Как вы считаете, дружба на работе – это плюс или минус? Я побывала в разных ролях на работе и могу сказать, что в большинстве вариаций – «сотрудники–сотрудники», «начальник–сотрудники», «бизнес-партнеры» – быть в хороших отношениях – это, скорее, плюс. Но важно построить правильное взаимодействие.
Знаю, что многие предпочитают держать дистанцию и не заводить дружеских отношений в коллективе, опасаясь, что нерадивые друзья могут подсидеть, просить подменить или использовать тайные знания в свою пользу. Это тоже вполне вероятно, но все же жить все время со страхом гораздо хуже, чем находиться среди близких по духу и приятных в общении коллег.
Научные эксперты согласны. Например, исследования Международной программы социальных исследований (ISSP) говорят, что дружеские отношения между сотрудниками могут положительно влиять на их производительность. Коллеги, которые были друзьями, лучше справлялись с совместными задачами и были более мотивированы на работе. И здесь нет гендерных различий – это характерно как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, для респондентов было важно иметь хорошие отношения с начальством, так по опросам 50% сотрудников увольнялось с предыдущих мест работы исключительно из-за сложностей с боссом.
«Межличностные рабочие отношения оказывают значительное положительное влияние на удовлетворенность работой среднего сотрудника. Они занимают первое место из 12 пунктов о качестве рабочего места с точки зрения удовлетворенности работой», – говорится в исследовании.
Что влияет на качество рабочего места:
данные Международной программы социальных исследований
Почему дружба на работе важна
Люди тотально страдают от одиночества. По данным агентства Gallup, более 300 миллионов человек во всем мире не имеют ни одного друга. И у более чем 20% людей (а это 1,5 миллиарда или каждый пятый) нет друзей или семьи, на которых они могли бы положиться или которым могли бы довериться.
На работе мы в среднем проводим примерно 9 лет своей жизни, подсчитали в Gallup. Поэтому вполне логично и гораздо проще завести друзей среди коллег, чем каким-то другим способом. Со школьными и институтскими приятелями мы чаще всего теряем связь из-за загруженности работой и семьей, соседи редко оказываются нам интересны, да и времени особо нет. Но как построить отношения, чтобы они были действительно дружескими, а не мило-потребительскими, когда дружба есть только до тех пор, пока это удобно сторонам? Давайте посмотрим.
Варианты дружбы на работе
В целом можно выделить четыре варианта дружественных отношений между коллегами:
- Общение на уровне знакомства. Это самый легкий, даже не приятельский вариант, когда все общение ограничено приветливыми улыбками, дежурным вопросом «как дела?» и формальным поздравлением с общими праздниками. Хотя для полных интровертов это уже кое-что. Такой знакомый находится в зоне возможного развития дружеских отношений, если в какой-то момент окажется в общем проекте или на совместном мероприятии. Кроме того, таких людей запросто можно попросить о небольшой помощи или консультации по работе. Ну и в целом это нормальные здоровые отношения между малознакомыми людьми в одном коллективе.
- Приятель на работе. Это более теплое общение внутри офиса, которое, впрочем, практически не выходит за пределы рабочего пространства. Такие люди могут долго беседовать на самые разные темы, могут вместе сходить в бар после работы или пообедать, но редко делятся чем-то личным или семейным. По моему опыту, это самый частый вариант взаимоотношений в коллективе. Он делает команду более сплоченной, работу приятной, а потому продуктивной. Для сотрудников это оплот отдыха от основных процессов.
- Близкие отношения. Это уже очень хорошая дружба, когда коллега знает о вас почти все, включая семейные перипетии и рабочие сложности. Ему можно довериться и не думать, что подведет. Такие друзья встречают праздники вместе, отдыхают семьями и помогают с переездами. И даже если один из них увольняется, отношения, вероятнее всего, останутся очень хорошими. В рабочем процессе это большая поддержка: и эмоциональная, и фактическая, что снижает уровень стресса и нагрузки. Как в детской песенке «все мы делим пополам». В некоторых случаях для начальника это может стать проблемой, если друзья предпочитают работе курилку или комнату отдыха. Тут нужно быть внимательным и проговаривать правила дисциплины почаще.
- Лучший друг на работе. Это самый «привязанный» и открытый тип взаимоотношений, когда коллега становится почти частью семьи, ему раскрываются все личные стороны жизни. Такие люди очень ценят друг друга и свою связь, будут поддерживать друг друга в любой ситуации, где-то даже идти на жертвы. Это большая редкость, но все же случается. Здесь плюсы очевидны, но есть и существенный минус – если происходит ссора, то это может сильно сказаться на желании вообще посещать работу и вести в ней активность. Если вы планируете строить серьезную карьеру в своей компании, это может быть опасно.
Дружба на уровне «привет–пока» и «люблю–не могу» — это сильные крайности, которые мало приносят пользы как самим работникам, так и компании. Люди, которым все равно друг на друга, вряд ли могут сделать вместе что-то стоящее. И наоборот, слишком большая вовлеченность в отношения – трата рабочих ресурсов. Поэтому для поддержания позитива в коллективе лучше находиться где-то посередине, плюс-минус.
Что компания может сделать для улучшения взаимоотношений сотрудников? Учитывая результаты исследований Gallup, о которых я писала выше, делать это важно. Кстати, это не всегда затратное дело, хотя начальникам надо поработать.
Как сплотить команду и поддержать дружеские отношения
Даже если у вас огромное производство, люди – это главный ресурс. А сотрудники в хорошем расположении духа, которые спешат на работу, к друзьям – это отдельная почти роскошь. Но любое богатство добирается трудом, и это тоже. Так что же делать начальникам, чтобы поддержать дружбу работников?
- Поддерживать общую дружескую атмосферу за счет формирования времени для общения. Это может быть процесс решения общей рабочей проблемы, мозговой штурм, продумывания совместного плана работ или просто запрос обратной связи от смежных коллег, когда общение происходит не в форме формального письма, а за чашкой чая в столовой.
- Тимбилдинг и неформальные общие мероприятия, вроде коллективного похода в боулинг за счет компании (так никто не откажется) – тоже неплохой вариант.
- Заведите привычку хотя бы немного отмечать личные праздники сотрудников, на которых расскажите о достоинствах, например, именинника, его увлечениях. Так больше шансов, что найдется сослуживец с общими интересами.
- Соединяйте людей, близких по духу, в одни задания. Так они смогут ближе пообщаться и найти точки соприкосновения. И наоборот, разводите тех, кто постоянно ссорится, по разным углам – пусть контактируют минимально.
- Зарубежные коллеги предлагают еще побольше разговаривать и предлагать сотрудникам делиться качествами своего близкого друга. Не знаю, как бы я применила в наших реалиях такой совет: слабо представляю себе строителей, которые готовы к такой беседе без рюмки. Но зато видела пример прораба, который собирал команды по интересам и периодически наведывался на каждый объект после работы поиграть: с кем в покер, с кем в шахматы, а с кем-то просто говорил о путешествиях, включая каждого в процесс. Надо сказать, мой дом построили эти ребята качественно и всего за 7 месяцев без претензий и задержек. А это не мало.
Нужно ли дружить начальнику?
Мой опыт говорит о том, что нужно, но на уровне варианта «приятель на работе». Какие тут плюсы:
- Здоровое общение. Сотрудник не боится подойти, задать вопрос, рассказать о сложностях и срыве сроков до того, как они перерастут в коллапс.
- Возможные просьбы. В большинстве случаев можно рассчитывать, что работник возьмет на себя дополнительные обязанности или разовые работы в критический момент. Правда, тут и в его сложных ситуациях надо идти на встречу.
- Не такая высокая оплата. Удивительно, но иногда похвала и юмор на работе заменяет рубль. Знаю управляющего сетью интернет-сайтов, который построил такие отношения с сотрудниками, что они были счастливы приходить на работу, где все делали сильно ниже рыночной цены. Мне этот вариант не очень нравится, я предпочитаю, наоборот, давать премии и платить хорошим работникам больше, но факт остается фактом.
- Быстрая и качественная работа. Никто не хочет терять хорошие отношения с начальством, поэтому сроки обычно не срываются и переделывать работу не приходится. Хотя набегать с проверками точно надо.
- Нормальная атмосфера, в которой не нужно орать и давить авторитетом. Это плюсы для обеих сторон.
Тут самое главное, не перейти на отношения из пунктов три или тем более четыре. Могут получиться две крайности:
- Вас перестанут воспринимать всерьез, и продуктивность упадет.
- Начальник станет настолько другом, что любая критика, отказ или повышение не в сторону сотрудника-друга будет ровняться личной обиде. Сама слышала фразы: «Я тебе разве не друг?». И не так-то просто объяснить, что работа – это не семья.
А еще можно попасть в ситуацию, когда придется послушать про семейные дела, которые перерастают в просьбу о финансах. Тут надо действовать по обстоятельствам: если это редкие моменты – я всегда помогаю. Если периодически-постоянные – пропадаю из поля зрения и перехожу на отношения один.
* * *
Моя близкая подруга работает в Центробанке. За все время ее несколько раз повышали и однажды с необходимостью перейти в другой отдел, то есть поменять коллектив. Она согласилась, так как долго ждала эту возможность, но впоследствии сильно пожалела – прибавка к зарплате не могла компенсировать то, что на новом месте все коллеги общались на уровне «доброе утро – всего хорошего», а где-то и подсиживали. В итоге она нашла возможность вернуться к друзьям.
Хорошая атмосфера на работе не редко становится во главу угла при выборе места труда. Поэтому культивировать и поддерживать эту ценность в компании важно.