Чем отличается эффективная команда от обычного трудового коллектива? Как правильно искать сотрудников, чтобы находить настоящие алмазы? Какие основные принципы построения эффективной команды и самые распространенные ошибки на этом пути? Разбираемся с сервисом «Работа.ру».
Эксперт:
Татьяна Мощагина
руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса «Работа.ру»
Чем отличается эффективная команда
Поиск сотрудников
По словам эксперта «Работа.ру», идеальный сотрудник должен объединить в себе несколько редких качеств. Во-первых, он талантлив и у него есть опыт. Во-вторых, он мотивирован и способен «фонтанировать» полезными идеями. В-третьих, он еще и разделяет профессиональное видение топ-менеджмента.
Искать таких кандидатов малый бизнес может на специализированных площадках и в социальных сетях, в том числе по рекомендациям действующих сотрудников. Это эффективный способ найма, если речь идет о сфере услуг.
Например, у предпринимателя парикмахерская или массажный салон. Сотрудники могут порекомендовать ему опытных специалистов, которые приведут за собой постоянных клиентов. За рекомендации работодатели должны поощрять персонал — это позволит привлечь талантливые кадры и повысить лояльность сотрудников.
На собеседованиях стоит задавать не только традиционные вопросы об опыте кандидата, прошлых местах работы и причинах увольнения. Важно узнать, что соискатель думает о своем месте в компании. Какие могут быть вопросы для собеседования:
Ключевые принципы при создании эффективной команды
Эффективная командная работа базируется на нескольких простых правилах:
Правила корпоративной культуры и ценности могут быть не только в крупных компаниях, но и в малом бизнесе. Они решают важную задачу — знакомят новых сотрудников с тем, что важно для компании, каких правил поведения необходимо придерживаться, а чего стоит избегать. Это позволяет не объяснять каждый раз вновь прибывшим работникам одно и то же. Важна обратная связь от сотрудников: как они понимают правила корпоративной культуры и ценности и как к ним относятся. Например, в салоне красоты запрещено критиковать внешность клиентов или обмениваться с ними контактами для дальнейшего оказания услуг. Если сотрудник пренебрегает этими правилами, нет смысла говорить ему об их важности, иногда проще расстаться с ним.
«Понимание стратегии компании, ее миссии и роли в обществе является сильным мотиватором для сотрудников. Они не просто вдохновляются большими целями бизнеса, они соединяют свои успехи и идеи с целями компании. Поэтому очень важно доносить до сотрудников цели, задачи, стратегию и большую идею», — отмечает эксперт «Работа.ру».
Цель бизнеса — не всегда деньги. Это может быть фирма, которая производит сувениры и принимает на работу людей с ограниченными возможностями. Или ногтевая студия, которая раз в неделю бесплатно обучает мам в декрете маникюру. Или секонд-хенд, ежемесячно устраивающий распродажу для пенсионеров.
Коммуникация и обратная связь с сотрудниками
Чтобы команда работала, как слаженный организм, руководителю важно иметь цели и планы не только в части достижения бизнес-показателей своего направления, но и выделять до 15% времени на работу с командой. У руководителя в расписании должны быть обязательные встречи наедине с каждым сотрудником, отдельно с командой, говорит эксперт «Работа.ру». Если лидер проявляет интерес к росту сотрудников и поощряет их, у команды растет вовлеченность в процессы, энтузиазм и желание делать больше, чем от нее ждут.
Лидер — не обязательно гендиректор, это может быть кто-либо из сотрудников. Если в компании поддерживают его начинания, уважают и поощряют инициативу, он может принести ощутимую пользу бизнесу. Например, харизматичный и эффективный менеджер не только выполняет KPI и повышает объем продаж, но и помогает коллегам, учит новичков. Сотрудники не боятся обратиться к нему за помощью, а начальство знает, что есть человек, который вдохновляет других. Такой работник не только выполняет показатели, но и может провести мастер-класс и обучить других сотрудников.
Этапы создания команды
Многие HR используют в работе модель создания команды Такмана, которая состоит из четырех этапов:
Наставничество и обучение сотрудников
Чтобы новый сотрудник справлялся со своими обязанностями, был лояльным и эффективным, важно, чтобы в компании был наставник, который погрузит его в детали, поможет быстрее адаптироваться и понять принципы и подходы. Наставник делится опытом, знаниями и советами, помогает преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Наставничество может быть как формальным (организованным компанией), так и неформальным (инициированным самими сотрудниками).
Важно и организованное обучение сотрудников новым знаниям и навыкам, нужным для выполнения своих обязанностей. Оно может быть организовано компанией в виде тренингов, семинаров, курсов или вебинаров. Обучение может быть обязательным для всех сотрудников или добровольным — для тех, кто хочет развиваться.
Татьяна Мощагина
руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса «Работа.ру»
«В обучении и росте текущих сотрудников применим принцип 70/30. 70% — сотрудники обучаются внутри компании за счет менторинга старших коллег, обмена опытом и других инструментов. 30% приходится на внешнее обучение, курсы и конференции».
Кроме повышения профессионализма сотрудников, наставничество и обучение способствуют удержанию сотрудников: люди, которые видят возможности для своего развития в компании, склонны оставаться в ней на более длительный срок. Наставничество и обучение позволяют передавать опыт и знания от старших сотрудников младшим и помогают компании адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и требованиям клиентов.
Ошибки при создании команды
Например, в книжном магазине наступил кассовый разрыв, зарплаты задерживаются, и сколько это будет продолжаться, непонятно. Все это вызывает недовольство сотрудников, что неминуемо отразится на обслуживании клиентов и продажах.
Владелец салона красоты проверяет чистоту инструментов парикмахеров, подходит к ним во время работы и смотрит, насколько быстро он стрижет. Такое поведение начальства может смущать не только работников, но и клиентов. Кроме того, это не дает возможности самому предпринимателю переключиться на более важные стратегические задачи.
Гендиректор собирает коллектив перед рабочим днем и проводит планерку, критикуя людей за допущенные промахи.
https://sberbusiness.live/publications/kak-sozdat-effektivnuyu-komandu-pravila-ot-rabotaru