Грамотно выстроенные внутренние коммуникации — хороший инструмент для поддержки и информирования сотрудников. Всего несколько лет назад он воспринимался как некая сервисная функция. Сегодня же внутренние коммуникации помогают своевременно и мягко воспринимать нововведения, повышают уровень лояльности и развивают бренд компании.
Вместе с экспертом мы подробно разобрали, как работать с внутренними коммуникациями, чтобы извлечь из них 100% пользу. А еще вас ждет случай из практики, когда именно внутренние коммуникации сыграли ключевую роль в трансформации корпоративной культуры и даже помогли получить премию за первое место.
Кто должен заниматься внутренними коммуникациями
Четкий ответ на вопрос, в чьи задачи входит развитие внутренних коммуникаций, найти сложно. Для начала остановимся на двух популярных «если».
1
Если задача по развитию внутренних коммуникаций закреплена за отделом PR или маркетинга, то вести «единую» политику бренда проще. Ответственным проще формировать и транслировать голос бренда как снаружи, так и внутри компании. К тому же ключевые компетенции по коммуникациям, как правило, находятся в отделе маркетинга и PR.
2
Если задача по развитию внутренних коммуникаций закреплена за отделом HR, то получать нужную от аудитории информацию гораздо проще. Например, HR удобнее собирать данные по ожиданиям, вовлеченности, причинам увольнений. Плюс реализация стратегии работы с персоналом входит в их задачи.
Как правило, группа либо отдел, который занимается внутренними коммуникациями, — это очень небольшое подразделение даже в крупных компаниях до 5 000 человек. В такой группе может работать до пяти человек. Их ключевое отличие — наличие универсальных компетенций, необходимых для сопровождения и развития корпоративного сайта, организации ивентов, митапов, проведения различных опросов, исследований.
В последнее время силами этой же команды многие компании организуют и записывают подкасты, закупают корпоративные подарки для сотрудников и их детей к праздникам, а в некоторых случаях и сопровождают систему нематериальной мотивации персонала.
На мой взгляд, логичнее и правильнее передавать задачи по развитию внутренних коммуникаций в отдел HR. Почему это так — я расскажу исходя из задач, которые лежат в плоскости функций работы с персоналом.
Задачи внутренних коммуникаций
Перед специалистами, которые берутся развивать внутренние коммуникации в компании, стоят три ключевые задачи:
  • Формирование культуры. Внутренние коммуникации помогают формировать культуру компании, транслировать миссию и ценности. Это, в свою очередь, ведет к тому, что компания становится более привлекательной для талантливых кандидатов и сотрудников, которые разделяют ее ценности.
  • Укрепление связей между сотрудниками. «Connecting people» – гениальный слоган одной известной компании отражает вторую задачу внутренних коммуникаций. Укрепление связей помогает сотрудникам чувствовать себя частью команды. Ключевая ценность этой задачи — повышение уровня кросс-функционального взаимодействия.
  • Продвижение бренда работодателя. Например, вы создаете мероприятия или проводите митапы, направленные на укрепление культуры компании, и привлекаете сотрудников к участию в них. Затем рассказываете об этом в своих соцсетях, на форумах и конференциях. Всё это повышает привлекательность компании в глазах потенциальных кандидатов.
Инструменты внутренних коммуникаций
Инструменты внутренних коммуникаций повышают лояльность к бренду работодателя. Вот только как в них ориентироваться? За что браться? Ниже — семь популярных инструментов, которые на деле доказали свою эффективность.
  1. Социальные сети и платформы для обмена сообщениями. Используются для обмена информацией, публикации новостей, фотографий и видео.
  2. Блоги и форумы. Позволяют обмениваться идеями и мнениями, задавать вопросы и получать на них ответы.
  3. Новостные рассылки, дайджесты. Содержат информацию о новых проектах, достижениях компании, новых товарах или услугах и другую полезную информацию, которая тоже поможет сотрудникам ощущать себя частью команды и следить за успехами компании. Настоятельно рекомендую рассказывать в них о стратегии компании и подводить ежеквартальные итоги.
  4. Мероприятия. Вечеринки, корпоративные игры и конкурсы, спортивные турниры, квизы и митапы помогают сотрудникам участвовать в жизни компании, укрепляют взаимоотношения и повышают уровень мотивации.
  5. Интерактивные тренинги и обучающие программы. Используются для обучения сотрудников новым навыкам, повышения квалификации и развития карьеры.
  6. Пульс-опросы и подобные им исследования среди сотрудников и кандидатов. Регулярные опросы и обратная связь помогают оценить эффективность внутренних коммуникаций и внести необходимые коррективы.
  7. Сообщества. Помогают сотрудникам придумывать классные решения для внутренних задач и обмениваться опытом. Такие сообщества создаются в рамках программ Developer Relations, нацеленных на развитие взаимоотношений с разработчиками. В качестве примера приведу сообщества разработчиков Java или Ruby. Их участники обмениваются мнениями, участвуют в различных внутренних и внешних митапах и конференциях для повышения вовлеченности и развития своих сообществ.
Кейс: роль внутренних коммуникаций в развитии корпоративной культуры
Когда я работала в «Московском Индустриальном банке» на позиции HRD, мы провели полную трансформацию корпоративной культуры, создали HR-экосистему, внедрили миссию и сформировали ценности компании. Какие инструменты внутренних коммуникаций мы для этого использовали:
  1. Новостные рассылки. Мы обновили их дизайн и формат.
  2. Корпоративный портал. Его главная страница тоже стала визуально более приятной и красивой. Также более понятной и привлекательной стала страница базы знаний для сотрудников HRforYou.
  3. Пятничный дайджест. Его рассылка стала регулярной.

  4. Службу заботы о сотрудниках. Мы создали три канала, где каждый мог задать вопросы HR-команде и руководству банка.
Всё это мы на 90% реализовали через внутренние коммуникации. В 2019 году в опросе приняло участие 64% сотрудников, eNPS был 33%. А в 2020 году участвовало 84% сотрудников, и eNPS составил уже 40%.
В 2021 году мы получили премию «HR-бренд 2020» от HeadHunter за первое место в номинации «Культурная эволюция» за лучший проект по трансформации корпоративной культуры.
Влияние внутренних коммуникаций на лояльность сотрудников
Внутренние коммуникации играют огромную роль в формировании культуры организации, укреплении связи между ее сотрудниками, улучшении их профессионального опыта и мотивации на участие в мероприятиях. А чтобы лояльность сотрудников к бренду компании была выше, во внутренних коммуникациях обязательно должны присутствовать:

Прозрачность. У сотрудников должен быть доступ к честной и объективной информации о компании и ее деятельности.

Открытость. Необходимо учитывать мнение и идеи сотрудников, чтобы они видели, что их вклад важен и уважаем.

Последовательность. Сотрудники должны видеть, что компания придерживается своих ценностей и принципов и не изменяет их на ходу.

Регулярность. Регулярные коммуникации помогают поддерживать связь между руководством и сотрудниками и обеспечивают своевременное информирование о новостях и событиях, происходящих в компании.

Признание. Важно признавать и награждать достижения сотрудников, чтобы они чувствовали, что их работа оценена по достоинству и уважаема руководством.

Учет потребностей сотрудников. Важно уделять значительное внимание потребностям и интересам сотрудников при разработке стратегии внутренних коммуникаций.

Работайте над внутренними коммуникациями и создавайте благоприятную атмосферу в организации, укрепляйте командный дух, повышайте мотивацию и лояльность сотрудников к бренду. Вместе с тем помните, что неинтересные форматы внутренней коммуникации с высокой долей вероятности будут проигнорированы. Всегда нужно искать интересные способы подачи информации и придумывать новые, чтобы удерживать внимание сотрудников.