Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная книга менеджера по персоналу .
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Компетенции директора и менеджера по персоналу
Функционал директора по персоналу
Полный текст должностной инструкции Директора по персоналу представлен в Приложении 2. Здесь мы остановимся на описании основных задач и направлений деятельности Директора по персоналу, а также его необходимых действий по контролю персонала, консультированию и предоставлению кадровой информации руководству компании.
Задачи и направления работы Директора по персоналу включают его руководство по формированию кадровой политики компании, разработке и реализации бизнес-планов компании в части обеспечения их кадровыми ресурсами. Кроме того, Директор по персоналу возглавляет и координирует работу по приему, адаптации, обучению, оценке, мотивации, развитию и консолидации персонала.
Важными направлениями деятельности Директора по персоналу выступают поддержка и внедрение норм и стандартов корпоративной культуры, оптимизация социально-психологического климата и внутренних коммуникаций в компании и ее отдельных подразделениях. Вместе с тем, Директор по персоналу отвечает за укрепление внешнего имиджа организации, организацию профессиональной ориентации выпускников школ и высших учебных заведений с целью обеспечения рабочих мест компании кадровыми ресурсами на текущее время и с перспективой на будущее.
Реализация контрольных функций Директора по персоналу, в основном, направлена на соблюдение норм трудового законодательства в реализации кадровой политики и выполнение требований офисной дисциплины сотрудниками компании.
Консультации Директора по персоналу, которые он предоставляет руководителям и сотрудникам компании, отражают сферу его компетентности: вопросы, связанные с управлением персонала, выработкой эффективного стиля профессиональной деятельности, вертикальными и горизонтальными коммуникациями, регулированием корпоративных и социальных конфликтов. Также Директором по персоналу предоставляется информация руководству по результатам анкетирования персонала и интервью ключевых сотрудников для принятия обоснованных управленческих решений.
Вся работа по кадровому учету и подготовке необходимой кадровой документации находится в зоне ответственности Директора по персоналу. Разумеется, непосредственно сам (а) Директор по персоналу не занимается оформлением кадровых документов, но при проведении кадрового аудита вопросы по правильности, четкости и аккуратности ведения документации задают, в первую очередь, Директору по персоналу.
Из перечня позиций и тематик, которые должен знать Директор по персоналу, выделяются законодательные и нормативные правовые акты, касающиеся вопросов труда, технологии и методики управления персоналом (наем, оценка, обучение, развитие, мотивация, консолидация сотрудников), а также методы обратной связи с персоналом. Необходимы знания по развитию и структурированию бизнеса, макро — и микроэкономике, социологии, социальной психологии, психологии труда, психологии личности и психодиагностике, тайм-менеджменту, бизнес-этикету и стресс-менеджменту.
По причине высоких требований к позиции Директора по персоналу, желательно, чтобы данный топ-менеджер имел развернутый опыт, а также стаж работы по специальности и на управленческой должности не менее пяти лет. Возрастной ценз для Директора по персоналу строго не фиксируется, считается, что Директор по персоналу должен быть зрелым человеком, старше 35 лет.
Функционал менеджера по персоналу
Несмотря на то, что менеджер по персоналу — линейный специалист, перечень его должностных обязанностей — довольно обширный, как и в случае описания функционала менеджера по персоналу (см. Приложение 3). Конечно, у менеджера по персоналу значительно ниже зона ответственности, но профессиональные задачи, которые он решает, — серьезные, влияющие на карьеру и судьбу конкретных людей, сотрудников компании.
Содержание должностной инструкции менеджера по персоналу отражает задачи его реальной деятельности в компании. Во второй главе книги была предложена модель Службы персонала, в которой перечислены несколько позиций: специалист по оценке персонала, тренинг-менеджер, менеджер по развитию персонала, специалист по мотивации персонала, специалист по внутренним коммуникациям, коуч-консультант и делопроизводитель (кадровик). Теоретически, в тексте книги, мы можем описывать данные позиции отдельно, в качестве самостоятельных специализаций. Реально, в практике бизнеса, в Службе персонала работают менеджеры по персоналу, функциональные обязанности которых объединены, зачастую они решают несколько смежных задач в рамках специализации HR-менеджмента.
Наиболее часто объединяют такие функциональные обязанности: специалист по оценке персонала занимается также задачами планирования карьеры и развития сотрудников компании; тренинг-менеджер, кроме проведения внутреннего корпоративного обучения, решает задачи мотивации, оптимизации внутренних коммуникаций сотрудников и организации корпоративных праздников. Если кадровик — человек активный и общительный, то кроме оформления кадровых документов, задачи внутренних коммуникаций частично или полностью лежат в зоне его ответственности. Коуч-консультант, кроме внутреннего консультирования, может заниматься организацией обратной связи с персоналом — проводить анкетирование и составлять аналитические отчеты для руководства.
Распределение задач по управлению персоналом между сотрудниками Служба персонала во многом зависит от истории становления Службы внутри компании. Если Служба была создана из Отдела кадров, то кадровик нередко становится либо Директором по персоналу, либо ее активным сотрудником, в должностной инструкции которого объединены несколько важных задач по персоналу. Если Служба персонала была организована как самостоятельная штатная единица, то распределение обязанностей между ее сотрудниками может быть либо таким, как описано во второй главе, либо таким, как описано здесь (это зависит от финансовых возможностей компании). Наконец, если Служба персонала была набрана «под» эффективного менеджера по подбору персонала, несколько лет проработавшего в компании, то распределение функций между сотрудниками Службы может быть реализовано с учетом его представления о модели Службы и компетентности сотрудников.
В целом, в содержание должностной инструкции менеджера по персоналу входит выполнение, организация и координация задач, связанных с управлением персоналом, консультирование, своевременное предоставление качественной кадровой информации руководству для принятия управленческих решений. Менеджер по персоналу принимает участие в работе совещаний в рамках вопросов, связанных с его конкретными профессиональными задачами по должностной инструкции.
Перечень знаний менеджера по персоналу включает в себя знание законодательных и нормативных правовых актов по вопросам труда, технологий и методик найма, оценки, обучения, развития, мотивации и консолидации сотрудников, а также методов и процедур обратной связи с персоналом.
«Персональщик» обязан иметь высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области современного менеджмента по человеческим ресурсам. Стаж работы по специальности, желательно, иметь не менее двух лет.
Образование и карьера директора и менеджера по персоналу
Перечисление задач и направлений деятельности Директора и менеджера по персоналу внушает уважение и создает впечатление обширности их обязанностей и полномочий, реализация которых, безусловно, связана с высокой компетентностью и образованностью этого топ-менеджера, а также его подчиненных — специалистов по персоналу. Однако в настоящий период в России нет жестких требований к базовому образованию Директора и менеджера по персоналу. Если регулярно просматривать объявления по поиску HR-специалистов на открытые вакансии в разных сферах бизнеса, то в графе «образование» обычно указывается общая формулировка «высшее».
Толерантность к требованию относительно образовательного статуса облегчает включение специалистов в HR-профессию. Это объясняется тем, что свободные вакансии открыты во многих российских компаниях, однако профессионалов, имеющих базовое социологическое или психологическое образование и опыт по управлению человеческими ресурсами, до сих пор не хватает. В связи с этим наблюдается активный приток профессионалов из других, смежных и не всегда смежных областей: юристов, врачей, бывших военных, преподавателей вузов, школьных учителей, инженеров, производственников, IT-специалистов. После получения дополнительного образования и при наличии общего профессионального и жизненного опыта, они успешно работают в компаниях.
В открытых программах «Директор по персоналу» собираются слушатели со всех регионов России, бывает, численность групп достигает сорок и более человек. По гендерному и профессиональному составу статистика примерно такая: на 40 человек — 5—6 мужчин, остальные — женщины. Состав слушателей по профессиональной принадлежности примерно такой: кадровики (10—12 человек), психологи (8—10 человек), юристы (5—7 человек), военные (3—4 человека), остальные (по 2—4 человека) — это представители разных специальностей, врачи, учителя, IT-специалисты и др.
В случае если Директор или менеджер по персоналу имеет непрофильное базовое образование, он должен получить дополнительное специальное образование в области менеджмента по человеческим ресурсам.
Если мы говорим об HR-Директоре, то это пожелание связано с тем, что он занимает партнерскую позицию во взаимодействиях с другими руководителями компании и должен уметь разговаривать с ними на одном языке. Отлично, если он хорошо разбирается в таких областях, как менеджмент и построение бизнес-процессов в компании. Он должен также понимать, какие цели стоят перед бизнесом, при помощи каких ключевых показателей оценивается деятельность компании в целом, отдельного подразделения и конкретного сотрудника. Такое понимание бизнеса придает ему уверенность при подборе аргументов для обоснования предлагаемых им HR-решений, привязанных к экономическим показателям работы отдельных сотрудников, отделов и компании в целом.
Если мы говорим о линейном менеджере по персоналу, то выбор образования связан с его функционалом и теми задачами, которые он реально выполняет в компании. Например, если менеджер по персоналу будет решать задачи подбора и адаптации новых сотрудников, то ему необходимо получить практические навыки оценки кандидатов и разработки конкретных мероприятий их адаптации в компании. Если же персональщик будет заниматься корпоративными тренингами, ему нужно получить навыки организации предтренинговой диагностики, проведения или организации тренингов и постренинговой поддержки сотрудников.
Именно поэтому в качестве образования, дополняющего непрофильное базовое образование, может выступить второе высшее образование или магистратура на факультете менеджмента со специализацией по управлению человеческими ресурсами. Кроме того, в институтах, университетах и многих консалтинговых компаниях открыты различные краткосрочные программы в области HRM.
«Должен ли Директор (менеджер) по персоналу иметь бизнес-образование?» — вопрос актуальный. Кроме профессиональных и функциональных ожиданий бизнеса к образованию Директора (менеджера) по персоналу, существует своеобразная бизнес-мода, высшая планка или негласное требование, что есть амбициозно, и что есть очень хорошо. Так, считается хорошим тоном дополнительно к базовому высшему образованию получить не просто второе высшее, а именно бизнес-образование. При этом высоко ценятся бизнес-программы, аккредитованные не только в России (например, МВА в Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ), но и Европе (EQUIS, AMBA) или США (AACSB).
Это пожелание связано с тем, что в европейском и западном бизнес-образовании учебные программы построены в соответствии с современными требованиями бизнеса. Известно также, что образование, построенное по западному стандарту, организуется в активном режиме и проходит в формате дискуссий, разборов кейсов, деловых и командных игр, что способствует не только усвоению информации, но и развитию практических навыков работы.
Справедливости ради следует заметить, что многие российские бизнес-программы, которые ведут отечественные консультанты и бизнес-тренеры, накопившие практический опыт консалтинга в современной России, реально ориентированы на бизнес. В связи с этим, получение именно российского бизнес-образования бывает предпочтительным, поскольку отечественный преподаватель проводит сравнительный анализ достижений западного и российского опыта, учитывая особенности именно отечественного бизнеса и менталитета российского персонала. А технология преподавания успешного российского консультанта ничем не отличается от западного стандарта: интерактивность, обмен опытом, групповой ресурс, анализ кейсов, тренинговые упражнения, тесты, учебные, развивающие, ролевые и командные игры.
Кроме того, появляются программы базового высшего образования, ориентированные на бизнес. Например, на факультете менеджмента при ГУ — Высшая Школа Экономики магистерские курсы построены с учетом пожеланий собственников и руководителей компаний, которые входят в Совет Учредителей этого высшего учебного заведения.
Еще вопрос, который часто задается на тренингах: «Нужно ли иметь базовое психологическое образование?»
Чтобы стать эффективным Директором по персоналу (или менеджером по персоналу), не обязательно иметь базовое психологическое образование. В некоторых случаях, психологическая подготовка может навредить при отсутствии знаний бизнес-процессов и практического опыта работы в компании.
«Чистый» психолог нередко ошибается при выборе коммуникативной позиции во взаимодействиях с руководством и сотрудниками. Например, если он получил специализацию по кафедре клинической психологии, он может увлечься психологическим тестированием и диагностикой сотрудников компании. Если он специализировался по кафедре консультирования, он может заняться психотерапией в компании без запроса на такую работу со стороны персонала. Наконец, если он — детский психолог, то может ориентироваться на жалость и воспитательные акции. Будем оптимистичными: такой прогноз в оценке поведения психолога в офисе не всегда сбывается, особенно, если он способен отказаться от стереотипов базового образования, полученных в университете или педагогическом институте и освоить принципиально новую, отличную от «чистой» психологии, профессию HR-менеджера.
Конечно, психолог может и должен эффективно работать в бизнесе. Однако следует учитывать, что если в HR Management идет молодой специалист, окончивший психологический факультет, предпочтительно, чтобы он имел специализацию и защищал дипломный проект по кафедрам «Социальная психология» или «Психология управления персоналом». Отлично, если молодой специалист получил базовое образование по менеджменту со специализацией по управлению человеческими ресурсами. Такие факультеты есть в ГУ — Высшая Школа экономики, Российском Государственном Гуманитарном университете и др.
Итак, какое базовое образование необходимо получить? Выстроим приоритеты.
На первом месте — базовое образование на факультете менеджмента со специализацией по управлению человеческими ресурсами.
На втором месте — психологический факультет со специализацией по управлению персоналом или социальной психологии.
На третьем месте — любое высшее образование при условии получения дополнительного образования в области HRM.
Какое дополнительное образование выбрать?
На первом месте — бизнес-образование (МВА, Mini МВА и др.), магистратура или второе высшее на факультете менеджмента со специализацией по управлению человеческими ресурсами.
На втором месте — консалтинговое образование (например, программа «Директор по персоналу»).
На третьем месте — отдельные, краткосрочные, профильные консалтинговые семинары по HRM, такие, как «Подбор и адаптация персонала», «Оценка персонала», «Мотивация персонала», «Обучение персонала», «Управление талантами» и др.
Как строится карьера «персональщика» в компании?
Бывает, что карьера будущего Директора по персоналу начинается с работы кадровика-делопроизводителя. Выпускник ВУЗа, пришедший в Службу персонала на минимальную должность, обычно начинает заниматься оформлением кадровых документов: заявлений о приеме на работу, приказов о принятии на работу, подписания должностных инструкций, заполнения форм личного дела сотрудников, трудовых книжек и других документов.
Понятно, что это — рутинная работа, требующая усидчивости и концентрации внимания. Но есть и преимущества: кадровика-делопроизводителя в компании все знают, именно к нему приходится обращаться при оформлении каждой бумаги. Правильный кадровик-делопроизводитель всегда лоялен к руководству и заслуженно пользуется уважением сотрудников, поскольку ошибка в его работе может обернуться недочислением пенсии или недоплатой декретного отпуска. Наконец, правильное оформление кадровых документов имеет свою «прибыль» — это успешный кадровый аудит и отсутствие штрафных санкций, а также отсутствие судебных исков к работодателю со стороны сотрудников компании.
Чтобы эффективно выполнять свои должностные обязанности, дополнительно к высшему образованию кадровик-делопроизводитель должен закончить курсы по кадровому делопроизводству и трудовому законодательству.
Следующий шаг в работе «персональщика» — это работа в должности менеджера по персоналу с функциями управления персоналом. Часто менеджер по персоналу занимается подбором кадров и кадровым планированием. Ежедневно менеджер по персоналу проводит собеседования с кандидатами на открытые вакансии, делает презентацию компании и рассказывает о задачах, которые они будут решать в рамках своего будущего функционала.
В ходе проведения интервью менеджер по персоналу общается с огромным количеством успешных и интересных людей, с которыми он в обычной жизни вряд ли встретится. Он может задавать им различные вопросы, причем, не только относительно профессиональных достижений, но и корректные личные вопросы. Кроме истинного удовольствия, получаемого в ходе общения со специалистами, у них есть чему поучиться: уверенности в себе, стрессустойчивости, инициативности, умению строить свою жизнь и карьеру.
Нередко молодой специалист, приходя в Отдел по обучению персонала, начинает свою карьеру с должности тренинг-менеджера. В этом случае, он обязательно проходит цикл внутренних обучающих тренингов с целью овладения технологией конструирования и сценирования тренингов, а также их проведения и оценкой эффективности обучения.
Кроме найма персонала, менеджер по персоналу занимается такими задачами, как оценка, обучение и мотивация персонала, организация корпоративных мероприятий, формирование кадрового резерва, увольнение сотрудников.
Директор по персоналу — это топ-менеджер, правая рука руководителя компании. Как мы писали выше, часто он входит в расширенный совет компании, принимает участие в разработке стратегического плана развития бизнеса по сегменту «Человеческие ресурсы (Персонал)». Он участвуют в важных переговорах, связанных с кадровой политикой, готовит материал для принятия кадровых решений, управляет Службой персонала, организует аттестацию персонала и др. (см. Приложение 2).
Компетенции директора и менеджера по персоналу
В чем заключается содержание термина «компетенции»?
Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню читателю, что имеются русские содержательные аналоги термину «компетенции» — это такие термины:
— профессионально важные качества (ПВК)
— профессиональные требования
— профессиональные знания, умения, навыки (ЗУН).
Современная трактовка термина «компетенции» будет для нас предпочтительной. Сначала приведу простое и, на мой взгляд, практичное понимание данного термина, в котором отражен российский опыт.
Компетенции — это ценности и личностные качества, а также профессиональные знания и навыки, необходимые сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей.
Приведу также более сложное понимание термина «компетенции», сформулированное Спенсерами и отредактированное мною.
Компетенция — базовое качество, фактор (причина) эффективного и/или наилучшего выполнения работы в соответствии с оценкой на основе выработанных критериев (54, с. 9).
Разъяснения дополнительных терминов:
Базовое качество — это глубокая и устойчивая часть личности человека, предопределяющая его успешность во многих рабочих ситуациях и при решении многих рабочих задач.
Фактор (причина) означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение
На основе критериев — означает, что компетенции действительно прогнозируют хорошее исполнение, которое оценивается на основе выработанных критериев или стандартов. Например, критерием успешных продаж может служить объем продаж.
Какие компетенции должны быть сформулированы для Директора и менеджера по персоналу?
Приступая к описанию стандартных компетенций, разработанных для Директора и менеджера по персоналу, необходимо иметь в виду, что для каждой сферы бизнеса и для каждой компании наборы (списки) компетенций уникальны. Поэтому компетенции персональщиков, представленные ниже, должны быть отобраны, дополнительно уточнены и конкретизированы, расшифрованы и прошкалированы с учетом специфики бизнеса и уникального опыта конкретной компании.
Директор по персоналу — менеджерская позиция в системе управления компании. По современному стандарту, в разработке компетенций для управленческой должности любого руководителя, в том числе, и Директора по персоналу, должны присутствовать четыре группы компетенций:
— корпоративные компетенции (ценности)
— менеджерские (управленческие) компетенции
— профессионально-технические компетенции
— компетенции, обеспечивающие личную эффективность профессионала.
Поэтому для Директора по персоналу здесь будут предложены четыре стандартных списка компетенций.
Менеджер по персоналу — линейная позиция в иерархии. Следовательно, в наборе компетенций для менеджера по персоналу должны присутствовать три группы компетенций:
— корпоративные компетенции
— профессионально-технические компетенции
— компетенции личной эффективности.
Корпоративные компетенции директора и менеджера по персоналу
Корпоративные компетенции разрабатываются на основе ценностей компании. Во многих компаниях есть документ, представляющий и регламентирующий корпоративную культуру — Корпоративный кодекс. Списки корпоративных компетенций отражают ценности, записанные в Корпоративном кодексе компании и обязательные для всех сотрудников данной компании (см. примеры Корпоративных Кодексов российских компаний в Приложениях 4,5,6).
Если в компании нет Корпоративного Кодекса как отдельного, самостоятельного документа, то атмосфера и дух компании все равно присутствуют, и есть реальные ценности, которые важны для руководства и большинства сотрудников. Задача по формулированию корпоративных ценностей сотрудников может выступить в качестве самостоятельной задачи в ходе профилирования должностей и может быть решена при помощи анкетирования (см. Анкету в Приложении 7).
Количество компетенций в каждом списке не должно превышать 4—7 наименований. Следовательно, для профилирования должности Директора по персоналу в четырех списках (корпоративных, управленческих, профессиональных и компетенций, определяющих личную эффективность) это могут быть суммарно от 16 до 28 компетенций. Для менеджера по персоналу это — три списка: корпоративные, профессиональные и компетенции личной эффективности (суммарно от 12 до 21 компетенции).
Какие корпоративные компетенции наиболее часто выделяются в российском бизнесе в последние годы?
Опыт показывает, что обычно в российских компаниях выделяют корпоративные компетенции, представленные ниже в списке. При этом если это имеет место в практике, здесь указываются корпоративные компетенции с амбивалентными формулировками:
— преданность (приверженность) компании
— командность (или способность к индивидуальной работе)
— уважение к личности
— лидерство (или способность к исполнительской деятельности)
— ориентация на результат
— креативность (или способность работать по заданной технологии)
— навыки коммуникаций (коммуникативность, способность к позитивному общению, неконфликтность)
— клиент-ориентированность
Преданность (приверженность) компании как корпоративная ценность представляет собой способность сотрудника строить свое поведение в соответствии с миссией, видением и ценностями компании, продвигать цели компании и пропагандировать корпоративные преимущества. Другими словами, преданность компании — это чувство гордости, испытываемой сотрудником от того, что он работает в известной и «продвинутой» компании. Это ощущение, когда при решении рабочих задач (в презентациях, продажах, командировках) он — не один, за ним — огромная «бизнес-машина», на которую всегда можно опереться и которая всегда обеспечит поддержку.
Директор (менеджер) по персоналу является преданным компании, если он:
1. Строит свои действия и приоритеты в соответствии с миссией, видением и ценностями компании.
2. Организует сотрудничество с коллегами во имя достижения стратегических и важных целей компании.
3. Стремится к реализации потребностей компании, а не собственных профессиональных или личных интересов.
Корпоративная ценность «командность» провозглашается как приоритетное корпоративное требование от кандидатов и сотрудников во многих российских компаниях и организациях — производственных, банковских, образовательных, транспортных, охранных.
Командность как общая компетентность — это стремление и способность сотрудника эффективно работать в коллективе.
Это, прежде всего:
1. Работа на общий результат, планирование и реализация конкретных рабочих задач в контексте планирования и реализации общей деятельности компании.
2. Способность к сотрудничеству и партнерству в работе.
3. Проявление в работе взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоподдержки по отношению к коллегам.
4. Поддержка духа (атмосферы) команды, позитивная оценка динамики роста и успешности компании.
Продолжим расшифровку корпоративной компетенции «командность» применительно к Директору по персоналу и менеджеру по персоналу.
Как топ-менеджер, Директор по персоналу обладает корпоративной ценностью «командность» если он:
1. Принимает участие в разработке стратегических решений по развитию персонала компании.
2. Организует и сплачивает сотрудников Службы персонала как своих единомышленников.
3. Опирается на коллективные методы принятия решений: совещание, мозговую атаку, консультации.
4. Вдохновляет и мотивирует сотрудников Службы персонала.
Как линейный специалист, менеджер по персоналу проявляет командность, если он:
1. Имеет представление об основных обязанностях других сотрудников Службы персонала и строит выполнение собственных задач в контексте общего направления деятельности Службы персонала.
2. В работе проявляет ориентацию на сотрудничество, партнерство и взаимодействие, стремится согласовывать собственные действия с действиями коллег.
3. Проявляет стремление к взаимопониманию: высказывает свою точку зрения, а также слушает и слышит мнения коллег.
4. Помогает коллегам и при необходимости сам обращается за помощью.
5. Радуется собственным успехам и позитивно оценивает достижения других сотрудников, способен к конструктивному критическому анализу своих ошибок и неудач, а также ошибок коллег.
6. Поддерживает позитивный климат Службы персонала.
Несмотря на то, что командность как ценность очень важна для многих компаний в России, тем не менее, есть бизнесы, которые строятся на основе противоположной по смыслу корпоративной компетентности — способности к самостоятельной, индивидуальной работе.
Директор по персоналу, строгий молодой человек аналитического склада, внутренне поддерживал ценность самостоятельной, индивидуальной работы, но при этом работал в компании, ведущей корпоративной ценностью которой была командность.
Он жаловался, что сотрудники компании не понимают целей Службы персонала. Они часто приходили к нему в кабинет для того, чтобы посетовать «на тяжелую жизнь» и обсудить семейные проблемы. Он считал, что общение с сотрудниками на темы, далекие от бизнеса, должно быть сокращено в офисе и со временем ввел «закрытые часы», чтобы сотрудники не приходили к нему с неформальными разговорами.
В результате, у Директора по персоналу возникла социальная дистанция в общении с сотрудниками и популярность Службы персонала заметно снизилась.
В чем причина таких негативных изменений? Очевидно, что общением с людьми в формате «горячей линии» должен заниматься не сам Директор по персоналу, а отдельный сотрудник Службы персонала, например, консультант по коммуникациям. Однако полностью отказываться от неформального общения «персональщик» не может, особенно если в компании провозглашена командность как корпоративная ценность.
Способность к индивидуальной работе в качестве корпоративной компетенции является приоритетной в таких видах бизнеса, в которых сотрудник должен быть ориентирован на получение собственного, персонального результата (например, в предпринимательской деятельности, фрилансинге, консалтинге, продажах, креативном бизнесе).
Служба персонала, работающая в компании, ориентированной на ценности индивидуальной работы, относится к инфраструктуре и не является прибылеобразующей. Хотя в некоторых компаниях, например, в нефтяном бизнесе, позиция Директора по персоналу в штатном расписании может быть обозначена как «бизнес-партнер», что означает, что он получает доли процента от прибыли компании. И, следовательно, способность к работе на конкретный результат является для него приоритетной.
Итак, Директор (менеджер) по персоналу обладает способностью к индивидуальной работе, если он:
1. Самостоятельно формулирует цели своей работы и выбирает способы их реализации.
2. Мотивирован на предпринимательскую деятельность, учитывает внутренние и внешние ресурсы в работе.
3. Мотивирует самого себя на получение конкретных результатов.
4. Самостоятельно организует и структурирует свое рабочее время, знает и реализует технологию самоменеджмента.
5. Обладает индивидуальной стресс-устойчивостью и навыками антистрессовой самоподдержки.
Способность к лидерству как корпоративная ценность является важной для Директора по персоналу, поскольку он занимает топ-менеджерскую позицию. Данная ценность проявляется в таких действиях:
1. Берет на себя ответственность и ведет за собой сотрудников Службы персонала.
2. Проявляет инициативность, предлагает новые идеи, способен к активным действиям и решениям.
3. Регулирует деловые взаимодействия сотрудников, в том числе, деловые конфликты.
4. Имеет навыки публичного поведения.
5. Имеет навыки убеждения и мотивации сотрудников на активную работу и получение конкретных результатов.
6. Имеет навыки ведения деловой политики и профессиональной конкуренции.
Нередко Директор по персоналу не находит взаимопонимания с Главным бухгалтером. Опытный и энергичный Главбух либо отбирает часть функций у Директора по персоналу, либо высказывает свое видение задач по персоналу, отличающееся от видения «персональщиков». Что делать в этом случае? Спорить с Главным бухгалтером, доказывать его профессиональную некомпетентность или заняться конкурентными акциями?
Разумеется, каждый Директор по персоналу решает эту проблему так, как считает нужным. Но если у Директора по персоналу сформированы навыки деловой политики, он примет как данность, что главный бухгалтер — один из ключевых сотрудников в компании и с ним лучше наладить позитивные взаимодействия, нежели конфликтовать.
Для менеджера по персоналу способность к лидерству может выступить необходимой корпоративной компетенцией, если он принят в компанию с тем, чтобы в перспективе занять должность Директора по персоналу. Если эта должность уже занята, то данная компетентность не является для него приоритетной.
Способность к исполнительской работе должна присутствовать у линейного персонала, в том числе, менеджера по персоналу. Данная ценность проявляется в следующих действиях:
1. Способности подчиняться в рамках системы управления, принятой в компании.
2. Умении выполнять распоряжения непосредственно руководителя — Директора по персоналу.
3. Ответственности и обязательности в ходе выполнения задания.
4. Своевременном информировании Директора по персоналу в случае изменения условий реализации поставленного задания.
5. Неукоснительном соблюдении сроков выполнения задания.
Ориентация на результат во многих российских компаниях формулируется в качестве корпоративной компетенции (ценности). Директор по персоналу имеет эту ценность, если он:
1. Реализует указания генерального директора по решению конкретных задач по работе с персоналом.
2. Осуществляет четкое планирование выполнения конкретных задач по работе с персоналом с указанием срока (реального и критического).
3. Проводит объективную оценку имеющихся ресурсов для выполнения поставленных задач.
4. Создает условия для эффективной работы сотрудников Службы персонала, предоставляет им оборудованные рабочие места, технические, информационные и временные ресурсы.
5. Осуществляет контроль и оценку работы своих подчиненных.
6. Формулирует рекомендации по оптимизации корпоративной политики компании и работе с персоналом.
Менеджер по персоналу, ориентированный на получение конкретного результата:
1. Реализует план работы, поставленный перед ним Директором по персоналу.
2. Своевременно выполняет задачи соответственно своим должностным обязанностям.
3. Подготавливает аналитические отчеты по выполнению задач.
Креативность — это способность находить нестандартные решения. Как корпоративная компетентность является важной в динамично развивающемся бизнесе, и особенно в рекламном, и консалтинговом бизнесе. Эта компетенция проявляется в умении Директора по персоналу подойти к решению рабочей задачи с неожиданной точки зрения, посмотреть на проблему под новым углом зрения.
Во многих российских, европейских и западных компаниях сформулированы слоганы, отражающие креативные подходы в работе с проблемой. Например, такие ценности: «Посмотри на проблему с высоты вертолета», «Откинься на спинку стула». Эти ценности отражают корпоративное требование по умению строить целостное видение проблемной ситуации, а также необходимость дистанцироваться от проблемы и спокойно ее проанализировать в режиме поиска новых подходов и решений.
Креативность как корпоративная компетенция, проявляется в таких действиях менеджера по персоналу:
1. Формулирует инновационные идеи и решения по организации корпоративной политики в компании и работы с персоналом.
2. Имеет и реализует навыки работы в режиме «мозгового штурма».
3. Осуществляет поиск новой кадровой информации.
4. Обладает высокой обучаемостью, быстро усваивает новую кадровую информацию, регулярно посещает консалтинговые программы по HR-менеджменту.
5. Не проявляет стереотипы в работе, сохраняет свежий взгляд на решение кадровых задач.
В конце ноября или начале декабря каждого года, когда в компании планируется новогодний банкет, как консультант, я слышу от сотрудников одни и те же критические замечания в адрес руководства.
Сотрудники говорят так: «Опять — тот же пансионат (ресторан), тот же певец (юморист, пародист) и те же лица сотрудников. Устали: все одно и то же. Пусть нам дадут деньги в качестве премий в рамках тех затрат, которые руководство планирует на проведение праздника».
Руководство отвечает так: «Корпоративный праздник — это часть корпоративной культуры компании, и должны присутствовать все (или большинство сотрудников, или все ключевые ключевые) сотрудники. Это решено!»
Что делать в этом случае? Ответ прост: сотрудники являются лояльными по отношению к компании, они просто устали от монотонности и однообразия корпоративных вечеринок. Поэтому, если бы в организации праздника была проявлена креативность, он стал бы интересен персоналу. Например, в ходе праздника можно организовать конкурсы по номинациям, забавные и легкие по исполнению консолидирующие упражнения, игры, шарады и проч. Стоит только проявить креативность и изобретательность! Кстати, это может быть совсем не дорого, если реализовать идеи самих сотрудников по поводу интересной организации корпоративных праздников.
Уважение к личности как корпоративная компетенция является важной для всех сфер бизнеса. Если компания заботится о своем имидже на рынке, планирует работать «всерьез и надолго» и позиционирует себя в качестве стратегического и системного бизнеса, то такая компания стремится избегать попаданий в «черные» списки. В таких списках, как правило, находятся предприятия, в которых развит моббинг, «черная» конкуренция, «удары в спину», манипулирование, использование, несправедливая эксплуатация, обманы, невыплаты, недоплаты, невыполнение руководством своих обещаний, а также агрессивный стиль управления с применением ненормативной лексики.
Грамотный бизнес, как правило, провозглашает уважение к личности в качестве обязательной и приоритетной корпоративной ценности. В таком позиционировании несколько преимуществ:
1. У компании появляется возможность широкого выбора профессиональных «звезд» с внешнего кадрового рынка. Действительно, специалист, известный на рынке и имеющий возможность выбирать из трех-четырех вакансий, вряд ли заинтересуется работой в компании, заслужившей черную репутацию. Скорее всего, он предпочтет работать в грамотной организации, уважающей своих сотрудников и выдерживающей свои обязательства перед ними.
2. В компании присутствует высокая корпоративная лояльность персонала к политике компании и персональная лояльность сотрудников по отношению к лидеру компании.
3. В компании — позитивная атмосфера, низкий уровень конфликтности и высокая производительность.
4. Персонал — стабильный, реальная и потенциальная текучесть — низкая, люди ориентированы на успешность, мотивированы общим стремлением к высоким достижениям.
Директор и менеджер по персоналу, руководствующиеся ценностью уважения к личности каждого сотрудника, проявляют такое поведение в офисе:
1. Признают ценность персонала и уважительно относятся к каждому сотруднику компании независимо от его должностного статуса.
2. Имеют демократичный, партнерский стиль управления и взаимодействия с людьми.
3. Активно участвуют вместе со всеми в корпоративных праздниках и корпоративных традициях.
4. Разрабатывают конкретные меры по построению эффективной системы материальной и нематериальной мотивации с учетом ожиданий и интересов сотрудников.
5. Директор по персоналу предлагает конструктивные идеи, менеджер по персоналу решает задачи по развитию социальной политики компании, расширению разнообразных бонусов и соцпакетов.
6. Организуют активную обратную связь с персоналом: анкетирование, интервью, поддержание инициативы снизу, открытые часы высшего руководства, «ящик для предложений», «горячую линию» и т. п.
7. Поддерживают и реализуют корпоративные нормы бизнес-этикета, обязательные для всех сотрудников компании.
Коммуникативность или навыки эффективных коммуникаций как корпоративная ценность, проявляются в таких действиях Директора и менеджера по персоналу:
1. Умении общаться с руководством и сотрудниками на профессиональные темы конструктивно и по делу.
2. Способности к позитивному общению, умении поддерживать долгосрочные контакты с руководством, подчиненными и коллегами.
3. Наличии вербальной культуры, хорошее владение словом, отсутствие косноязычия.
4. Умении регулировать деловые конфликты.
5. Неучастии в коммунальных интригах и сплетнях.
Клиент-ориентированность как корпоративная компетенция присутствует в Корпоративном кодексе торговых компаний, разрабатывающих клиентскую политику, а также во всех компаниях, в которых принято видеть в сотрудниках своих, внутренних клиентов.
Директор по персоналу, обладающий клиент-ориентированностью по отношению к сотрудникам как внутренним клиентам, реализуют такие действия:
1. Заботится о внутреннем рейтинге Службы персонала и своем собственном позитивном имидже.
2. Целенаправленно строит внутренние коммуникации в компании, создает позитивный PR решений руководства компании.
3. Проясняет для сотрудников непопулярные решения руководства.
4. Реализует навыки клиентского общения (интервью, выяснение и удовлетворение потребностей персонала, работа с возражениями).
Менеджерские (управленческие) компетенции директора по персоналу
Какими управленческими компетенциями должен обладать Директор по персоналу?
Менеджерские (управленческие) компетенции формулируются для Директора по персоналу как руководителя. Поскольку компетенции «командность» и «лидерство» уже были описаны в списке корпоративных ценностей, остановлюсь сейчас на описании таких управленческих компетенций, как видение бизнеса, организаторские компетенции и работа с персоналом.
Директор по персоналу — топ-менеджер, ведущей управленческой компетенцией которого является видение бизнеса, разумеется, в части управления человеческими ресурсами.
Видение бизнеса, как управленческая компетенция, проявляется в таких действиях Директора по персоналу:
1. Способности к системному видению целостной ситуации, в которой развивается компании, с учетом как внутренних, так и внешних факторов развития.
2. Умении видеть стратегические цели и строить работу персонала в режиме реализации этих целей.
3. Способности к поиску новых путей и способов развития персонала в рамках стратегического развития компании.
При оценке управленческой компетенции «Видение бизнеса» следует учитывать, что в последние годы на российском кадровом рынке проявляются новые тенденции, которые необходимо учитывать при построении стратегии управления персоналом:
1. Многие компании разрабатывают долгосрочную стратегию управления персоналом на 3—5 лет.
2. По всему миру, также в России, происходит межрегиональная ротация персонала. Люди живут и работают в разных регионах.
3. Расширяется внедрение новых технологий автоматизации управления персоналом.
4. Происходит повышение возраста персонала, все чаще компании предпочитают сотрудников 45 и более лет.
5. Увеличивается число компаний, работа в которых организована по принципу удаленного (мобильного) офиса, вследствие чего возникают новые трудности управления персоналом.
6. Увеличивается число рабочих мест с нерегламентированным рабочим днем (проектная работа, сезонный бизнес, работа фрилансеров).
7. Увеличивается число рабочих мест при отсутствии фиксированного рабочего места в офисе (документы убираются в ящички, сотрудники работают на свободных рабочих столах).
8. Все больше российских компаний, персонал которых работает условиях открытого пространства и прозрачных кабинетов.
9. Все чаще стратегия управления персоналом строится на основе привлечения независимых консультантов с внешнего рынка (аутсорсинга).
10. Многие российские специалисты стали менять место работы и профессиональную сферу по причине усталости от рутины повторяющихся задач. В связи с этим, многие компании планируют ротацию персонала внутри собственной штатной структуры.
Организаторские компетенции Директора по персоналу проявляются в конкретных действиях и решении задач:
1. Применение должностных полномочий.
Это важная компетенция, поэтому я расширю ее содержание. Данная компетенция проявляется в таких действиях руководителя:
2. Устанавливает стандарты поведения подчиненных.
3. Формулирует требования подчинения («Вам рекомендуется», «Вы должны», «Я требую»).
4. Формулирует задания для сотрудников, требует освободить время для более приоритетных новых заданий.
5. Формулирует и оценивает качество работы подчиненных.
6. Формулирует твердый ответ «Нет» на неразумные просьбы сотрудников.
Кроме того, организаторские компетенции проявляются в таких навыках:
7. Умение организовывать собственную работу и работу подчиненных.
8. Способности к трансляции подчиненным целей и задач.
9. Ответственности за принятые решения.
10. Способности находить альтернативные решения.
Эффективная работа с персоналом, как своего подразделения (Службы персонала), так и сотрудниками компании, проявляется в таких компетенциях:
1. Способности мотивировать сотрудников на высокие достижения.
2. Способности к делегированию полномочий непосредственным подчиненным.
3. Способности к эффективным коммуникациям и наличии навыков публичных выступлений.
4. Обучению сотрудников и наставничестве.
Эту компетенцию можно обозначить более конкретно. Это, прежде всего:
5. Выражение положительных ожиданий от работы сотрудников, даже в трудных ситуациях.
6. Способность советовать, рассказывать и показывать, как выполнять задание.
7. Формулирование положительной обратной связи по оценке правильно выполненного задания.
8. Формулирование конструктивной критической обратной связи при оценке неправильно выполненного задания, способность показать возможность устранения ошибки.
9. Определение потребности в обучении у сотрудников, предложение помощи и формулировке рекомендаций.
Профессиональные компетенции директора и менеджера по персоналу
Какие требования к профессиональным компетенциям должны применяться к Директору и менеджеру по персоналу?
Кроме корпоративных и управленческих компетенций, для Директора и менеджера по персоналу выделяются профессиональные компетенции. Уточнение и конкретизацию списков профессиональных компетенций в компании следует проводить с учетом реального функционала должности. Здесь предлагаются ключевые профессиональные компетенции, обычно важные для достижения высокой эффективности Директора и менеджера по персоналу.
Важная профессиональная компетенция для Директора и менеджера по персоналу — это способность к позитивному общению, навыки эффективных коммуникаций.
Данная компетенция проявляется в следующих действиях специалиста:
1. Позитивно оценивает сотрудников компании.
2. Поддерживает деловые контакты с руководителями высшего и линейного уровней.
3. Строит внутренние коммуникации и организует позитивный PR решений руководства.
4. Проявляет убедительность и харизму в общении.
5. Оказывает эмоциональную поддержку.
6. Регулирует деловые и межличностные конфликты.
7. Удерживает профессиональную дистанцию в общении.
«Хуже друзей в бизнесе могут быть только родственники», — эта бизнес-пословица, появившаяся в России в последние годы, формулирует требование к умению специалиста выдерживать личностную дистанцию в деловых взаимодействиях на работе. Если в одном офисе работают муж и жена, отец и сын, братья и сестры, на работе они должны ориентироваться на достижение общего результата и командную деятельность. Особенно важным это требование выступает для «персональщиков». В той информации о сотрудниках, которой они владеют, необходимо выделять объективное, профессиональное содержание и не «буксовать» на личных проблемах.
Не рекомендуется в офисе обсуждать семейные проблемы, жаловаться на личную жизнь, втягивать других в разрешение своих личных трудностей. Если все же возникает необходимость в обсуждении личных вопросов, на это следует выделять внерабочее время.
Важно также уметь «держать язык за зубами» и не транслировать в офисе личную информацию о сотрудниках (кто с кем развелся, кто на ком женился и проч.). «На работе — только о работе!» — такой принцип должен разделяться всеми сотрудниками компании, и, в первую очередь, специалистами по управлению персоналом.
Директор и менеджер по персоналу должны владеть инструментами HR Management, т. е., знаниями и технологиями реализации HR-задач. Они должны:
1. Знать и реализовывать технологию найма и отбора кандидатов.
2. Знать и реализовывать адаптационную программу для новых сотрудников.
3. Организовывать обучение и наставничество в компании.
4. Проводить мероприятия по командообразованию, регулировать корпоративные конфликты.
5. Участвовать в разработке и поддержании эффективной системы мотивации сотрудников.
6. Участвовать в организации и проведении аттестации и оценки персонала.
7. Предоставлять информацию руководству для принятия кадровых решений.
8. Организовывать обратную связь с персоналом, проводить опросы сотрудников.
9. Принимать участие в увольнении сотрудников, предлагает выходное интервью, проводить мониторинг факторов реальной и потенциальной текучести персонала.
Компетенции личной эффективности директора и менеджера по персоналу
Какие требования предъявляются к Директору и менеджеру по персоналу со стороны их личных компетенций? Ведь известно, что личные компетенции косвенно влияют на профессиональную успешность любого специалиста, в том числе, и «персональщика». Выделим такие важные компетенции личной эффективности, как стремление к личностному росту, зрелость, адекватная самооценка и уверенность в себе, гибкость и стремление меняться, самоменеджмент, знание и реализация правил бизнес-этикета, антистрессовая саморегуляция, деловой имидж и внешняя привлекательность.
Стремление к личностному росту, зрелость. Планирование жизни и карьеры, поиск внутренних ценностей, способность к творчеству и самомотивация к достижениям, отношение к руководству и коллегам, — все эти задачи связаны с личностным ростом специалиста.
Компетенция «Стремление к личностному росту, зрелость» проявляется в таких действиях «персональщика»:
1. Способности к конструктивному анализу своего профессионального и личного опыта.
2. Способности к конструктивному анализу собственных достижений и неудач.
3. Умению взять ответственность за собственные решения в жизни и на работе.
4. Способности к интернальности в жизни и на работе, умению ставить значимые цели и достигать их, преодолевать препятствия, самостоятельно решать свои проблемы и разрешать собственные трудности.
Адекватная самооценка и уверенность в себе — одна из важнейших личных компетенций HR-ра, которая проявляется в том, что он верит в свои возможности выполнить профессиональную деятельность на высоком уровне эффективности.
Адекватная самооценка и уверенность в себе как компетентность личной эффективности присутствует у работника, если он совершает такие действия:
1. Имеет отличную самопрезентацию и демонстрирует уверенное поведение.
2. Способен быть убедительным, хорошо владеет словом.
3. Четко и уверенно выражает свою позицию в коммуникациях, в том числе, и конфликтах.
4. Проявляет самостоятельность, имеет собственную активную позицию.
Гибкость и стремление меняться — эта личная компетентность присутствует у всех успешных «персональщиков» и проявляется в таких действиях Директора и менеджера по персоналу:
1. Способности гибко применять профессиональные знания, правила и процедуры к решению конкретных задач.
2. Способности гибко адаптировать свой подход к решению задач пор управлению персоналом с учетом внутренних условий компании.
3. Способности своевременно отказаться от неэффективных подходов в решении задач по управлению персоналом и устаревших навыков в работе.
4. Умении балансировать в коммуникациях, учитывать разные точки зрения, проявлять интеллигентность, дипломатичность и способность к компромиссу.
Навыки самоменеджмента Директора и менеджера по персоналу должен быть всегда — на высоте. Работа «персональщиков» связана с постоянными перегрузками, нерегламентированным рабочим днем, интенсивным общением с сотрудниками различного должностного статуса, начиная от Генерального Директора и заканчивая клининг-менеджером.
Компетенция «самоменеджмент» проявляется в таких действиях сотрудника:
1. Умении планировать рабочее время, используя эффективные инструменты тайм-менеджмента и собственные приемы, выработанные в практическом опыте.
2. Способности правильно распределять собственные временные ресурсы и временной бюджет, а также своевременном выполнении рабочих задач.
3. Уменьшении количества поглотителей времени или их отсутствии.
4. Умении четко работать в условиях сотрудничества с коллегами из Службы персонала и выполнять общую согласованную задачу.
Знание и реализация правил бизнес-этикета помогают «разруливать» множество непростых, и иногда даже потенциально конфликтных ситуаций. Грамотные Директор и менеджер по персоналу реализуют такие правила бизнес-этикета:
1. На работе в офисе и на корпоративных вечеринках ведут себя в соответствии с нормативами, принятыми в компании.
2. В ситуациях публичных выступлений на совещаниях, переговорах и презентациях реализуют корпоративные стандарты.
3. Реализуют навыки клиент-ориентированности: заботятся о сотрудниках и создают условия для удовлетворения их потребностей как внутренних клиентов.
4. Уважительно общаются с сотрудниками компании.
Навыки антистрессовой саморегуляции. Директор и менеджер по персоналу обязательно должны обладать личной компетентностью, связанной с умением регулировать собственный стресс. Мы ждем от этих специалистов, что они:
1. Сохраняют спокойствие и самообладание в напряженных, стрессовых ситуациях, способны конструктивно решать человеческие и производственные проблемы в условиях стресса.
2. Находят конструктивный выход из любой стрессовой ситуации, возникшей в офисе.
3. Умеют снижать стресс сотрудников и успокаивать их.
4. Способны сопротивляться вовлечению в стрессовую ситуацию.
5. Сами оперативно выходят из стрессовой ситуации и самостоятельно успокаиваются.
Деловой имидж и внешняя привлекательность. Перед «персональщиками» практически всегда ставится требование иметь европейскую внешность: быть ухоженными, современно одетыми и аккуратно причесанными.
Личная компетенция к поддержанию позитивного делового имиджа проявляется в таких действиях Директора и менеджера по персоналу:
1. Носят деловой костюм на работе, организованный на основе принципа «светлый верх — темный низ».
2. В офисе всегда имеют аккуратный внешний вид.
3. В одежде предпочитают приглушенные и светлые тона, неброские украшения и сдержанную косметику.
Коммуникации директора по персоналу
В системе коммуникаций принято различать вертикальные и горизонтальные коммуникации. Рассмотрим сначала группу вертикальных коммуникаций Директора по персоналу — с собственником, Генеральным директором и управляющим компании. Это коммуникации, в которых Директор по персоналу находится в подчиненной позиции, если компания имеет вертикальную систему управления. В вертикальных коммуникациях, в свою очередь, можно выделить формально-деловое и неформально-личное общение.
Формально-деловое общение Директора по персоналу с ведущими лидерами компании происходит в кабинете на докладах и общении в офисе, при формулировании целей и установок для Службы персонала, а также при информировании и консультировании лидеров компании по конкретным кадровым вопросам.
Основная задача Директора по персоналу состоит в том, чтобы научиться общаться с собственниками и лидерами компании «на одном языке», слышать и быть услышанным, понимать самому, быть понятным и понятым. Для этого необходимо учиться говорить языком цифр — финансовых затрат на персонал и возможной отдачи, отражающейся на прибыли компании.
Формально-деловое общение организуется также на совещаниях, выступлениях, корпоративных праздниках, семинарах, тренингах и т. п. В деловых ситуациях Директору по персоналу необходимо владеть искусством общения с лидерами компании, при котором он сохраняет свое подчиненное положение и, в то же время, выступает консультантом по кадровым вопросам. Успех в формально-деловом общении основан на наличии сформированных у Директора по персоналу навыков публичных выступлений. Кроме того, обязательными для Директора по персоналу выступают требования к умению соблюдать корпоративные стандарты бизнес-этикета и дресс-кода.
Выступая руководителем для сотрудников Службы персонала, Директор по персоналу организует вертикальные деловые коммуникации со своими подчиненными. Особенности его общения с сотрудниками отражают корпоративную культуру компании и принятый стиль управления. При этом следует отметить, что в Службе персонала часто развиты взаимное доверие и демократизм в общении руководителя и сотрудников Службы персонала.
Неформально-личное общение Директора по персоналу с лидерами компании может возникать на корпоративных праздниках, при приглашении руководителями компании Директора по персоналу на семейные праздники, клубные и спортивные мероприятия, совместный отдых и проч.
В целом, на стиль вертикальных коммуникаций Директора по персоналу с собственником, Генеральным директором и управляющим компании влияет множество факторов: корпоративный стандарт общения, характеры ведущих лидеров, статус Директора по персоналу, уровень доверия к нему, наличие общих профессиональных и личных интересов, совпадений в образовании, биографиях, взглядах на жизнь, работу и проч.
Успешность таких коммуникаций зависит от умения всех участников общения находить баланс между необходимой деловой дистанцией и личностными оттенками общения, удержанием делового статуса и стремлением к человеческому сближению. В случае возникновения дружеских и личных отношений в неформальной сфере, основная задача состоит в том, чтобы на работе, при входе в офис, научиться переходить к сугубо деловым взаимодействиям.
Горизонтальные коммуникации Директор по персоналу поддерживает с топ-менеджментом компании, находящимися с ним на равном должностном уровне. Это может быть как сугубо деловое, так и дружеское общение. Основными принципами эффективных горизонтальных коммуникаций выступают:
1. Ориентация в общении на ведущие корпоративные ценности, принятые в компании.
2. Способность создавать и стабилизировать позитивные контакты, с минимальными допущениями напряжения в общении.
3. Способность всех участников общения поддерживать разумную деловую дистанцию.
4. Оказание консультативной помощи в кадровых вопросах руководителям других подразделений компании со стороны Директора по персоналу.
Позитивный PR корпоративных стандартов и управленческих решений
Особой задачей Директора по персоналу выступает его работа по разъяснению сотрудникам корпоративных стандартов и ценностей компании. По существу, в коммуникациях Директор по персоналу выступает одним из ключевых проводников корпоративной культуры в компании.
Приведу яркие примеры. Директор по персоналу одной из российских компаний, в которой была принята корпоративная ценность ориентации на результат, в общении с сотрудниками часто повторяла слоган: «Мы работаем на общий результат!» В западной компании, работающей на российском рынке и предъявляющей к сотрудникам требования по развитию у них высокой амбициозности, в общении с коллегами Директор по персоналу озвучивал слоган: «Не снижай амбициозность задачи!»
Кроме корпоративных стандартов, Директор по персоналу проводит работу по разъяснению решений, принимаемых руководством. Известно, что управленческие решения делятся на популярные и непопулярные. С первого взгляда может показаться, что популярные управленческие решения не требуют особой разъяснительной работы, поскольку они должны естественным образом приниматься сотрудниками компании. Однако реальная жизнь показывает, что позитивный PR со стороны Директора по персоналу, а также своевременное преодоление барьеров и критики со стороны сотрудников, должны сопровождать практически все решения, принимаемые руководством.
Сначала разберем примеры популярных управленческих решений.
По поводу организации традиционного праздника (Нового года, 23 февраля или 8 марта) со стороны персонала могут быть такие критические замечания:
— «Лучше бы дали премию, чем тратить деньги на корпоративные вечеринки»
— «Все одно и то же, на корпоративной вечеринке быстро становится скучно»
Предложения по снижению барьеров перед организацией корпоративного праздника могут быть следующими. В-первых, с тем, чтобы сценарий праздника был интересен сотрудникам, рекомендуется провести анкетирование коллектива по интересам и предпочтениям. Довольно часто люди предлагают новые, креативные идеи по организации корпоративной вечеринки, причем, совсем не дорогие по части финансовых затрат.
Во-вторых, перед праздничным банкетом возможно проведение тренинга по командообразованию, что повысит интерес участников и будет способствовать повышению эффективности командной работы.
Выдача премий, как ни странно, нередко тоже сопровождается критикой сотрудников. В плане критических замечаний можно услышать:
— «Премии распределили несправедливо»
— «При распределении премий не были разработаны четкие критерии оценки»
— «Премии выдают субъективно, без привязки к реальным результатам работы»
Снижение барьеров и критических замечаний связано с разработкой объективных критериев оценки с тем, чтобы люди были уверены в правильности выдачи премиальных. Кроме того, позитивное отношение сотрудников к премиальным возникает при создании мотивационной среды компании: наличию понятных, измеримых и справедливых критериев оценки работы, а также согласия и поддержки со стороны коллег.
Кроме популярных управленческих решений, руководству компании приходится принимать непопулярные решения, особенно в период нестабильной экономической ситуации и в условиях кризиса.
В последние годы во многих российских компаниях руководство усиливает контроль над рабочим временем. На входе в компанию охрана фиксирует время прихода сотрудников, и за опоздания накладываются штрафные санкции.
Основные критические замечания со стороны сотрудников состоят в следующем:
— «В условиях большого города трудно приезжать на работу вовремя, везде — пробки»
— «Офис компании находится в неудобном месте»
— «Каждый день приходится уходить позже фактического окончания рабочего дня, и никто не фиксирует, сколько времени переработано, а утром штрафуют за опоздания: это несправедливо»
Работа Директора по персоналу по контролю над рабочим временем сотрудников состоит в разъяснении решений руководства по планированию рабочего времени и снижению временных потерь. В этом случае необходимо говорить о правильной расстановке приоритетов, четком планировании рабочего времени и сокращению временных поглотителей с тем, чтобы сотрудники успевали решать производственные задачи в течение рабочего дня и успевали своевременно уходить с работы.
Вполне возможно, что в этом случае в компании нужно организовать семинар по тайм-менеджменту с целью повышения компетентности персонала в планировании и организации рабочего времени. Если по причине экономии средств на обучение, нет возможности провести семинар, имеет смысл закупить книги по тайм-менеджменту или организовать внутренние консультации успешных и организованных сотрудников, успевающих решить производственные задачи в течение рабочего дня.
Наибольшую трудность для разъяснительной работы со стороны Службы персонала составляют решения руководства, связанные с понижением в должности сотрудников, не справляющихся с рабочей нагрузкой. Как правило, такие решения принимаются в результате плановой или внеплановой аттестации, имеющей юридический статус.
Недовольство и критика сотрудников выражается в таких утверждениях с их стороны:
— «Это несправедливо»
— «Я старался, но не получилось»
— «В коллективе есть любимчики, которые работают спустя рукава, но их не понижают в должности и не снижают заработную плату»
Такие критические замечания, которые можно услышать от некоторых сотрудников, как правило, возникают в тех компаниях, в которых статус аттестации является невысоким, и люди не доверяют оценке, полученной в результате работы аттестационной комиссии. Разъяснительная работа Директора по персоналу в этих случаях состоит в повышении статуса аттестации в компании, а также в подробном описании оценочных процедур, организованных в процессе работы аттестационной комиссии.
Следует отметить, что оценка персонала нередко проходит довольно напряженно. Люди проявляют нежелание быть оцененными, они опасаются негативных последствий в свой адрес, испытывают неуверенность и стресс, говорят о непродуктивной потере времени. От активных критиков можно услышать:
— «Это не оценка, а „жернова“, перемалывающие всех нас»
— «Работаем в поте лица, а нас еще оценивают»
Работа Службы персонала по внедрению системы оценки в ходе аттестации, если ранее в компании она не проводилась, состоит в первоначальной организации пилотной аттестации успешного подразделения с применением современных оценочных технологий. Результаты пробной, пилотной аттестации должны быть прорекламированы в компании с целью объяснения ее необходимости и полезности для сотрудников. Поскольку аттестация связана с объективацией оценки работы сотрудников, есть смысл заинтересовать руководителей подразделений в том, что аттестация окажет им существенную помощь в управлении подчиненными. Необходимо также популяризировать оценочные методы, организовав в подразделениях краткосрочные консультации по методам оценки. Есть смысл привести ряд примеров, взятых из других компаний, в которых аттестация проводится успешно и возведена в ранг корпоративного стандарта системы качества.
В настоящий период условиях нестабильной ситуации и кризиса многие компании сокращают расходы на персонал. На первых этапах это — сокращение вакансий и отказ от приема новых сотрудников. Дальнейшие решения по сокращению расходов на персонал касаются сокращения компенсационного пакета, командировочных расходов, оплаты корпоративных обедов и кофе-брейков, праздничных вечеринок и организации совместного отдыха. Особенно болезненно люди воспринимают сокращение рабочего времени (рабочего часа или рабочего дня), ожидая, что после этого начнется сокращение персонала.
В условиях нестабильности начинают процветать слухи и домыслы, особенно в тех случаях, когда в компании отсутствует информационная прозрачность. Если нет четких ориентиров на ближайшее будущее, информационный вакуум заполняется тревожными предположениями и страхами.
В одной компании Административный директор выпустил из поля внимания закупку кофе, что обычно делалось за счет компании для организации кофе-брейков сотрудников. В течение недели в офисе не было кофе, и наиболее активные сотрудники организовали «поход к руководству» с целью прояснения, кого из них будут увольнять в скором времени. На самом деле, руководство компании в кризисный период приняло решение во что бы то ни стало сохранить людей, и увольнять никого не собиралось. Однако никто не придал значения необходимости проинформировать коллектив о принятом решении. В связи с эти незначительная оплошность Административного директора оказалась тревожной для сотрудников.
В условиях нестабильности и кризиса особая роль в подробных разъяснениях решений руководства принадлежит Директору по персоналу и сотрудникам Службы персонала. В этих случаях имеет значение не только то, что говорят персональщики, но то, как они говорят. Сформулируем несколько рекомендаций по тому, как технологически строить в этом направлении свою работу с персоналом.
Сначала несколько мыслей о важности самопрезентации в общении с людьми:
1. Держаться следует уверенно и спокойно. В условиях нестабильности люди стараются почувствовать состояние говорящего и обращают внимание не столько на слова, сколько на манеру поведения должностного лица, обладающего полномочиями разъяснительной работы.
2. В общении с сотрудниками следует поддерживать контакт — зрительный и эмоциональный, демонстрировать позитивное отношение и принятие.
3. В период сложных решений желательно говорить с позиций «мы», показывая людям, что все, как сотрудники, так и руководство, находятся в кризисной ситуации и вынуждены принять ряд непопулярных мер.
4. Необходимо самому полностью верить в то, что подлежит разъяснению и обсуждению. Директор по персоналу должен понимать необходимость решений руководства и найти для себя и сотрудников аргументы, на основании которых эти решения являются необходимыми и единственно верными.
5. В числе таких аргументов можно перечислить: стабильность бизнеса и компании, сохранение возможного минимума рабочих мест, принятие непопулярных, но временных мер, от которых можно будет потом отказаться, когда экономика страны пойдет на подъем.
6. В общении с людьми большое значение имеет сила личности руководителя, поэтому по отношение к кризису Директору по персоналу необходимо выработать собственную конструктивную установку. В этом направлении можно говорить с людьми о том, что разумно принять кризис как испытание, рассматривая его как новые возможности роста и развития новых компетенций. Позитивная сторона кризиса проявляется и том, что в трудных обстоятельствах люди объединяются, оказывают друг другу помощь и поддержку. Главное, не допустить в коллективе паники, отчаяния и страха в нестабильный период, в котором оказалась мировая и российская экономика.