Далеко не у каждого руководителя есть команда вовлеченных работников. Тех, которые с энтузиазмом предлагают новые решения и эффективно используют рабочее время, вместо того, чтобы проводить его у кофемашины, помешивая уже остывший кофе. А повышение уровня вовлеченности обеспечивает до 20% прироста прибыли компании. О том, как оценить, а затем поднять вовлеченность, рассказывает Михаил Каншаев, директор креативного кадрового агентства About People.

 

Вовлеченные сотрудники: лучше атмосфера — выше прибыль
© Hannah Busing/Unsplash
Директор креативного кадрового агентства About People

Как вовлеченность персонала влияет на бизнес

Вовлеченность при корректном учете сильно коррелирует с результативностью, а значит влияет на увеличение финансовых результатов фирмы.

Помимо роста прибыли вовлеченность персонала влечет за собой следующие преимущества:

 

  1. Снижение уровня текучести персонала: затраты на найм и адаптацию нового сотрудника составляют около 30% от его годовой зарплаты. Если компания снижает уровень текучести, она экономит на этих средствах.
  2. Снижение количества прогулов и больничных: вовлеченные сотрудники реже отсутствуют на работе по личным причинам.
  3. Улучшение психологического климата: когда сотрудники чувствуют свою значимость и вовлеченность в работу, они более довольны и мотивированы. Это стимулирует их более эффективно заниматься своими задачами.

 

Регулярным учетом позитивных эффектов обычно занимаются HR-аналитики, которых могут позволить себе только крупные компании. Однако для малого и среднего бизнеса затраты на оценку, скорее всего, могут оказаться больше полученной экономии. Поэтому для них будет достаточно точности расчетов «на салфетке». Управление уровнем вовлеченности в таких случаях можно строить на видении владельца и команды топ-менеджеров.

Как измерить вовлеченность

Оценка вовлеченности вызывает жаркие споры среди экспертов, глобально можно выделить два подхода, которые мы объединяем для сопоставления результатов:

  1. Оценка уровня удовлетворенности сотрудников своей работой и командой (анкетирование и интервьюирование сотрудников, часто с использованием eNPS и модификации вопросов теста Gallup Q12).
  2. Оценка результативности сотрудников (процент завершенных задач, средний уровень выполнения плана, доля брака и другие отраслевые показатели).

Для полноты картины можно отслеживать не только результирующие, но и процессные показатели. Например, некоторые CRM-системы и task-трекеры позволяют автоматически собирать данные о работе сотрудников:

  • Начало и конец рабочего дня.
  • Соотношение продуктивного рабочего времени и простоев.
  • Скорость выполнения поставленных задач.
  • Уровень загруженности работников.

Исследование процессных показателей позволяет найти возможности для увеличения эффективности бизнеса, но делать выводы о вовлеченности на их основе не стоит, так как сотрудник, быстро выполняющий тот же объем работ, что и другие, а потом отдыхающий в ожидании следующих задач, лучше для бизнеса, чем тот, который работает без перерывов.

Мы в агентстве используем для оценки вовлеченности опросник-барометр, анкетирование проводим один раз в месяц, затем данные собираем в отчет и изучаем динамику, сопоставляя подъемы и спады с крупными изменениями в команде и процессах в это время.

9 способов повышения вовлеченности работников

Регулярная обратная связь

Обратная связь — один из самых сложных с точки зрения внедрения способов работы с вовлеченностью, но при умелом использовании самый эффективный. Важно, чтобы фидбэк учитывал только результаты и процесс, не задевая личностных качеств сотрудника, иначе достичь понимания не получится, при этом возникнет недопонимание, что может перерасти в конфликт.

На наш взгляд, наиболее качественные результаты приносит формат встреч «один на один» с непосредственным руководителем. Во время этой встречи обсуждаются не только рабочие, но и личные вопросы и проблемы, волнующие сотрудника. Руководителю важно проявить искреннее участие и заинтересованность, честное желание разобраться в сложностях подчиненного и помочь ему.

Поддержка от лидера

Профессионализм руководителя является одним из ключевых факторов выбора работодателя, на это указали 28% респондентов Best Company Award 2022. Лидер должен быть вдохновителем, уметь не только ставить цели и раздавать задачи, но и поддерживать сотрудников, помогать им развиваться и расти как профессионалам.

Внутреннее исследование агентства About People подтверждает этот факт: 17% специалистов инженерных специальностей отметили личность лидера как наиболее важный фактор, который удерживает их на текущем месте работы.

Понятная карьерная лестница

Разработайте прозрачную систему профессионального роста и пропишите четкие критерии для повышения: так вы нивелируете потенциальную субъективность, а сотрудники будут понимать, что именно нужно делать, чтобы принести пользу компании и вырасти в должности и зарплате.

 

Карьерная лестница

Карьерная лестница

 

Продемонстрируйте каждому возможный переход на более ответственные должности — это мотивирует к активной работе и лояльности к компании. Структуру роста можно оформить в виде плаката, демонстрировать его новичкам, а также разместить в зоне частого пребывания сотрудников.

Непрерывное обучение

Предоставление доступа к внутренним и внешним тренингам, корпоративным обучающим материалам и проведение офлайн и онлайн мероприятий не только повышает квалификацию специалистов, но и за счет этого позволяет вовлечь их в оптимизацию процессов фирмы, реализовать потенциал и выполнять задачи более эффективно.

Инвестиции в обучение оценят и сами сотрудники, однако для этого стоит подготовить для этого атмосферу. Часть персонала будут не готовы изучать новое, с ними предстоит обсудить возможности для роста на личной встрече и убедить в том, что это принесет им пользу на длинной дистанции, повысив конкурентоспособность на рынке труда.

Забота о сотрудниках

Компании используют различные формы заботы о подчиненных, одна из которых — система «сикливов» (от англ. sick leave — отпуск по болезни). Это позволяет работникам не брать официальный больничный, а просто отдохнуть дома до 5 дней в году без необходимости предъявления медицинской справки. Кроме того, за высокие результаты работы можно выделить дополнительный день отдыха.

Почти все крупные компании предлагают сотрудникам программу ДМС (добровольное медицинское страхование). Есть и другие привлекательные бонусы, например, бонусная программа для сотрудников, заказ такси до дома при позднем завершении работы и полная или частичная компенсация питания.

Бонусная программа может включать:

 

  • Годовые бонусы за достижение определенных целей или KPI.
  • Бонусы за инновации — награды за предложение и реализацию идей, которые помогают улучшить продукты или процессы в компании.
  • Компенсация затрат на спорт и психолога.
  • Корпоративные скидки на доставку еды, онлайн-кинотеатров и на другие сервисы.

 

Компенсировать питание можно также в нескольких форматах:

 

  • Предоставление бесплатных обедов в корпоративной столовой или кафе.
  • Компенсация расходов на питание через корпоративные карты или выплаты, что особенно актуально для сотрудников, часто находящихся в командировках.
  • Скидки в партнерских кафе и ресторанах, что может быть интересно сотрудникам, предпочитающим разнообразие в еде.

 

Льготы, пришедшие из IT в классический бизнес, не только повышают удовлетворенность сотрудников, но и могут служить мощным инструментом для привлечения новых талантов. В условиях высокой конкуренции за квалифицированные кадры такие меры помогают компаниям выделиться на рынке труда и создать привлекательный имидж среди потенциальных кандидатов.

Вовлечение сотрудников в принятие решений

Работники обязаны чувствовать себя частью команды, иметь возможность вносить свой вклад в развитие компании и видеть, как принятые решения влияют на результаты. В About People каждый сотрудник может разработать проект, который положительно повлияет на результаты компании, запустить пилот, а затем стать лидером нового направления. Похожие программы есть в Сбере и сети ресторанов Своя компания, значит это можно реализовать вне зависимости от размера бизнеса.

Все больше появляется корпоративных акселераторов, например, MTS StartUp HubSber500 и Акселератор Сибура, в которых сотрудники и не только могут реализовать свои проекты при поддержке со стороны компании. Использование предпринимательского потенциала своих специалистов позволяет быстрее и иногда с меньшими затратами достигать стратегических целей.

Внедрение технологий автоматизации

Развитие технологий и цифровизация также могут повысить вовлеченность сотрудников. Например, с помощью программ для robotic process automation (RPA) можно автоматизировать рутинные задачи и упростить процессы, тем самым освободив сотрудников от лишней нагрузки и позволить им сосредоточиться на более амбициозных и сложных задачах.

Конспектирование планерок, рассылку информационных материалов, сбор и обработка откликов от соискателей — уже много рутины, которую можно передать программам RPA, в творческих и аналитических задачах можно использовать генеративный искусственный интеллект, однако принятие решений еще достаточно долго останется за человеком.

Создание благоприятного психологического климата

Сплетни помогают сплотить коллектив, они лежат в основе общества, и без них не обойтись. Главное, чтобы в итоге коллеги вместе с руководителем создавали комфортную рабочую среду, конфликты не умалчивали, а решали в процессе разговора.

Повысить качество коммуникации и улучшить психологический климат поможет проведение совместных встреч между разными отделами для установления удобного для всех формата взаимодействия. Последние годы повышается популярность создания корпоративного мерча, который выдается сотрудникам за достижение высоких результатов. Позитивное влияние мерча на атмосферу по большей части отмечают молодые специалисты, для более взрослых сотрудников будет важен сам факт внимания со стороны работодателя.

Тестирование смежных направлений

Предложите сотрудникам на 2–5 дней попробовать себя на различных позициях в компании. Так работник сможет открыть новые возможности для развития и роста, понять проблемы соседних отделов и стать более лояльным к своим коллегам.

Вместо итогов

Вовлеченные сотрудники — ценный актив и сильное конкурентное преимущество. Чтобы достичь высокого уровня вовлеченности в 2024 году, необходимо создавать комфортную рабочую среду, мотивировать сотрудников и развивать их профессиональные навыки.

Успешно использовать описанные методы могут не только крупные компании, но и малый бизнес, где дистанция между руководителем и сотрудниками меньше, а личного взаимодействия больше. Достаточно оценить потенциальные возможности и добавить новые принципы в миссию фирмы, выбрать подходящие по бюджету инструменты и регулярно оценивать эффективность через барометр или другие виды опросников.

 


Источник: https://delovoymir.biz/vovlechennost-sotrudnikov.html
© Деловой мир