Внедрять, нельзя стагнировать
По данным исследования KPMG и Агентства стратегических инициатив, практика российского рынка показывает, что почти 80% компаний, успешно заняв нишу и достигнув определенного положения, замедляют развитие инноваций. Это связано с тем, что бизнес опасается из-за какого-либо нововведения потерять сложившийся пул лояльных клиентов и сотрудников, а вместе с ними — репутацию и стабильный доход. Однако нередко такая тактика может провести к еще большему ущербу: более активные конкуренты легко могут отнять у бренда пальму первенства.
Яркий пример — история Apple. На старте компания выбилась в лидеры за счет выпуска Macintosh, но после Стив Джобс ушел. Как итог — пауза в развитии инноваций, несколько провальных запусков продуктов, колоссальные финансовые потери. Основателя пригласили вернуться, закипела работа — и спустя три года компания поразила рынок абсолютно новым гаджетом. С тех пор Apple стабильно держит место в топе самых инновационных и дорогих компаний мира, а также желанного места работы соискателей. История хорошо иллюстрирует, что важно начинать работать над новыми решениями до того, как уже имеющиеся перестанут приносить доход либо «не взлетят», а имидж самой компании как работодателя будет подпорчен.
Но не всегда революционное решение может привести к успеху. Инвестирование ресурсов в оригинальную идею без вдумчивого подхода чревато провалом. Здесь в качестве иллюстрации можно привести запуск сервиса подкастов Clubhouse в России — было громко, но недолго, а главное — безуспешно. Или же чат-боты некоторых востребованных сервисов: далеко не всегда пользователи довольны общением с ИИ, многие вопросы по-прежнему часто требуют участия живого оператора.
Другими словами, не нужно прогресса ради прогресса. Каждую идею необходимо «примерять» на соответствие бизнесу. В этом поможет грамотное использование трендвотчинга.
Мой ли тренд: как определить, какие инновации нужны бизнесу
Для начала важно уточнить, что инновация — это необязательно технология, прорывной может быть и идея. К примеру, формат антикафе — заведения с почасовой оплатой, где каждый гость может проводить время не только за чашкой кофе. Он позволил потребителям взглянуть на кафе с иной стороны, и создал абсолютно новую концепцию на рынке. Такие истории бизнесу важно своевременно отслеживать.
Но торопиться внедрять любое новое решение не стоит. Если речь о выпуске нового продукта, то нужно ориентироваться на спрос определенной группы потребителей: обладающих стабильным достатком, но при этом совершающих покупки обдуманно. Они, согласно теории о диффузии инноваций Эверетта Роджерса, составляют около 14% всей аудитории. В случае, когда данные люди проголосуют рублем за инновацию — продукт или идею ждет успех: после ими заинтересуются покупатели, для которых на первом месте стоит подтвержденная польза и практичность, затем решение станет общевостребованным. Коммерческий успех будет достигнут.
Второй важный нюанс — разработка концепции востребованного инновационного продукта. Успешным будет тот, который ответит и предвосхитит ожидания целевой аудитории бизнеса сейчас и в будущем, закрыв расхождения с тем, что они могут приобрести сейчас. Именно для этого любому бренду необходим трендвотчинг — анализ инновационных решений с прогнозом их дальнейшего развития. Однако здесь основополагающее значение имеет масштаб бизнеса:
- крупный для дальнейшего успешного развития должен создавать отдельный департамент, отвечающий за анализ жизнеспособности всех текущих трендов, проверку успешности их внедрения и разработку стратегии;
- среднему бизнесу лучше ориентироваться на тренды исключительно в своей сфере, иначе не избежать потерь;
- малый и микробизнес — анализировать действия крупных конкурентов в отрасли, а также глобальные тренды, но внедрять лишь показавшее востребованность.
Если с большими компаниями все более-менее понятно — за внедрение инноваций здесь отвечает специально обученный и нанятый персонал, — то среднему и малому бизнесу сложнее. Здесь хорошим подспорьем являются следующие инструменты и каналы:
- Специализированные сервисы для анализа конкурентов. Допустим, Similarveb.
- Яндекс.Wordstat. Дает понимание о самых высокочастостных, а значит — востребованных, запросах целевой аудитории в нише и смежных сферах.
- Анализ соцсетей. Позволяет понять интересы, желания и настроение ЦА, а также отследить тренды.
- Исследования маркетинговых и аналитических агентств. Дают картину рынка и важные инсайты для проверки идеи.
- Отраслевые мероприятия. Здесь выступают эксперты из разных индустрий, обсуждаются тренды и их жизнеспособность. Но «поймать» перспективную инновацию на взлете — лишь половина дела. Для успеха необходимо адаптировать новую идею под бизнес-модель и концепцию компании.
- Работа без ошибок: стратегия грамотного внедрения инноваций. Любые нововведения всегда имеют две стороны: с одной — могут вывести бизнес на новый виток развития, с другой — аудитории и работникам нужно доказать их пользу и перспективность.
Этапы внедрения инноваций
- При создании товара или услуги первым этапом при внедрении инновации становится создание минимально жизнеспособного продукта, содержащего новое решение. Здесь важно учитывать, что на такой шаг не стоит направлять все имеющиеся у компании ресурсы. Экспериментировать можно, когда бизнес имеет хотя бы один стабильный источник дохода. В случае, если целевая аудитория заинтересовалась предложением, можно продолжить работу. Если же речь о новом подходе внутри компании — на старте нужно провести опрос сотрудников.
- Следующий этап — коммуникационный, он направлен на убеждение. Необходимо информировать аудиторию или персонал об имеющейся проблеме, ее особенностях и потенциальном решении, иллюстрировать пользу, которую они получат благодаря новому решению. Здесь в качестве инструментов для продукта выступают все каналы коммуникации, для сотрудников — внутренние рассылки, посты в соцсетях бренда и воркшопы.
- Третий этап — закрытие возражений. Здесь упор в информационной работе нужно делать на выгодах, иллюстрации «до» и «после».
- Четвертая ступень — тестовая. На ней сотрудники или целевая аудитория уже имеет доступ к инновационному инструменту, и может составить свое мнение о нем при прямом использовании. Оптимально, если на данном этапе нововведение не будет перегружено — функционалом, условиями использования. Иначе оно отпугнет сотрудника или покупателя своей сложностью. Итоговое решение принимается на основе опыта, поэтому важно, чтобы он был позитивным.
- Завершающий шаг — подтверждение. На нем исправляются все возможные недочеты, выявленные в процессе сбора обратной связи. Инновация дорабатывается и вводится в обиход компании или продуктовую матрицу.
Как отследить успех введения инновации
Здесь маркерами выступают три параметра:
- Простота. Потребители или персонал легко разобрались с инновационным инструментом или решением.
- Совместимость. Целевой аудитории или работникам не пришлось существенно менять свою жизнь, напротив, она стала проще и приятнее.
- Лидерство. Сотрудники или покупатели выбирают инновацию, а не продукты или инструменты с приблизительными аналогами.
Словом, инновации — это про эффективность и успешность бизнеса. Если же идея реализуется или внедряется со значительными затруднениями, компания тратит на этот процесс больше 15% всех своих ресурсов, то от нее нужно отказаться.