Команда VG-group

Вопрос команды в бизнесе

Одиночкам в бизнесе сложно. Речь идет даже не про создания деловых контактов, а про создания дела как такового. Самостоятельно можно разработать идею и даже воплотить ее в жизнь. Вот только поддержка проекта, особенно растущего, будет отнимать много сил, времени и морального здоровья. Не говоря уже про сферы предпринимательства, в которых работать в одиночку вовсе невозможно.

Построить собственную группу, значит не только получить отличный состав, но и завоевать лидерство в конкурентной борьбе. Пока ваши соперники тратят бюджет на HR-специалиста, имеют с десяток начальников, раздутый бесполезный штат, загружают новичков важными заданиями, ваши ребята достигают ваших же целей с легкостью.

Команда против штата

Команда — это группа ваших работников, подобранная для конкретных задач. Важно понять, чем команда отличается от обычного штата персонала. Эти различия в основном психологические. Но на базе командной работы можно внедрять и технические решения. Вот несколько параметров, что отличаются команду от обычного штата:

  • Чувство сплоченности. Во-первых, оно делает рабочие процессы приятнее для исполнения. Налаживаются личные контакты, снимается психологическое напряжение, появляется желание заниматься делом. Во-вторых, появляется ответственность. Боец — трудяга думает не только о себе, но и о своем товарище. Хороший работник не может допустить ошибки, срыва дедлайна, так как не хочет подводить своих сослуживцев
  • Лояльность. Это тот параметр, благодаря которому вы не будете терять хорошие кадры. Они не пойдут работать к конкурентам, даже если те предлагают им лучшие денежные условия. Лояльность образуется из двух факторов: предлагаемые условия, удовлетворяющие работника и уважение к лидеру
  • Делегирование. На своего товарища и вы, и ваши работники могут возложить какие-либо важные задачи. Речь идет не о том, чтобы загружать его по полной, а о том, чтобы снимать часть нагрузки с других людей, с себя. Или если практика показывает, что он справится с этими задачами лучше
  • Иерархия. В традиционной системе есть четкая иерархия, где приказы передаются от одного к другому, сверху вниз. Это не всегда хорошо. Во-первых, появляется слишком много посредников, которые сами не несут пользу. Всевозможные заместители, вице-директора и так далее. Во-вторых, суть приказа теряется по мере своей доставки до исполнителя. Предположим, вы давали четкий приказ: «Создать для ваших клиентов адаптивный сайт с четким оффером на первом экране и оригинальным дизайном». Посредник передает приказ старшему в группе, а уже тот делегирует исполнителю. В итоге вы получаете стандартный шаблон, без мобильной верстки и оффера. Клиент потерян
  • Вознаграждение. Стандартный оклад хорош, в плане уверенности работника в завтрашнем дне. Но он снижает его мотивацию. Вдобавок образуется грызня за повышение по службе, которая порой ведется не профессиональными методами, а пыльными интригами. Придумайте собственный способ награды. Скажем, средний оклад плюс бонусы за выполнение. А повышайте только тех работников, которые завоевали себе репутацию в команде
  • Система управления. Отчасти, вопрос все той же иерархии. Приказы могут передаваться сверху вниз на конкретного человека. Либо могут делегироваться между всей группой, а там пусть делают, кто на что способен. Только следите, кто реально делает, а кто просто присваивает себе заслуги

Подготовьтесь сами

У команды должен быть и тренер, и лидер на поле. В бизнесе это вы и только. Потому придется развиваться. Изучайте те вещи, которые собираетесь делегировать. Конечно, статуса эксперта от вас не требуется. Но хотя бы вникните, какие задачи будет решать нанятый специалист и какие методы будет использовать. Если вы уверены в его профессионализме, но не надо лезть с советами а-ля «Я делаю вот так и ты делай вот так». Инструменты мастер выбирает сам. Вы же оценивайте результат. Если нападающий вашего клуба забил 3 гола, вам будет интересно, какой ногой он это сделал? Или счет на табло важнее? А вот если результативность падает, тогда уже пришло время для плотных тренировок.

Первый принцип понятен — развивайте лидерские навыки. Это абстрактное понятие, которое можно перевести так: старайтесь быть в чем-то лучше других, более профессиональным. Работники обязательно это заметят, проникнутся уважением. А уж дальше они возьмут на себя то, в чем вы не так хороши. И составят полную картину.

Второй принцип — заранее определите, что ждете от работника. Составьте список задач, которые он должен решать. Следом узнайте, был ли у него такой опыт раньше. Если нет, но потенциал заметен, что же, дело ваше. Но неопытных людей лучше привязывать к наставникам.

Третий принцип — определите бюджет. Никто не будет работать на вас просто так. Выведите сумму, которую готовы тратить на оплату труда. Либо придумайте иную систему вознаграждения, вроде процентов от выполненных проектов. Можно использовать часовую оплату, объемы выполненной работы, и прочее.

Разработайте систему отслеживания. Тут уже зависит от каждого конкретного бизнеса. Где-то это выполненные продажи, приведенные клиенты, часы потраченные на проект и так далее. Обязательно сообщайте об условиях в публикуемых вакансиях. Либо предлагайте выбор на собеседовании. В вакансии обходитесь без модных нынче оригинальных трактовок. Просто распишите, какие задачи нужно выполнять и дайте возможность показать свое портфолио. А поиск «активных, ярких, с жизненной позицией» оставьте для конкурентов. Нам все-таки нужен специалист, а не конферансье.

Этапы создания команды

Современные методики выделяют несколько этапов в формировании рабочей группы. Познакомимся с ними:

  1. Формирование. Здесь вы привлекаете людей, а также сбиваете их в группы. Их задача: побыстрее познакомиться друг с другом, с проектом, с собственными задачами, а также с целями. Как с личными, так и с общими. Говоря простыми словами: понимают, что от них хотят и как они могут это дать. А также банальная человеческая адаптация. Мало кто может выкладывать на полную в первый же день. Новое место всегда стресс, даже для тех, кто сменил уже с десяток платформ
  2. Противоречия. Когда человек адаптировался, он начинает раскрывать свою личность, оценивает другие персоналии, понимает, где может выиграть, а где может проиграть. В этом нет ничего плохого, вы ведь нашли активных ребят, с амбициями. Главное, чтобы это не переросло в откровенную агрессию. На этом этапе люди борются за лидерство. Вы же, наблюдая со стороны, выделяете тех, кто реально готов «тащить» весь состав. В плане оценки психологии, это наиболее интересный этап. А учитывая сверхмотивацию каждого сотрудника, можно использовать ее в целях реализации проекта. Выдавайте задания, напоминайте про важность текущего процесса
  3. Нормализация. Здесь командообразование выходит на пик. Заливка фундамента произведена, вы видите, кто лидер и кто скромник. Зато теперь ребята понимают друг друга и могут браться за сплоченную работу. Потенциально, самый перспективный момент развития вашего проекта. Теперь задача делится пропорционально, никто друг друга не отвлекает и все готовы работать на благо
  4. Реализация. То время, когда ваши товарищи заняты проектом. Если предыдущие этапы срослись хорошо, то тут вам остается лишь контролировать процесс и заниматься реализацией общего проекта. Основные термины на этом этапе: продуктивность, соответствие срокам, быстрый поиск решений
  5. Роспуск. Если цели были временными, проектными, то на данном этапе команду могут покидать те, кто заинтересован в новых вызовах. Это также показатель развития профессионала. Если кадр ценен для вас, то внедряйте его в новый проект на более высоких началах. Либо задайте ему прогрессию карьерного роста. В общем, таких ребят можно награждать. Остальные же труженики, которые лояльны к вам и уходить не собираются, готовы к новым проектам. Не упускайте этот момент, действуйте. Эйфория от достигнутых целей положительно влияет на покорение новых

Психология коллектива

Коллектив — это люди. И у них есть свои психологические особенности, острые углы которых устранять придется вам. Вы ведь лидер, не так ли? В современной корпоративной этике есть целый ряд инструментов для сглаживания. Первый из них — тимбилдинг.

Часто считают, что тимбилдинг это некие совместные мероприятия. В СНГ его трактуют именно так. Но в теории, тимбилдинг это вообще весь процесс командной занятости. Все то, о чем мы писали выше. Если же говорить про конкретные мероприятия, то вы можете их устраивать. Но есть несколько пикантных моментов, о которых надо знать заранее:

  • Определитесь, для чего вам нужен тимбилдинг? Просто так, потому что все компании так делают — плохая политика. Установив цель, вы проведете эффективную серию мероприятий
  • Выбирайте правильный день. Речь идет не только о погоде, но и о конкретном времени. Например, если у вас перерыв между крупными проектами, то учитывайте, сколько продержится запал. Если сейчас ваши ребята сидят в офисе, выполняя рутинные задачи, то неплохо их встряхнуть. Но только так, чтобы эффект продержался до начала нового крупного дельца
  • Учитывайте личные пожелания. Если вы любите рыбалку, это не значит, что ваши товарищи будут рады ехать на реку в 5 утра. Устройте голосование или открытый прием вариантов. Провести его можно интерактивно, к примеру, в вашем чате в мессенджере или во время рабочего совещания
  • Осторожно с обязательствами. Конечно вам, как боссу, удобно устроить какую-нибудь поездку в воскресенье. Ведь тогда не пропадет рабочее время! Вот только работникам, такая «обязаловка» в свой выходной обычно раздражительна. Кто-то навещает родственников воскресным обедом и заряжается большей энергией, чем от 10 поездок с сослуживцами одновременно. Лучше пожертвуйте одним рабочим днем

Ну и, конечно же, учитывайте расходы. Корпоративные мероприятия обычно обходятся значительно дороже. Но если вы уверены, что методы групповой работы вне проекта помогут вам создать успешную команду, то это то, на что не жалко бюджета.

https://vc.ru/hr/52953-kak-postroit-komandu-v-biznese-psihologiya-ili-tehnika