Запустить на маркетплейсе пару товаров можно в одиночку, но контролировать продажи десятков позиций без помощников невозможно. Наступит момент, когда всё время будет уходить на операционку, а бизнес упрется в потолок.

Если вы хотите расти в прибыли, нужно делегировать. Это может быть сложно: непонятно, где искать и как проверять специалиста, какие задачи ему доверять и как выстраивать работу. Вместе с селлером Wildberries Дариной Коршуновой мы разобрались в этих вопросах и подготовили для вас инструкцию.

«Я нашла менеджера-помощника сразу, как только сделала первую поставку. Благодаря тому что я прошла весь путь от создания карточки до продвижения товара сама, сейчас я могу контролировать работу сотрудника.

Менеджер позволяет мне не закопаться в рутине и освободить около трех часов в день. Я трачу время только на те действия, которые напрямую увеличивают прибыль. Например, принимаю решения о ценовой политике и привлечении инвесторов вместо того, чтобы по несколько часов сидеть над отзывами».

Шаг 1. Определитесь, что вы хотите делегировать и какой специалист вам нужен

Подумайте, какие именно задачи вы хотите передать сотруднику. Если только инфографику для карточек, нужно искать дизайнера. Если выбор новых товаров для ассортимента — аналитика маркетплейсов. Если организацию поставок — логиста.

Часто селлерам нужны универсальные сотрудники, которые могут взять на себя сразу несколько задач. Таких специалистов называют менеджерами маркетплейсов. Обычно они разбираются во всех нюансах работы продавца и могут заменить его почти на любом этапе. Дальше мы будем говорить в основном про менеджеров.

Дарина Коршунова, селлер Wildberries,

наставник по работе с маркетплейсами

«Я советую делегировать рутинные задачи, которые отнимают много времени, но напрямую не влияют на результат. Это ответы на отзывы и вопросы покупателей, организация самовыкупов, инфографика и SEO-оптимизация карточек, анализ конкурентов и контроль остатков.

Самые ответственные задачи лучше оставить себе — это запуск рекламных компаний, поиск поставщиков, контроль отчетности, просчет юнит-экономики, разработка стратегии продвижения и продаж на маркетплейсе.

Все итоговые решения, например выбор новых товаров, также остаются за селлером — менеджер только помогает увидеть полную картину».

 

Больше идей для работы с контентом и продвижения товаров на маркетплейсах вы найдете в телеграм-канале K50 Ecom. Подписывайтесь, чтобы ежедневно получать обзоры полезных инструментов и разборы обновлений на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете.

 

Шаг 2. Разместите вакансию и соберите отклики

Когда вы решили, какой специалист вам нужен, можно составлять вакансию. В тексте кратко расскажите о своем магазине, перечислите требования к кандидату и его обязанности, укажите зарплатную вилку. Если у вас есть возможность, предложите соискателям бонусы, например бесплатное обучение.

Разместите вакансию на одной или нескольких площадках:

В Telegram-каналах. Найти нужные чаты можно по запросам «менеджер», «маркетплейс», «Ozon», «Wildberries», «Яндекс Маркет». Размещение обычно платное. Например, пост в популярном канале «Менеджеры для маркетплейсов» стоит от 350 ₽.

На площадках для поиска сотрудников. В большинстве случаев это платно. Например, на HeadHunter стоимость размещения начинается от 1000 ₽ и зависит от вашего региона. Бесплатно выставить вакансию можно на Авито.

На сайте и в соцсетях компании. Скорее всего, на вакансию откликнутся кандидаты, которые уже хорошо знают ваш магазин и ассортимент. Но при этом у них может не быть нужного вам опыта.

Через специальные сервисы. Такие как UP business. Вы заполняете анкету и рассказываете HR компании о вашей вакансии — сервис за плату ищет нужного вам специалиста.

Дарина Коршунова, селлер Wildberries,

наставник по работе с маркетплейсами

«Размещайте вакансию на максимальном количестве площадок. Как правило, на 100 откликов приходится только один подходящий — этот кандидат остается работать.

Я рекомендую три канала поиска менеджеров. Первый — это чаты в Telegram. Второй — это биржи фриланса, например FL. ru. Третий — это онлайн-школы менеджеров. Вы можете обратиться с просьбой добавить вас в базу клиентов. Если школа занимается трудоустройством выпускников, вам предложат одного или нескольких кандидатов на выбор, покажут их портфолио и рекомендации от куратора».

Шаг 3. Выберите подходящего кандидата

Допустим, вы разместили вакансии и получили десятки откликов. Следующий этап — найти среди них подходящего кандидата. Чтобы это сделать, нужно пройти путь от анкеты до тестового задания.

Анкета о себе. Вы можете дать ссылку на анкету прямо в тексте вакансии или отправить ее соискателям уже после того, как они вам напишут. В начале формы стоит уточнить имя и фамилию кандидата. Затем можно задать вопросы по теме: какие задачи он способен выполнить и чего ожидает от работы.

Дарина Коршунова,

селлер Wildberries, наставник по работе с маркетплейсами

«Анкета — это способ быстро отсеять ленивых и неадекватных людей, на этом этапе отпадает до 50% кандидатов. Для оформления удобно использовать Google Формы».

Так может выглядеть вакансия: коротко объясняем, кого ищем и на какой гонорар претендуют кандидаты, затем даем ссылку на анкету

Часть анкеты с базовыми вопросами. На этом этапе можно сразу отсечь кандидатов, которые не смогут быстро реагировать на задачи из-за разницы во времени

Собеседование. Вы можете провести очную или онлайн-встречу, где подробно расспросите кандидата про образование, опыт и наличие кейсов. Работа с маркетплейсами — нестандартная задача, которая предполагает умение разобраться с товарными матрицами, отчетами в личных кабинетах, сервисами автоматизации и аналитики. Поэтому хорошо, если человек проходил соответствующее обучение. Идеально, если он уверенно работает с нужными вам маркетплейсами и сервисами.

Во время собеседования обратите внимание, о чем спрашивает кандидат и насколько вам комфортно с ним общаться. Это субъективные факторы, но они могут сильно повлиять на дальнейшую работу. Если человек вам хамит или в первую же минуту спрашивает про зарплату — это повод задуматься.

Дарина Коршуноваселлер Wildberries,

наставник по работе с маркетплейсами

«На собеседовании я в первую очередь спрашиваю про опыт. Новички — это неплохой вариант, если вы хотите платить 10 000 –15 000 ₽ и у вас есть ресурсы на обучение. Но если вы ищете опытного специалиста, стоит поинтересоваться, с какими запросами уже работал кандидат. Также я прошу по возможности дать мне ссылки на прошлых клиентов, чтобы попросить у них отзыв. Обычным отзывам в резюме не доверяю — их можно написать за пять минут.

Второй вопрос от меня: какие обучения проходил кандидат. Если человек закончил один курс — это неплохо. Если несколько обучений — это говорит о том, что он хочет развиваться в сфере, что для меня очень важно.

Третий вопрос — про ожидания по зарплате и формату работы. Кандидат рассматривает онлайн-формат или работу в офисе? Готов работать на полную ставку или хочет совмещать? На какую зарплату и какой объем работы и задач согласен? Идеальных ответов здесь нет — всё зависит от ваших требований».

Тестовое задание. При подготовке ориентируйтесь на реальные задачи, с которыми придется столкнуться сотруднику. Если менеджер будет отвечать на отзывы — предложите прокомментировать несколько реальных примеров. Если он будет работать с инфографикой — попросите сделать иллюстрацию для одного из ваших товаров.

Учитывайте, что слишком объемная задача может отпугнуть кандидатов. Если вы не оплачиваете тестовое задание, на его выполнение должно уйти не больше одного-двух часов.

Дарина Коршунова, селлер Wildberries,

наставник по работе с маркетплейсами

«Вы можете принять человека на работу сразу после тестового задания, но я советую сначала взять его на испытательный срок. Это процесс адаптации сотрудника, когда вы объясняете ему, что вы хотите от него видеть.

Испытательный срок может быть как оплачиваемым, так и неоплачиваемым — это зависит от вашего договора с кандидатом. Стандартный срок — от недели до месяца.

В идеале на этап испытательного срока должны выйти сразу несколько кандидатов — чтобы вы могли выбрать, кто из них лучше, и не остаться без помощника совсем. Если вы поставите всё на одного человека, а он передумает и уйдет, придется возвращаться к началу».

Шаг 4. Договоритесь с сотрудником об условиях работы

Перед началом работы обсудите с менеджером все детали: какие именно задачи и в какой срок он должен выполнять, как вы будете оценивать результат и начислять зарплату, в какое время нужно быть на связи и каким способом вам удобнее общаться. Лучше зафиксировать все договоренности письменно, чтобы их можно было быстро освежить в памяти и использовать в случае спора.

Если вы опасаетесь налоговой и готовы платить за сотрудника страховые взносы, вам подойдет оформление по трудовому договору. Если хочется работать с человеком официально, но без дополнительных трат, попросите его стать самозанятым и отравлять вам чеки. Лучше, если менеджер при этом будет сотрудничать не только с вами: так налоговая не сможет найти признаков трудовых отношений.

Дарина Коршунова, селлер Wildberries,

наставник по работе с маркетплейсами

«Если вы хотите оформить менеджера официально, составляйте договор вместе с юристом. В этом случае вы сможете учесть все необходимые нюансы и защитить свои права в неприятных ситуациях. Например, если сотрудник украдет кабинет на маркетплейсе или выведет деньги со счета».

Кратко: как найти специалиста по маркетплейсам
  • Определитесь, какие задачи вы хотите делегировать. От этого зависит, какого специалиста нужно будет искать.
  • Разместите вакансию и соберите отклики. Чем больше площадок вы охватите, тем выше шанс «зацепить» подходящего менеджера.
  • Выберите лучшего кандидата. Не ориентируйтесь только на отклик. Проведите человека по этапам анкеты, собеседования и тестового задания.
  • Обсудите условия работы. Зафиксируйте результат в письменной сводке. Если планируете нанять менеджера по договору, обратитесь за помощью к юристу.

https://vc.ru/hr/704965-kak-za-4-shaga-nayti-tolkovogo-specialista-po-marketpleysam