Автор: Анна Рудакова, директор Центра карьеры Synergy Academy
HR-менеджер (от англ. human resources – «человеческие ресурсы») или менеджер по персоналу – это специалист, ответственный за управление человеческими ресурсами внутри организации. Буквально 10 лет назад для всех вокруг единственным актуальным названием этой функции был «отдел кадров». Каждый понимал, что именно с этого отдела начинается его первый рабочий день в компании и в этом же отделе работа в компании заканчивается. Но постепенно HR направление стало приобретать новые краски и расширяться. Эйчаров перестали воспринимать, как «девочек-кадровиков» – для многих топ-менеджеров компаний они стали полноправными партнерами.
Сейчас HR-направление включает в себя подбор, адаптацию, мотивацию, обучение, развитие и удержание персонала, развитие корпоративной культуры, кадровое делопроизводство, HR-аналитику, организационное развитие и экономику труда (систему мотивации). Основная задача HR-менеджера заключается в обеспечении эффективного функционирования персонала, чтобы удовлетворить потребности компании и ее сотрудников. Как HR влияет на прибыль компании?
Современные HR-менеджеры являются полноценными партнерами для бизнеса. Они помогают разработать стратегию развития и миссию компании, оптимизировать процессы. Логисты, программисты, финансисты, инженеры, аналитики и специалисты других профессий напрямую влияют на повышение ключевого показателя эффективности – прибыли для компании. И именно HR-менеджер побуждает сотрудников к более усердной работе, повышению индивидуальных показателей работоспособности и находит выходы из кризисных ситуаций, тем самым непосредственно влияя на доходность бизнеса.
Разберем 10 стратегически важных HR-задач в бизнесе:
1. Подбор и удержание персонала. Чем больше в компании квалифицированных специалистов, тем выше качество товаров и услуг и лучше продажи. Профессиональные эйчары активно привлекают талантливых людей со всего мира и удерживают их – ведь потеря высококлассного сотрудника и необходимость заменить его могут стоить 30% от его годовой зарплаты. Если сотрудники компании полюбят продукт, который они производят либо реализуют, и будут готовы предложить его самым близким людям (родственникам, друзьям, соседям), тогда индекс их лояльности компании высок.
2. Обучение и развитие персонала. «Звездочек» можно не только нанимать: иногда проще и выгоднее вырастить их внутри компании. Внедрение образовательных программ позволяет повысить квалификацию сотрудников и увеличить рентабельность бизнеса. Некоторые руководители опасаются инвестировать в развитие и обучение команды: «Сейчас мы их обучим – и они уйдут». У HR-специалистов уже появился четкий ответ на это возражение: «Будет гораздо хуже, если мы их не обучим, и они останутся».
3. Мотивация персонала. Если сотруднику нравится место работы и он чувствует, что его усилия ценят и поощряют, – он начинает работать лучше: формируются нематериальные ценности коллектива, такие как лояльность, вовлеченность, раскрытие потенциала личности каждого, стремление к саморазвитию. А это напрямую влияет на качество продукта, уровень удовлетворенности клиентов, позволяет увеличить объем продаж и делает компанию более заметной на рынке.
4. Влияние на корпоративную культуру и HR-бренд. Корпоративная культура формируется в компании всегда – даже если вы не прилагаете к этому никаких усилий. Но если осознанно подойти к этому вопросу, то можно получить отличный инструмент, который повысит уровень лояльности сотрудников и клиентов, а как следствие – сделает компанию более известной в отрасли и более интересной для талантливых специалистов. Если ценности членов коллектива будут совпадать с ценностями компании, тогда можно сказать, что HR-отдел справился с задачей.
5. Оценка эффективности работы персонала. Систематический контроль за работой сотрудников позволяет вовремя распознать проблемы, которые могут сказаться на рентабельности бизнеса и объеме продаж. 6. Управление конфликтами. HR-специалисты могут предотвращать и разрешать недоразумения между сотрудниками. Результатом любого конфликта, который вышел из-под контроля, может стать как снижение производительности и отток персонала, так и падение цен на продукты и услуги компании, вред для HR-бренда, потеря прибыли и другие серьезные проблемы.
7. Управление изменениями. Важная задача HR-отдела – помогать руководству внедрять изменения в организационную структуру, процессы и культуру компании так, чтобы это не повредило атмосфере в команде.
8. Социальная ответственность HR-отдел помогает создавать и вести программы социальной ответственности, которые улучшают репутацию компании.
9. Управление ФОТ. Эйчары знают, как оптимизировать затраты на персонал: например, через использование эффективных систем оплаты труда или снижение текучести кадров. Это также способствует росту рентабельности компании.
10. Стратегическое планирование.
Стратегию по развитию персонала желательно разрабатывать одновременно со стратегическим планированием бизнеса. Цель компании в разные периоды может меняться – концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост, стратегия сокращения бизнеса и т. д. Сегодня недостаточно просто внедрять новые процессы в бизнес, важно вкладываться в человеческий капитал. Недостаточно просто уметь работать с обратной связью, важно анализировать показатели вовлеченности сотрудников и реагировать на их изменеине здесь и сейчас. Недостаточно иметь стандартные программы корпоративного образования, важно предложить сотрудникам наиболее удобный именно для них формат обучения, очные курсы и тренинги или стремительно набирающие популярность EdTech продукты. Находясь в состоянии постоянной конкурентной борьбы за лучших специалистов, бизнес ждет от HR не просто качественного исполнения привычного круга обязанностей. Он ждет инновационных решений, которые позволят компании каждый день выигрывать в битве за таланты. Именно поэтому HR-менеджеры сейчас так востребованы на рынке и эта профессия набирает обороты с каждым годом.