В маркетинге существует такое понятие, как CJM (customer journey map) — карта путешествия клиента. Это графическое изображение пути, который проходит клиент с момента поиска товара до его приобретения. Поскольку сотрудник — это тот же клиент, только внутренний, маркетинговый инструмент CJM быстро перекочевал в сферу HR под названием EJM (employee journey map). С английского языка термин буквально переводится как «карта путешествия работника» и подразумевает под собой карьерный путь сотрудника в компании. Так почему же важно собирать такую информацию и как грамотно построить EJM?
Что такое EJM в HR?
EJM в HR — это визуализация точек соприкосновения сотрудника с компанией с момента, как он услышал про вакансию, до момента, как он уволился. EJM может быть представлена в формате таблицы, цепочки, блоков со стрелками или иметь любой другой вид. Такая карта позволяет выявить болевые точки подчинённых и решить проблемы в коллективе. Она может состоять из различного количества этапов, но обычно включает в себя следующие пункты:
- поиск потенциальным сотрудником работы (в каких местах кандидаты находят вакансию?);
- отправку резюме (каков процесс его подачи?);
- прохождение собеседования (в каком формате оно проводится и какие вопросы задает HR-менеджер?);
- выдачу оффера (как специалист уведомляется о принятии на работу?);
- онбординг (насколько качественно новым работникам объясняется их роль и возможности в огромном механизме компании?);
- рабочий процесс (какова эффективность сотрудников и их отношения с коллегами?);
- карьеру работника (как оценить пользу сотрудника для компании, стимулировать его развитие и вознаграждать за достижения?);
- оффбординг (какова стратегия увольнения?);
- отзывы (какое мнение у персонала об опыте взаимодействия с компанией?).
Разумнее составлять индивидуальные карты для каждого отдела предприятия и даже для различных уровней (грейдов) сотрудников. Это обусловлено тем, что у представителей разных профессий и должностей видение комфортных условий труда отличается. К примеру, для создания эффективной рекламной кампании маркетологам важен дружный и сплоченный коллектив, а вот дизайнеры или разработчики вообще могут работать удаленно. Новичок охотно выполнит тестовое задание, тогда как опытного руководителя уязвит проверка его компетенции.
Зачем нужна карта EJM работодателю?
Карта пути сотрудника составляется с целью:
- реализации стратегий управления персоналом;
- увеличения лояльности и вовлечённости служащих;
- снижения текучести кадров;
- оценки эффективности программы найма и адаптации;
- правильного распределения финансов на обучение и мотивацию сотрудников;
- повышения значимости бренда в глазах работников.
EJM сотрудника помогает разобраться, почему люди хотят работать в компании и почему увольняются, удается ли им совмещать трудовую деятельность и личную жизнь, хорошо ли они общаются в коллективе, могут ли развиваться и в общем соответствуют ли их ожидания реальности.
Как составить Employee Journey Map?
В HR соблюдаются такие шаги по разработке, как составить EJM:
- определение масштаба карты. Она может быть посвящена всему пути работника или отдельному этапу. В первом случае проблему нужно только найти, во втором — она уже локализована;
- формирование целей создания EJM. Если, например, проблема заключается в высокой текучести кадров, то целями будут выявление причин ухода и повышение привлекательности бренда для удержания подчинённых;
- выделение целевой аудитории. К примеру, если исследуется адаптация персонала, опрашивать нужно тех, кто уже прошёл онбординг, проходит его прямо сейчас и уволился во время его прохождения;
- сбор информации. Наиболее эффективным является интервью. Оно проводится при личной встрече, по телефону или с помощью видеозвонка. При этом эйчар оценивает не только сами ответы, но и поведение сотрудника. Однако такой метод достаточно ресурсоёмкий, поэтому его часто заменяют онлайн-опросами. Это быстро, но менее информативно. Также можно изучать отзывы в интернете. Последний метод позволяет охватить мнения тех работников, которые не могут пройти интервью или опрос;
- анализ и визуализация данных. Целесообразно сначала сделать черновик в формате таблицы, где прописать шаги сотрудника и точки его контактов с предприятием. Затем перерабатываются собранные материалы: транскрибируются записи интервью, выделяются важные моменты, фиксируются количественные показатели и т. д. Тезисы из расшифровок переносятся в таблицу, которая потом визуализируется;
- обсуждение результатов с руководителем.
Инструменты построения
Нет никаких стандартов, как должна выглядеть EJM. Поэтому её даже можно нарисовать вручную с помощью листа бумаги и ручки или маркера, отмечая точками главные моменты взаимодействия сотрудника с организацией.
Однако лучше для разработки EJM использовать хотя бы таблицу Excel. Она упрощает процесс анализа материала. Достаточно просто вписать собранную информацию из статистики, интервью, наблюдений и т. д. в графы и затем сравнить полученные данные.
Лайфхак! Чтобы упростить интервьюирование служащих, можно воспользоваться системой StartExam и запустить быстрые онлайн-опросы.
Для визуализации данных применяются такие инструменты построения EJM, как Adobe Illustrator, Microsoft Visio, Sketch, Figma, XMind, Lucidchart, Miro, Conceptboard, Uxpressia и т. д. Это графические редакторы, которые позволяют создавать диаграммы и блок-схемы для наглядного изображения жизненного цикла человека в разрезе его профессиональной деятельности в данной компании. С целью лучшего восприятия информации точки касания можно выделять цветом. Например, зелёный цвет для моментов, которые полностью удовлетворяют сотрудников, жёлтый — для мест, нуждающихся в незначительной доработке, красный — для проблемных точек.
Примеры EJM
Самую простую карту пути сотрудника можно представить в виде цепочки:
Наём → Адаптация → Эффективность → Рост → Увольнение.
Но обычно EJM расписана более подробно:
Этап
|
Наём
|
Пребординг и онбординг |
Вопросы для обсуждения с сотрудником |
|
|
Целевая аудитория | кандидаты | сотрудники до начала и во время испытательного срока |
Этап
|
Карьера
|
Мотивация
|
Обучение |
Вопросы для обсуждения с сотрудником |
|
|
|
Целевая аудитория | сотрудники с разным опытом работы и степенью активности |
Этап | Получение признания | Увольнение |
Вопросы для обсуждения с сотрудником |
|
|
Целевая аудитория | сотрудники с разной степенью оценки труда | сотрудники, уволенные на протяжении последнего года |
Иногда в EJM сразу указываются и решения описанных проблем. Вот фрагмент из такого примера карты EJM:
Этап | Точка взаимодействия респондента с компанией | Проблема | Решение |
Наём | Техническое интервью | После этапа тестирования примерно третья часть кандидатов перестает рассматривать предложение о работе даже в случае успешного прохождения собеседования |
|
Карта путешествия сотрудника даёт возможность компании всегда быть в курсе потребностей персонала и быстро реагировать на их изменения. Это позволяет организации удерживать высокую конкурентоспособность и успешно развиваться. Для работы с актуальными данными EJM нужно периодически обновлять.
https://www.startexam.ru/journal/likbez/ejm-karernyy-put-sotrudnika-v-kompanii/