Зачем?
Вместе с тем в компаниях, где собственники и CEO сумели преодолеть эти субъективные искажения в статусе HR-директора, профиль приобретает совершенно иную конфигурацию. 60% CEO, по данным Gartner, переосмысливают HR-функцию, что является вызовом действующим HR-руководителям по изменению своей роли, а 71% самих HR-директоров все больше времени уделяют вопросам, выходящим за контур своего обычного функционала.
Кто?
Именно таким подходом руководствовалась компания Gartner, сформировавшая профиль HR-директора мирового класса (Model of World-Class CHRO) (далее – Профиль). Для проведения исследования был сформирован Совет по глобальному лидерству для HR-руководителей (CHRO Global Leadership Board), который на протяжении 5 лет формировал и уточнял искомый Профиль, отталкиваясь от мнений CEO крупных корпораций из различных секторов экономики многих стран.
Как?
Основа Профиля
Немаловажным требованием в этой части является восприимчивость CHRO к техническим новациям, инструментам цифровизации функции, а также активная HR-аналитка.
Успешный CHRO, конечно, должен понимать основы бизнеса, свободно рассуждая на такие темы, как бизнес-модель, финансы предприятия, рынки и клиенты. В целом у CHRO должно быть четкое понимание, как работает бизнес. Помимо этого, CHRO — активный участник дискуссий о стратегии развития предприятия, а лучшим комплиментом для него станет признание его статуса, как топ-менеджера, который, помимо прочего, является экспертом в области HR.
Как правило, большинство российских компаний, находящихся в поиске своего CHRO, ограничиваются как раз этими базовыми требованиями. Об этом говорит список должностных обязанностей для позиции «Директор по персоналу». Порочность такого подхода — замыкание CHRO на своем функционале, неверие в его стратегическую роль, а также ложное ожидание, что HR-универсал «снимет головную боль» CEO в вопросах, относящихся к персоналу. Поразительно, но некоторые руководители все еще полагают, что главная компетенция CHRO — знания основ психологии (педагогики), низводя его функцию к психодиагностике. Думаю, дешевле взять в штат психолога, но почему-то директора предпочитают здесь какую-то нерациональную экономию.
Роли
Роль 1 — Руководитель по человеческому капиталу в Правлении компании
Составляющие | Описание |
---|---|
Планировать и сопровождать преемственность CEO | Выявление, развитие и оценка потенциальных кандидатов. Планирование вхождения в должность и обеспечение своевременного транзита. |
Выстраивать системы вознаграждения топ-менеджмента | Разработка компенсации по результатам деятельности с учетом пожеланий акционеров, внешних факторов и внутренних приоритетов, политик компании. |
Выявлять внешние тренды и предлагать упреждающие действия | Мониторить внешние факторы, влияющие на стратегию и показатели компании в части HR, формировать и реализовывать стратегии по упреждению влияния внешних факторов. |
Роль 2 — Разработчик стратегии по работе с талантами
Составляющие | Описание |
---|---|
Выявлять и управлять критическими ролями | Выявлять роли, наиболее критичные для достижения стратегических целей, проактивно и убедительно управлять подбором и преемственностью талантов для этих ролей. |
Проектировать процессы по управлению талантами | Создавать адаптивные и ориентированные на будущее процессы и подходы для привлечения и развития талантов посредством проверенных практик и инновационных экспериментов. |
Осуществлять непосредственное стратегическое планирование рабочей силы | Выявлять материальные изменения в потребностях талантов и разрабатывать реалистические планы по своевременному созданию таких возможностей. |
Роль 3 — Лидер изменений предприятия
Составляющие | Описание |
---|---|
Оспаривать статус-кво | Признавать и противостоять экзистенциальной угрозе самодовольства в организации относительно того, как проводится работа и предлагать новые процессы, структуры и людей, способных использовать бизнес-возможности в будущем. |
Планировать стратегические изменения предприятия | Отдавать отчет в том, какие изменения предстоят организации и тщательно планировать наиболее значимые путем перераспределения при необходимости ресурсов и персонала. |
Управлять стейкхолдерами и защищать работников | Осознавать влияние изменений на всех стейкхолдеров, упреждать потребности в рабочей силе, удовлетворять эти потребности с учетом корпоративной культуры, стратегии и бизнес-контекста. |
Роль 4 — Проводник культуры и смысла предназначения
Составляющие | Описание |
---|---|
Связывать предназначение и культуру | При необходимости выверять предназначение, видение и миссию компании в формирующемся широком социальном контексте, связывать предназначение с HR-системами по всей организации. |
Измерять и доносить культуру до персонала | Учитывая возросшие ожидания и возможности по сбору данных, cобирать и анализировать имеющуюся информацию по восприятию работниками корпоративной культуры и побуждать их к обратной связи с руководством. |
Возлагать ответственность на руководство за культуру | Работать с менеджментом по обеспечению соответствия бизнес-операций и процессов декларируемой культуре. При выявлении несоответствий принимать решительные действия по устранению несоответствий. |
Роль 5 — Доверенный советник и коуч
Составляющие | Описание |
---|---|
Давать советы и оказывать услуги коучинга для CEO | Доносить правдивую информацию до CEO с разных точек зрения и быть готовым противостоять ему, сообщая горькую правду в интересах организации. |
Максимизировать эффективность топ-менеджмента | Развивать партнерские отношения с коллегами по высшему управлению как индивидуально, так и коллективно для улучшения командного взаимодействия и результативности. |
Оказывать услуги коучинга ключевым талантам компании | Лично уделять время и выделять ресурсы для выявления и подготовки подрастающих лидеров по всему предприятию, особо обращая внимание на недооцененные или требующие развития таланты. |
1. Руководитель по человеческому капиталу в Правлении компании
Конечно, CHRO должен обеспечить необходимый баланс между лояльностью к текущему руководителю и интересами компании, а также четкую систему метрик, по которым нужно будет оценить успешность будущего руководителя. Кроме этого, такой подход позволяет определить карьерный план для функциональных руководителей, а также открывает перспективы для новых талантов внутри компании. Деятельность в рамках этой составляющей Профиля не должна нести оттенок интриг, а решения объявляться заблаговременно.
Необходимые компетенции (навыки) и возможные ситуации для данной роли CHRO
Компетенции (навыки) | Ситуации |
---|---|
Рассудительность – способность эффективно и последовательно провести комплексный анализ издержек и прибыли и предложить лучший вариант плана действий | Управление процессом транзита CEO |
Проактивность/способность выявить новые тренды | Управление топ-менеджментом при преодолении чувствительной/кризисной ситуации |
Управление взаимоотношениями между членами правления | Проведение индивидуальных, групповых совещаний, требующих снижения напряженности во взаимоотношениях между CEO и другими членами правления |
2. Разработчик стратегии по работе с талантами
Необходимые компетенции (навыки) и возможные ситуации для данной роли CHRO
Компетенции (навыки) | Ситуации |
---|---|
Принятие бизнес-решений – способность понимать бизнес-модель организации, финансовые метрики и внешние тренды для принятия эффективных решений по текущим и будущим потребностям компании | Проведение важного решения по поводу ключевого тренда, затрагивающего компанию (например, изменение характера работы или характеристик персонала) |
Оценка ключевых талантов | Создание потенциала для бизнес-трансформации или поглощения |
Экспертиза в управлении талантами |
3. Лидер изменений в компании
CHRO не могут пассивно ожидать изменений. Время от времени они должны подвергать сомнению традиционные процессы в компании и возглавлять организационные изменения. Однако в своих действиях CHRO должны опираться на подтвержденные гипотезы и аналитику прежде чем инициировать процессы в связи с изменившимися ожиданиями клиентов и последствиями для рабочей силы.
Только 21% организаций, по мнению Gartner, готовы сразу инициировать изменения при возникновении такой необходимости. Опытные CHRO готовы к изменениям до того, как в них возникнет потребность, практикуя последовательное обучение и эксперименты как в своей собственной работе, так и в работе HR-службы.
CHRO должны привлекать персонал к проведению изменений в качестве союзника, доносить преимущества изменений, рассматривать возможные сценарии для каждой категории персонала. В этом контексте защита работников не означает «стоять на их стороне». Это скорее понимание того, какое воздействие процесс изменений окажет на работника, и принятие наиболее эффективных мер для успеха преобразований. Те CHRO, кто обеспечил планирование и принятие решений по изменениям на более глубоком уровне организации, оказываются на 24% успешнее и на 33% быстрее, чем коллеги, кто не озаботился подобной поддержкой изменений.
Необходимые компетенции (навыки) и возможные ситуации для данной роли CHRO
Компетенции (навыки) | Ситуации |
---|---|
Клиентоцентричность — способность донести до руководства необходимость изменений исходя из меняющихся ожиданий клиентов и последствий для персонала | Разработка стратегии организационного развития для будущих потребностей бизнеса |
Адаптивное лидерство | Проведение смелого эксперимента |
Мотивационное лидерство | Проведение масштабного изменения в области C&B |
4. Проводник культуры и смысла предназначения
В настоящее время менее трети CEO полагают, что текущая культура в компании активно способствует изменениям и структурному развитию. В то же время внешние тренды и подрывные новации заставляют клиентов и акционеров более пристально присматриваться к культуре компании. От CHRO в этих условиях требуются знания, как привить культуру работникам, связав людей, программы и процессы таким образом, чтобы усилить предназначение организации.
Дискуссии относительно предназначения организации являются жизненно важными и должны быть завершены до возможного кризиса. Роль CHRO — добиваться жесткого соответствие предназначения и культуры, не только следить за их привязкой, но и за тем, чтобы такой союз обеспечивал устойчивую и отличительную ценность для клиентов.
Однако лучшие лидеры также не забывают о том, чтобы решения, принимаемые руководством, отвечали обещаниям, заложенным в организационной культуре. Для CHRO принципиально важно, чтобы первое лицо в компании выступало также в роли лидера культурных императивов. В рамках своей функции CHRO должен следить за гармонизацией HR-процессов и корпоративной культуры.
Необходимые компетенции (навыки) и возможные ситуации для данной роли CHRO
Компетенции (навыки) | Ситуации |
---|---|
Культурное визионерство – способность в сотрудничестве с CEO и другими директорами формировать уникальное предназначение организации | Создание новых миссии/видения/ценностей – лидирование процессов по созданию новой миссии, набора ценностей для организации в интересах повышения конкурентоспособности на рынке после слияний, трансформации бизнеса или смены руководства |
Моделирование персональной роли – способность демонстрировать организационную культуру посредством личных действий и контактов в качестве примера для подражания | Лидирование культурной трансформации – разработка долгосрочной инициативы по перестройке культуры и повышению вовлеченности персонала |
Разработка процессов – способность увязывать HR-процессы с предназначением и культурой, а также оказывать влияние на других функциональных руководителей в этой части | Управление влиянием цифровизации на культуру – управление внедрением подрывных технологий, таких как, ИИ (искуственный интелект), социальное обучение и бизнес-аналитика, проактивно просчитывать воздействие этих факторов на культуру и эффективность персонала |
5. Доверенный советник и коуч
Однако CHRO должны быть осторожны, чтобы не переусердствовать в этой роли. Они могут стать обладателями глубоких инсайтов по динамике развития команды высших управленцев и обеспечить обратную связь, но в тоже время не должны сосредотачиваться на решении проблем взаимоотношений среди топ-менеджеров. Также они должны сохранять беспристрастность в сложных разговорах и ситуациях и быть готовыми поступиться своей карьерой при отстаивании позиций.
От CHRO часто ожидают донесения неприятной правды о проблемах, которые испытывает компания и ответственности, которую несут отдельные лидеры в этой связи. Ключ к успеху — умение CHRO слушать и глубоко воспринимать чувствительную проблематику при соблюдении полной конфиденциальности и высоких этических норм.
Задача CHRO — выявлять таланты среди всех поколений HiPo-работников, лично инвестировать свое время в развитие таких талантов, предоставляя им возможности для использования своего потенциала во благо компании.
Необходимые компетенции (навыки) и возможные ситуации для данной роли CHRO
Компетенции (навыки) | Ситуации |
---|---|
Эмоциональный интеллект | Проведение критически важных диалогов с высшими менеджерами о потребностях в лидерстве |
Умение говорить объективно | Смелое оппонирование CEO при донесении своего мнения |