HRD — это бизнес-партнер, стратег и лидер, который напрямую влияет на человеческий капитал и выручку предприятия. 

Исследование Института Гэллапа показало, что мотивированные сотрудники приносят бизнесу на 21 % больше выручки. А значит, директор по персоналу (HRD), являясь связующим звеном между сотрудниками и бизнесом, может повлиять на рост прибыли предприятия.

10 качеств современного директора по персоналу (HRD)

Екатерина Новикова, 

HRD, член SHRM. Имеет успешный опыт построения функции Internal communications в Home Credit Bank Казахстан, а затем и C&B с нуля в другом крупнейшем банке

В начале 2000-х структурные службы, связанные с персоналом, были в административной роли. В середине нулевых — в контролирующей. Теперь они ближе к бизнес-партнерству и бизнес-лидерству.

Источник

От лидерских, профессиональных и человеческих качеств HRD зависит удержание и мотивация команды.

Прогрессивные HRD считают себя двигателями трансформации компании и ставят перед собой амбициозные цели: менять сознание и поведение людей. Они изучают профессиональные тренды, постоянно развиваются и активно внедряют цифровые технологии в HR-процессы.

Какие качества нужны современному HRD

Ward Howell и SAP CIS на основе опроса 60 директоров по персоналу вывели 10 основных компетенций эффективного специалиста в этой области:

  • инновационность и умение пользоваться инструментами автоматизации;
  • эмоциональный интеллект;
  • стратегическое мышление и видение;
  • умение быстро получать и применять новые знания;
  • гибкость и открытость новому;
  • готовность развиваться в различных направлениях;
  • понимание бизнеса;
  • коммуникация и умение управлять отношениями в коллективе;
  • умение работать с цифрами;
  • жизнестойкость.

Разберем каждое качество.

1. Инновационность и умение пользоваться инструментами автоматизации

За 2021 год спрос на специалистов со знанием систем HR-автоматизации вырос почти в 3 раза. Первое требование к HRD — знание цифровых новинок и умение грамотно внедрять их в работу своей компании.

До 35 % HRD в качестве одной из приоритетных стратегических задач на своей должности видят внедрение цифровых технологий.

Хотя каждый пятый признает, что его компании не хватает масштаба или желания меняться в направлении диджитализации, все готовы использовать доступные цифровые инструменты для повышения эффективности.

10 качеств современного директора по персоналу (HRD) — объясняют эксперты

Ирина Кузьмина, 

руководитель направления по подбору и адаптации персонала компании «Свеза»

На текущем этапе внедрения технологии искусственный интеллект способен решать лишь рутинные задачи, что позволяет HR-специалистам больше концентрироваться на более сложных моментах: развитии сотрудников, укреплении корпоративной культуры и привлечении новых кадров.

Больше всего технологии проникли в телекоммуникационные, банковские и IT-компании, где давно используют системы учета, предиктивную аналитику и дашборды.

По оценке McKinsey Global Institute, до 56 % задач HR-отдела поддаются автоматизации.

Mirapolis HCM поможет современному HRD управлять работой из одного окна и видеть как на ладони подбор, адаптацию, обучение сотрудников и другие процессы. На основе консолидированных данных, отчетов и аналитики директор по персоналу сможет принимать эффективные кадровые решения, прогнозировать результаты и избегать рисков, связанных с персоналом.

2. Эмоциональный интеллект

Эмпатичный HRD с развитым эмоциональным интеллектом умеет идентифицировать эмоции сотрудников и выбирает оптимальные стратегии взаимодействия с людьми. Он помогает подчиненным быстрее достигать личных целей и восстанавливаться после стрессов и перегрузок.

В то же время, согласно исследованию Бизнес-школы НИУ ВШЭ, эмоциональный интеллект 53 % HR-менеджеров и директоров по персоналу все еще требует развития.

Только совершенствуясь в этом направлении, HRD могут преуспеть в разрешении конфликтных ситуаций, адаптации и мотивировании сотрудников, выстроить иерархию отношений в коллективе, эффективнее взаимодействовать с внешними клиентами.

Здесь на помощь приходят тренинги бизнес-коучей. Ассоциация русскоязычных коучей прогнозирует, исходя из тенденций роста рынка, что к 2025 году коучинг станет неотъемлемой частью обучения и развития руководителей и персонала. Впечатляют результаты американского исследования Imperative: после прохождения подобных тренингов 73 % сотрудников ощущают единение с коллективом, а 50 % демонстрируют готовность к долгосрочному сотрудничеству.

3. Стратегическое мышление и видение

HRD как бизнес-партнер должен мыслить стратегически, опираясь не только на цели компании, но и на запросы коллектива.

Например, в 2016 году 87 % опрошенных Институтом Гэллапа говорили, что профессиональное развитие у них в приоритете. Уже в 2022 году исследование Deloitte показало, что миллениалы и зумеры ставят на первое место соблюдение условий для work / life balance, а возможность расти профессионально — на второе место.

Ward Howell и SAP CIS назвали топ-5 задач, которые современные HRD ставят перед собой для удовлетворения запросов бизнеса и сотрудников:

  • развитие талантов и обучение персонала — 61 %;
  • изменение корпоративной культуры — 39 %;
  • подбор и удержание персонала — 37 %;
  • внедрение цифровых технологий — 35 %;
  • повышение производительности труда — 30 %.

Читайте также: HR-тренд, который нужно применять уже сейчас: стратегическое планирование в HR

4. Умение быстро получать и применять новые знания

Для успешной работы HRD должен владеть большим количеством hard skills. Учитывая, что знания необходимо актуализировать, а практические навыки — трансформировать вслед за потребностями рынка, директор по персоналу должен быстро обучаться и сразу же применять новые умения.

Помимо традиционных форматов обучения, полезен опыт общения с коллегами и партнерами, чтение психологической и бизнес-литературы. У успешного HRD собственное обучение и развитие может занимать до 4 часов в неделю — в два раза больше, чем конференции и выступления.

5. Гибкость и открытость новому

У разработчиков ПО есть правило: «работает — не трогай». Но для директора по персоналу придерживаться этого правила значит оставаться на месте и игнорировать перспективы развития.

Хороший HRD всегда принимает решения исходя из того, как достичь наилучших результатов в бизнес-показателях.

Он знает, что в следующий момент мир может измениться, и готов принять этот вызов.

Это качество коррелирует с готовностью применять в своей работе автоматизацию рутинных задач, а также современные системы адаптации и обучения сотрудников.

Читайте также: Необычные и актуальные HR-практики: на примере 5 компаний.

6. Готовность развиваться в различных направлениях

По данным SAP, средний стаж директора по персоналу в России составляет 4,6 лет, причем половина опрошенных имеет опыт в двух и более индустриях. Желание и готовность развиваться в различных сферах, прокачивать hard и soft skills в смежных направлениях — качества HRD, которые могут быть примером и для его подчиненных.

Несколько качеств, свойственных хорошим HRD:

  • любопытство;
  • вечный поиск смысла;
  • неспособность быть удовлетворенным однообразной работой;
  • креативность.

7. Понимание бизнеса

Дейв Ульрих в книге «Эффективное управление персоналом» отметил, что HRD играет в компании несколько ролей:

  • административного эксперта;
  • адвоката сотрудников;
  • стратегического партнера бизнес-подразделений;
  • лидера изменений.

Этот специалист создает экосистему организации, выходя за рамки HR-функций и оказывая влияние на развитие всех департаментов предприятия. Для этого требуется досконально знать и свой бизнес, и основные принципы его ведения в условиях современного рынка.

Современный директор по персоналу — 10 необходимых ему качеств

Анна Зверькова, 

кандидат психологических наук и лучший HR-директор в 2015 году по версии журнала «Директор по персоналу»

Чуть ли не первая обязанность HR’а — понимать бизнес, то есть мыслить коммерчески: сколько денег мы на этом потеряем, сколько приобретем, можем ли вложиться во что-то с большей отдачей. Важно понимать, как идут потоки денег в компании, к каким показателям лучше привязывать деятельность сотрудников, чтобы рассчитывать заработную плату на 5 лет вперед, как фондировать систему мотивации.

Для этого необходимо читать бизнес-периодику или работать в HR-консалтинге. Нужно вникать в работу бизнес-подразделений: ходить на их собрания, комитеты, читать их отчеты и исследования, интересоваться клиентами и конкурентами, продуктами, целями, стратегией компании и отдельных подразделений. Нужно много «дружить» с лидерами подразделений и ключевыми специалистами. Так действительно появляется возможность увидеть, как устроен бизнес.

8. Коммуникация и умение управлять отношениями

Успешным и эффективным директором по персоналу нельзя стать без хороших коммуникативных и лидерских качеств. В число задач специалиста входят трансляция ценностей бизнеса и вовлечение сотрудников в корпоративную культуру.

HRD должен стать неформальным лидером, который ведет за собой команду к процветанию.

В этом специалистам помогают педагогические методики:

  • поощрение вовлеченности сотрудника;
  • четкость и прозрачность в системе развития;
  • регулярная работа над конструктивным двусторонним фидбэком.

9. Умение работать с цифрами

Речь идет не только о способности составлять отчеты о проделанной работе. Необходимо, как говорит HRD Екатерина Новикова, «любую цифру уметь “увидеть” в совокупности с цифрами бизнеса; любого человека — примерить как кандидата и цифру в компании».

Видеть картину целиком, через призму измеримых показателей — часть стратегического мышления, необходимого для данной должности.

10. Жизнестойкость

Современного HRD отличает высокая степень закаленности и устойчивости к стрессовым ситуациям. Ему необходимо искусно балансировать между задачами руководителя предприятия и запросами его подчиненных, быть готовым совершать непопулярные действия и делать себя объектом для критики. То, как директор по персоналу справляется с подобными ситуациями, во многом определяет отношение к нему в коллективе.

Представления об идеальном HRD постоянно меняются

Если раньше для HR-директора главными приоритетами было глубокое погружение в бизнес и коммуникабельность, то сегодня на первый план выходят умение пользоваться цифровыми инструментами и увлеченность технологиями в целом, приправленные развитым эмоциональным интеллектом.

От того, насколько активно HRD участвует в жизни компании, заинтересован в развитии профессиональных качеств и готов подхватывать актуальные HR-тренды, зависят не только его персональные достижения, но и успешность бизнеса.

 

10 качеств современного HRD — это сегодня надо знать всем директорам по персоналу