Бывает так, что работать невыносимо, но ‒ надо. Удобный график, большая зарплата, отличные коллеги ‒ всё это перевешивает претензии самодура-начальника. Рассказываем, как сделать ситуацию хоть немного лучше, если увольнение не входит в планы
HR-специалисты говорят, что причина увольнения самых успешных работников всегда одна: руководитель. Уходят не из-за компании в целом ‒ уходят из-за конкретного человека.
Если это твоя ситуация и ты уже давно мечтал уволиться, но сейчас вынужденно поставил планы на паузу, ‒ рассказываем, как сделать рабочую атмосферу более комфортной.
Сначала определи проблему ‒ и действуй.
Ты работаешь больше других
Для «эффективного менеджера» главное ‒ чтобы работа была выполнена качественно и в срок. С его точки зрения, самые ответственные задания нужно поручать лучшим сотрудникам, чтобы свести риск провала к нулю.
Беда в том, что у такого начальника все задания ‒ самые ответственные, и если ты эффективный сотрудник, то получишь их все. В результате пашешь без отдыха, а нерадивый коллега, на которого «опасно полагаться», пьёт чай пять раз в день.
Что делать
Если нет CRM-системы, где видны все задачи всех сотрудников, повесь на стену доску или даже просто лист бумаги, где перечислены все твои проекты в работе. Со сроками и временем выполнения.
Если тебе пытаются дать новую задачу, а время расписано до минуты, объясняй: сейчас у меня в работе это и это, если я возьмусь за новое задание, пострадает вот этот проект и вот этот. Пусть руководитель решает, что ему важнее.
Никакой мотивации
Если работу делаешь на совесть, а признавать твои заслуги не спешат, ‒ это обидно. Настолько, что пропадает всякое желание делать что-то «сверх списка» и вкладывать душу в работу.
Неправда, что лучшая мотивация ‒ это деньги. Материальное поощрение лучших работников, конечно, должно быть, но и нематериальное тоже важно.
Что делать
Конечно, смешно было бы сказать руководителю: «Хвалите меня почаще». Но ты вполне можешь получать положительный фидбек от клиентов и коллег. Расскажи о своих самых интересных и невероятных успехах в корпоративном чате или проведите соревнование в отделе ‒ кто получит больше благодарностей клиентов за неделю.
Результаты поместите на видное место и регулярно обновляйте.
Твоё личное время не уважают
Руководитель требует отчёт в десять вечера или вызывает на совещание в воскресенье ‒ значит, он не уважает твоё личное время. Для собственника думать о своём бизнесе 24 часа в сутки ‒ это естественно, но у наёмного работника в договоре прописаны часы работы.
К сожалению, многие собственники компаний забывают, что проект «наш общий», а вот прибыль с него ‒ увы, нет.
Что делать
Если начальник считает нормальным писать или звонить тебе в нерабочее время ‒ дай ему понять, что это не так. Предупреди заранее, что на свободное от работы время у тебя планы ‒ и просто отключи телефон и мессенджеры.
Руководитель сегодня говорит одно, а завтра ‒ другое
Сегодня у тебя одни задачи и вводные, а завтра ‒ совсем другие, причём выдаёт их один и тот же человек.
Это не просто сложные условия для работы ‒ невыносимые. Мотивация убита начисто: если знаешь, что завтра всё, что ты сделал сегодня, превратится в тыкву, то и делать что-то бессмысленно, а тем более выкладываться по полной.
Что делать
Запрашивай письменные инструкции. Если руководитель отмахивается ‒ запиши сам всё, что тебе поручено, и покажи начальнику. Пусть подтвердит, что ты всё понял верно, и только тогда приступай к работе.
Повышают «своих» людей
Наверное, это обиднее всего ‒ ты работал от зари до зари, забывал о времени и вкладывал все силы, а повысили в итоге не тебя, а «своего человечка». Хочется сразу написать заявление на увольнение, и будь что будет.
Что делать
Если работа тебе сейчас жизненно необходима ‒ подожди. Просто подожди, когда новый начальник сядет в лужу ‒ а он в неё обязательно сядет. Но если видишь, что впереди глобальный провал ‒ предупреди об опасности, это докажет твою лояльность компании.
Все изменения идут только сверху
Этим особенно грешат крупные компании: здесь инициатива сотрудников не приветствуется. Есть инструкция из головного офиса ‒ работаем и вопросов не задаём.
Иногда эти инструкции только осложняют работу, но обходить их нельзя. Ты видишь, что можно и нужно делать по-другому ‒ но бессилен что-то изменить.
Что делать
Главное ‒ не молчать. Если видишь, где и что идёт не так, как надо, ‒ скажи об этом. Максимально корректно ‒ но скажи. И предложи, как исправить. В выигрыше будут все, а может быть, даже удастся что-то изменить в процессах.
Нет возможности развиваться
Иногда начальник сознательно закрывает пути к профессиональному и карьерному росту, потому что ты ему удобен и нужен именно на своём месте как исполнитель.
Иногда всё проще ‒ расти элементарно некуда.
Что делать
Сначала реши для себя ‒ точно ли хочешь получить повышение. Продвижение по карьере может быть не в приоритете, но вот о профессиональном развитии этого не скажешь.
Если компания не предлагает бесплатного обучения, прояви инициативу. Найди интересный курс и подойди к начальнику. Применяй бизнес-подход: расскажи, чему научишься и как это пригодится компании. Возможно, работодатель сможет оплатить хотя бы часть расходов на обучение, а в идеале ‒ изменит рабочий график, чтобы ты всё успел.
Главное ‒ покажи, что твоё обучение выгодно всем.