Каждый из вас наверняка сталкивался с таким явлением как “сложный сотрудник”. И не важно, руководитель вы или рядовой офисный работник, эта ситуация способна испортить жизнь любому. Вспомните условную Марину из отдела продаж, которая каждый день устраивала истерики по поводу и без? Или вечно хмурого менеджера по закупкам Борисыча, считавшего, что вся компания должна работать исключительно на него? А как насчет вечно конфликтующего с коллегами сисадмина Петрова? Да, сложные сотрудники бывают очень даже разные.

И хотя искушение уволить таких специалистов велико, мы предлагаем поискать конструктивные способы решения конфликтов. В этой статье мы поговорим о типах сложных подчинённых и причинах их поведения. А также самое главное – разберём план действий по работе с такими особями. Так что пристегните ремни, будет весело!

Типы сложных сотрудников и их характеристики

Первый распространённый типаж – “Некомпетентный специалист”. К сожалению, случается, что в компанию попадают работники, мягко говоря, не слишком соответствующие занимаемой должности.

На бумаге – высшее образование, впечатляющее резюме, рекомендации. А на деле человек не может справляться со своими обязанностями: план по продажам не выполняется, в бухгалтерии кишмя кишат ошибки, а проектные решения вызывают недоумение. Как быть с такими “талантливыми” работниками – большой вопрос!

Второй типаж – “Конфликтующие“. Эти сотрудники просто обожают выяснять отношения. Постоянные придирки к коллегам по мелочам, склоки и интриги, жалобы руководству по любому поводу. При этом у каждого “конфликтного” есть пара-тройка “любимчиков” в коллективе, на которых регулярно наезжают. Как следствие – накалённая обстановка в коллективе 24/7.

Ну и завершает нашу типологию “Демотивированный сотрудник“. Это те самые вечно недовольные и пассивные работники. Всё им не так – зарплата мала, премии мизерные, корпоративы скучные, монитор мерцает. Они постоянно ноют, ленятся, перекладывают свои задачи на других. Как мотивировать таких хронических негативщиков – отдельная головная боль для руководителя.

Вот такой вот цветник пышно цветёт порой в наших офисах!

Причины сложного поведения

Давайте теперь разберемся в корне проблемы – что же толкает людей на конфликты и ужасную работу?

Здесь может быть много причин. Иногда человек просто не нашёл себя в профессии и не соответствует занимаемой должности. Бывает, у сотрудника личные проблемы, которые мешают сосредоточиться на работе: тяжёлая семейная ситуация, финансовые или жилищные трудности.

Но зачастую виновата и сама система управления в компании. Например, у работников не поставлены чёткие цели, нет KPI. Или они не понимают свои должностные инструкции из-за размытых формулировок. А бывает, что “токсичность” порождает несправедливая система мотивации, когда лучшие сотрудники получают столько же, сколько и откровенные прогульщики.

Как итог – демотивация, обиды, раздражение и желание “отыграться” на компании таким вот деструктивным поведением. Эдакий порочный круг получается!

Но не стоит винить только персонал и обвешивать ярлыками “моральных уродов” отдельных сотрудников с поведенческими проблемами. Зачастую, при детальном рассмотрении выясняется, что причины куда глубже и носят системный характер. Они требуют комплексных решений, которые я предложу в следующем разделе нашего рассуждения.

Рекомендации по работе со сложными сотрудниками

Итак, что же делать руководителю, если в коллективе появился серьезный конфликтный работник или откровенно слабый специалист? Как предотвратить волну негатива в команде? Давайте разберём несколько действенных советов.

Во-первых, важно провести личные встречи с трудными подчиненными без гнева и ультиматумов. Постарайтесь максимально конструктивно разобрать с ними рабочие моменты, задать уточняющие вопросы, понять подлинные мотивы поведения. Не исключено, что стоит направить сотрудника на тренинг по развитию нужных навыков или предоставить наставника из числа опытных коллег для адаптации на новом месте.

Во-вторых, крайне важно проанализировать текущую систему мотивации и стимулирования в подразделении. Возможно, как раз она и является камнем преткновения, порождая обиды и конфликты в коллективе. Посмотрите, насколько понятны сотруднику KPI и условия премирования. Всем ли он удовлетворен? Не пора ли скорректировать компенсационный пакет с учетом рыночных трендов и пожеланий сотрудника?

Наконец, крайне важно проанализировать собственные навыки управления. Насколько эффективно вы ставите задачи? Понятна ли подчинённым их роль в общем процессе? Как часто вы проводите индивидуальные встречи и даёте обратную связь по результатам? Умеете ли вы зажечь команду общей целью? Ответы помогут выстроить более результативный стиль руководства.

Как видите, управление сложными сотрудниками и повышение их вовлечённости – это целая наука. Но вооружившись терпением, эмпатией и готовностью к изменениям, можно сделать рабочую атмосферу по-настоящему позитивной!

Заключение

Итак, что же нам удалось выяснить?

Во-первых, сложные работники бывают очень разные. Кого-то подвела некомпетентность, кто-то склонен к конфликтам, а кто-то просто хронически демотивирован.

Во-вторых, причины такого поведения могут крыться как в личных обстоятельствах человека, так и в системных проблемах организации бизнес-процессов или недостаточной мотивации персонала.

И наконец, менеджеру важно не просто увольнять “трудных”, а разобраться в истинных причинах проблем и искать конструктивные решения. Будь то корректировка KPI, предоставление им наставников, или изменение собственного стиля руководства.

В общем, этот комплексный подход и желание совершенствоваться – залог успеха!

https://dzen.ru/a/ZcpaRJRyvVAEaABe