Вместо вступления: hard skills vs soft skills

Все навыки можно разделить на две большие группы: hard skills и soft skills. К hard skills традиционно относят навыки, которые можно наработать в ходе обучения или карьерного развития — например, знание иностранных языков, умение пользоваться профессиональным ПО и вести бухгалтерию. В свою очередь, soft skills — это навыки, которые связаны с нашим характером и личными качествами: инициативность, умение работать в команде, креативность и так далее. Такие навыки помогают нам решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Из-за субъективности их нельзя измерить, но именно они позволяют людям общаться, сотрудничать, успешно справляться с конфликтами.

Несмотря на то, что оба набора навыков необходимы, раньше мягким навыкам почти не уделяли внимание. Сейчас же они важны как никогда: для того, чтобы добиться успеха, недостаточно быть компьютерным гением. Так, ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что «мягкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, а «жесткие» составляют только 15%. Как следствие, сотрудники с развитыми soft skills пользуются большим спросом на рынке труда.

Лаура Маццулло, основательница и владелица американской кадровой фирмы East Side Staffing, считает термин «мягкие навыки» несколько неправильным и вместо этого называет их «основным культурным вкладом». То есть это те навыки, которые позволят сотруднику внести наибольший вклад в культуру компании. «Я стараюсь не называть их мягкими навыками, потому что считаю, что это одни из самых сложных и самых необходимых жизненных навыков», — говорит Маццулло.

Какими soft skills должны обладать HR-специалисты? На самом деле этот список достаточно длинный, но мы смогли отобрать 7 основных навыков, которые точно будут полезны.

Коммуникативные навыки

HR-специалист — связующее звено между бизнесом и сотрудником, и это обязывает иметь отличные коммуникативные навыки. Помимо необходимости общаться и с рядовым персоналом, и с топ-менеджерами, и с генеральным директором, нужно уметь работать с большим количеством информации и быстро «переводить» ее на простой и понятный язык.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
Здесь помогут различные тренинги по публичным выступлениям и ораторскому мастерству. И, конечно, не обойтись без тимбилдингов и корпоративов, которые научат общаться с разными типами людей и позволят лучше понять коллектив.

Активное слушание

Это навык, который помогает установить контакт с собеседником, создать атмосферу комфорта и доверия; показать, что человека слышат и понимают. Активное слушание также помогает лучше управлять эмоциональной стороной беседы, что позволяет построить разговор на самые сложные темы. Без этого навыка HR-специалисту будет сложно регулировать конфликты, отрабатывать вопросы сотрудников и в целом поддерживать здоровую корпоративную культуру.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
Активное слушание строится на вербальных и невербальных приемах, которые можно и нужно развивать. К вербальным приемам относятся открытые вопросы, уточнения, эмпатия и суммирование итогов в конце беседы. С невербальными приемами дела обстоят чуть сложнее — многие сотрудники работают на удаленке, и выстраивать коммуникацию приходится онлайн. Тем не менее, даже во время видеозвонка вы можете показать, что заинтересованы в разговоре: примите открытую позу, во время беседы не отвлекайтесь на посторонние дела, поддерживайте зрительный контакт и подтверждайте жестами и мимикой, что вы понимаете, о чем с вами разговаривают.
Виртуальный HR помощник поможет с вашими задачами!
Запишитесь на демо, и мы расскажем, как HR чат-бот Personik поможет вам во взаимодействии с сотрудниками и управлении талантами.
Запросить демо

Критическое мышление

В нескончаемом информационном потоке очень легко потеряться и стать жертвой манипуляций, поэтому способность взвешенно подходить к потреблению и анализу информации — важный навык для любого сотрудника, включая HR-специалистов. Развитое критическое мышление помогает проверять любую информацию, искать связь между фактами, принимать непредвзятые решения — все это необходимо и в работе с персоналом.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
Работайте над логикой и внимательностью, учитесь задавать вопросы, наблюдайте за вашей реакцией на входящую информацию. Применяйте различные методики критического мышления в повседневной и профессиональной жизни: например, методику «5 ключевых вопросов». Также полезны будут специализированные книги о критическом мышлении: «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» Тома Чатфилда или «Внушаемый мозг: как мы себя обманываем и исцеляем» Эрика Ванса.

Адаптивность

Последние два года показали, что компании и их сотрудники должны быстро реагировать на изменения, иначе они рискуют остаться позади. Большая ответственность в процессе управления изменениями лежит на HR-специалистах: они должны не только сами адаптироваться к меняющимся условиям, но и помочь в адаптации остальным.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
В первую очередь, всегда держите руку на пульсе — многие изменения можно отследить просто наблюдая за трендами и новостями в вашей среде. Постоянно обучайтесь и развивайте навыки, которые косвенно связаны с адаптивностью: креативность, скорость принятия решений, аналитическое мышление и так далее.

Лидерские качества

Для того, чтобы оценивать, мотивировать и дисциплинировать сотрудников (особенно в удаленном формате работы), необходимы развитые лидерские качества. Они также показывают способность взять на себя ответственность не только за свою работу, но и за работу других.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
Быть лидером — не значит быть всегда в центре внимания. Характерная черта хорошего руководителя — умение выслушать идеи других людей и действовать на их основе. Поэтому вам точно понадобятся навыки активного слушания и эмпатичность. Также будет полезным показывать лидерские качества не только на работе — попробуйте проявить себя в спорте и волонтерских программах.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и намерения других людей, а также ими управлять. Согласно исследованию Гоулмана, люди с развитым эмоциональным интеллектом эффективнее работают и активно проявляют себя как лидеры; он важнее технических знаний и IQ в два раза.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
Для того чтобы развить EQ, вам нужно сосредоточиться на четырех моментах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Прокачивая каждую из этих сторон, вы научитесь лучше понимать свои и чужие эмоции — как вербальные, так и невербальные. Еще больше практических советов о том, как развить эмоциональный интеллект, всегда можно найти в специальной литературе: «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов» Энтони МерсиоСьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость»Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект в работе».

Тайм-менеджмент

Многие HR-задачи — например, проведение нескольких интервью в день — требуют высокой организованности, а это означает, что умение распоряжаться своим временем невероятно важно для специалистов по управлению персоналом.
сотрудник:
Как развить?
поддержка:
Не обязательно внедрять в свою жизнь сразу все существующие техники по планированию времени, ведь практически каждая состоит из трех компонентов. Первый — приоритизация: перед тем как приступить к выполнению задачи, определите, насколько она срочная, сложная и важная; второй — планирование: определите, когда вам нужно выполнить задачу и сколько времени это займет; третий — структурирование: поймите для себя, как вы будете отслеживать выполнение этой задачи и оценивать ее результаты. Найдите техники, которые помогут вам управлять временем (например, «Сделай это завтра» или «Система 25 минут»), и попробуйте ввести их в свою жизнь— вы сразу ощутите, как берете контроль над своим расписанием!