
Испытательный срок может быть как оплачиваемым, так и неоплачиваемым — это зависит от вашего договора с кандидатом. Стандартный срок — от недели до месяца.
В идеале на этап испытательного срока должны выйти сразу несколько кандидатов — чтобы вы могли выбрать, кто из них лучше, и не остаться без помощника совсем. Если вы поставите всё на одного человека, а он передумает и уйдет, придется возвращаться к началу».
Перед началом работы обсудите с менеджером все детали: какие именно задачи и в какой срок он должен выполнять, как вы будете оценивать результат и начислять зарплату, в какое время нужно быть на связи и каким способом вам удобнее общаться. Лучше зафиксировать все договоренности письменно, чтобы их можно было быстро освежить в памяти и использовать в случае спора.
Если вы опасаетесь налоговой и готовы платить за сотрудника страховые взносы, вам подойдет оформление по трудовому договору. Если хочется работать с человеком официально, но без дополнительных трат, попросите его стать самозанятым и отравлять вам чеки. Лучше, если менеджер при этом будет сотрудничать не только с вами: так налоговая не сможет найти признаков трудовых отношений.
Дарина Коршунова, селлер Wildberries,
наставник по работе с маркетплейсами
«Если вы хотите оформить менеджера официально, составляйте договор вместе с юристом. В этом случае вы сможете учесть все необходимые нюансы и защитить свои права в неприятных ситуациях. Например, если сотрудник украдет кабинет на маркетплейсе или выведет деньги со счета».
- Определитесь, какие задачи вы хотите делегировать. От этого зависит, какого специалиста нужно будет искать.
- Разместите вакансию и соберите отклики. Чем больше площадок вы охватите, тем выше шанс «зацепить» подходящего менеджера.
- Выберите лучшего кандидата. Не ориентируйтесь только на отклик. Проведите человека по этапам анкеты, собеседования и тестового задания.
- Обсудите условия работы. Зафиксируйте результат в письменной сводке. Если планируете нанять менеджера по договору, обратитесь за помощью к юристу.
https://vc.ru/hr/704965-kak-za-4-shaga-nayti-tolkovogo-specialista-po-marketpleysam