Действующие сотрудники и кандидаты на работу нередко думают, что менеджер по персоналу должен играть в компании роль психолога – заботиться о людях, помогать им, входить в положение, утешать и т.д. И бывают сильно разочарованы, видя, что это не так. А потом и вовсе начинают демонизировать эйчаров.

Между психологами и специалистами по персоналу действительно есть что-то общее — они работают с людьми и должны хорошо разбираться в их психологии. Но на этом, пожалуй, все сходства заканчиваются.

Чтобы у вас как соискателя или работника не было обманутых ожиданий и последующих разочарований, давайте разберём прямо по пунктам, почему специалист по персоналу – не психолог. Хотя многие из них пришли в эту профессию с психологическим образованием или потребностью помогать людям. И тоже могут быть в шоке от того, что должность требует от них совсем другого.

Итак,

1. Люди

Для психолога люди, клиенты – субъекты отношений. У них есть воля и ответственность за свои действия (подразумеваем совершеннолетних и дееспособных граждан). Если психолог берёт эту ответственность за клиента на себя, то его профессионализм под большим вопросом.

Для эйчара люди в компании – это персонал, ресурс, т.е., по сути, объект воздействия. Мы видим это обезличенное отношение даже в самом названии должности – human resources (человеческие ресурсы). Воля у работника, вроде бы, есть, но всё время изыскиваются возможности и способы воздействия на неё. Зачем – расскажу ниже.

2. Цели и задачи

Задача психолога – помочь человеку решить его проблемы в какой-то сфере, пережить стресс или боль утраты, стать более развитой/гармоничной личностью, а в идеале – более счастливым.

Задачи эйчара — обеспечить компанию сотрудниками и выстроить процессы так, чтобы их работа приносила максимально возможный результат для бизнеса. Поэтому ему важно, чтобы кандидат на работу:

  • соответствовал требованиям позиции
  • был заинтересован работать именно в этой компании и на этой позиции
  • разделял ценности компании
  • смог влиться в коллектив и был совместим с непосредственным руководителем.

Подбор нового сотрудника – дело очень затратное и по усилиям, и по времени, и по стоимости. И если происходит ошибка найма – когда новичок плохо адаптируется, часто конфликтует, быстро увольняется или выкидывает ещё какое-то коленце, вопросы возникают, как правило, именно к специалисту по подбору персонала.

И потом, уже в процессе работы, все активности, направленные на мотивацию, повышение удовлетворённости и вовлечённости персонала тоже подчинены именно этой цели – добиться от сотрудников максимальной эффективности. Изыскиваются всё новые и новые кнопки, на которые нужно воздействовать, чтобы человек не отвлекался и выдавал запланированные показатели. Да, вот так утилитарно и цинично. Как говорится, ничего личного, это просто бизнес.

3. Клиенты

Для психолога клиент – сам человек, обратившийся к нему за помощью. Он играет на его стороне, если тот действительно хочет работать над собой, а не изменить всех вокруг.

Для эйчара клиент – не люди, а бизнес, руководство компании. Они платят ему деньги и задают правила игры. И да, нередко бывает, что интересы бизнеса вступают в противоречия с потребностями конкретного человека или даже группы людей. Например, в случае аврала всем сотрудникам какого-то отдела срочно нужно выйти на работу в выходные, и мало кого волнует, что люди и так перегружены и трудятся на пределе своих возможностей. Или нужно сократить плохо справляющегося со своими обязанностями сотрудника, а у него ипотека и неработающая жена. Да, можно каждый день ходить в службу персонала и жаловаться на своё бедственное положение, но максимум, чем вам смогут там помочь – это по-человечески выслушать и посочувствовать. И то при условии, что есть ресурсы времени и сил. Реши же менеджер по персоналу попробовать отстоять вас перед начальством, его тут же обвинят в непрофессионализме, т.к. он действует в ущерб интересам бизнеса. А это, на минуточку, его работодатель.

Следовательно, когда вы находитесь в роли кандидата на работу, и вам кажется, что:

  • эйчар должен помочь вам определиться с тем, на какую вакансию вы можете претендовать, т.к. опыт у вас богатый и разносторонний, поэтому вы рассылаете резюме с перечнем разноплановых запросов
  • вас должны принять на работу, потому что вы – профессионал, и вы не обязаны никому ничего доказывать (т.е. продавать себя на собеседовании и отвечать на «дурацкие вопросы»)
  • вас должны трудоустроить, потому что у вас сложное материальное положение,

вы на самом деле отводите эйчару роль вашего помощника, по сути – психолога.

Получается, он должен:

  • тратить свои ресурсы времени и сил, чтобы определять, что вы хотите и кем вам лучше работать (это в лучшем случае задача карьерного консультанта, но точно не рекрутера)
  • отбросить все те важные моменты, которые повлияют на то, как быстро вы вольётесь в коллектив, как надолго задержитесь в компании, и насколько комфортно с вами будет взаимодействовать коллегам, чтобы обеспечить вас работой
  • задвинуть других (и вполне может быть – более подходящих) кандидатов и заняться вашим трудоустройством, потому что у вас деньги кончаются.

Это психолог принимает человека со всеми его тараканами, а эйчар оценивает, насколько эти тараканы критичны для работы.

4. Конфронтация

Эйчаров большинство людей не любят, считая, что те упиваются своей властью и мешают им находить работу. Что они спят и видят, как бы отказать кандидату на собеседовании. Хотя цель у них, как мы выяснили ранее, совсем другая – обеспечить компанию подходящими кадрами. Действующие же сотрудники часто ставят в вину специалистам по персоналу то, что они не защищают их перед руководством, а сокращают, увольняют, придумывают дурацкие системы мотивации, проводят ненужные аттестации и вообще мешают работать. Эйчары к этому уже привыкли и даже не пытаются кого-то переубедить. А как тут переубедишь, если тебя вызывает директор компании или руководитель подразделения и говорит, что такого-то сотрудника надо уволить? Не будешь же ты оправдываться и говорить тому, что это – не твоё решение. Спокойно принимаешь весь огонь праведного гнева на себя.

При этом многие думают, что психолог на сессиях всегда гладит только по шёрстке. Но это не так. Да, он на стороне клиента, и именно поэтому порой сознательно идёт на обострение, чтобы подсветить моменты, где клиент не прав, потому что психологическая консультация – это демо-версия того, что происходит в реальной жизни. Если клиент постоянно конфликтует с окружающими в силу личных особенностей, этот момент обязательно вылезет и в работе с психологом. Проглотить это – значит, оставить человека в том же состоянии, в котором он обратился за помощью. И зачем тогда всё это нужно?

Так что, дорогие читатели, снимайте розовые очки, если ещё не сделали этого, и переставайте наделять менеджеров по персоналу теми функциями, которые им несвойственны.

https://dzen.ru/a/ZV4MpYLJzR0Hx6Hr