Специалист – человек, имеющий специальное образование и использующий свои знания для работы за деньги.

Профессионал – человек, имеющий специальные знания, использующий их. Знает о нерешенных задачах в отрасли, решил хотя бы одну из них. Это тот, кто двигает профессию вперед. Их немного, не больше 10% от общего числа работающих в отрасли, но именно они составляют тот костяк, который в сложных условиях вытащит бизнес из любой ямы.

Когда разговариваешь с HR-ами, они жалуются, что при найме высококвалифицированных сотрудников далеко не все соответствуют заявленной квалификации. Некоторые просто себя хорошо продают, а потом плохо работают, потому что не знают, не умеют, не хотят.

По каким критериям можно отличить профессионала от простого специалиста? Ответы на какие вопросы, помогут вычислить, что вы имеете дело с профессионалом?

1. Знает типовые ошибки в профессии

В нашей культуре не принято сообщать об ошибках. Даже в продвинутых компаниях. Понимаю, что сейчас напряглись работники бирюзовых компаний, но факт остается фактом.

Попробуйте открыть рекламный проспект любой компании и найти там ограничения по использованию предлагаемых решений. Их там нет. И альбомов ошибок на предприятиях тоже нет. За редчайшим исключением.

Между тем перечни ошибок довольно легко и быстро превращаются в чек-лист и позволяют кратно улучшить качество продукта. По признанию одного нашего хирурга, им удалось кратно увеличить выживаемость пациентов после применения американского чек-листа из 20+ пунктов «Действия перед входом в операционную».

Хороший профессионал:

  • знает о типовых ошибках,
  • в его списке их больше трех,
  • умеет превращать списки ошибок в чек-листы.

Вопрос кандидатуРасскажите о типовых ошибках в вашей профессии.

2. Собирает свою базу данных

Время, когда профессионал брал решения «из головы», кончилось в XIX веке. Современные системы достаточно сложны, а скорость обмена информацией столь высока, что простые решения известны всем и много где опробованы. Сложные задачи требуют всестороннего учета факторов и такой учет дает профессиональная база данных или профессиональная библиотека.

Автор первого словаря по клиентоориентированности собрал более 3 тыс. случаев взаимодействия бизнеса с клиентами. Теперь, когда нужно найти нетривиальное решение клиентской проблемы, база данных выдает его за секунды. Рискну предположить, что это крупнейшая в мире база данных, собранная частным лицом.

Вопрос кандидатуСколько единиц информации содержит ваша профессиональная база данных?

3. Поддерживает свою квалификацию

Существует такое негласное правило: человек с высшим образованием должен тратить до 10% дохода на поддержание своей квалификации. Это деньги на литературу, поездки на конференции, специализированное ПО и так далее.

Решение профессиональных задач невозможно без справочников, учебников, монографий по узким вопросам. Сколько это может стоить? Самая дорогая монография в моей профессиональной библиотеке стоит $1 тыс.

Вопрос кандидатуКакую профессиональную литературу вы используете для работы?

4. Следит за трендами

Для регулярного пополнения профессиональной базы знаний необходима свежая информация. Профессиональная периодика, взаимодействие с экспертами, специализированные форумы, паблики и каналы в соцсетях – все это источники новой информации.

Настоящий профессионал:

  • Имеет систему работы с этими источниками.
  • Делает эту работу на регулярной основе.

В зависимости от частоты поступления информации, работа с потоком информации занимает от нескольких минут в день до нескольких дней в неделю.

Вопрос кандидатуКак вы организовали для себя поток свежей профессиональной информации?

5. Знает о нерешенных задачах в профессии

Профессионалы сталкиваются с ними в работе, видят их в базе знаний, получают из профессиональных потоков информации или списков типовых ошибок.

На своем рабочем месте сталкиваясь с такой задачей, профессионал решает ее либо предлагает план по решению, если это связано с привлечением ресурсов, которые недоступны в данный момент.

Важно, что таких задач больше одной, обычно у профессионалов сформированы целые списки таких задач.

Вопрос кандидатуКак вы считаете, какие задачи не решены в области вашей профессиональной деятельности?

6. Умеет решать сложные задачи

Изобретатель ТРИЗ, Генрих Альтшуллер выделял пять уровней решения изобретательских задач. По его мнению хорошие изобретения начинаются с третьего уровня:

«Третий уровень. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, то есть механическая задача решается механически, химическая задача – химически. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряется сотнями. В итоге – добротное среднее изобретение».

Если вам нужен профессионал для решения действительно сложных задач, то желательно чтобы у него был опыт третьего уровня по Альтшуллеру. Или хотя бы серийные решения второго уровня:

«Второй уровень. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Например, задача, относящаяся к токарным станкам, решена приемом, уже используемым в станках фрезерных или сверлильных. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня – мелкие изобретения. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения».

https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1996747-kak-otlichit-professionala-ot-spetsialista-6-kriteriev?utm_campaign=4443&utm_medium=executive-ru-weekly&utm_source=email