Вручением диплома взаимодействие университета и студентов не заканчивается ― после этого ближайшие несколько лет вузы должны проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников. Должны, но на практике дела с этим обстоят, как недавно выяснилось, не очень хорошо.
Впрочем, подготовка к поиску хороших стажировок и постоянной работы для будущих специалистов начинается задолго до выпускного. Именно этим в вузах занимаются центры карьеры. Точнее, должны заниматься ― но на практике, опять же, всё не так просто.
Как перестроить работу центров карьеры, чтобы они действительно стали мостиками между выпускниками и рынком труда? Этот вопрос обсудили эксперты 26 августа в рамках Российской креативной недели на панельной дискуссии «Центры карьеры. Перезагрузка. От креатива к стратегии».
Представители Минобрнауки, вузов и бизнеса обсудили, как они могут выстроить своё взаимодействие, чтобы получить желаемый результат: вузы хотят давать студентам востребованное образование, компании ― получить действительно квалифицированных специалистов, которых не нужно будет переучивать, а власть заинтересована и в том, и в другом.
От ярмарок вакансий ― к цифровым платформам
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров во время дискуссии подчеркнул, что сейчас стоит задача глобальной цифровой трансформации университетских центров карьеры. Под этим подразумевается переход вузов и потенциальных работодателей на онлайн-площадку ― это создаст более удобные условия для их сотрудничества.
«Это процесс ухода от эпизодических ярмарок вакансий к полноценной каждодневной работе ― с момента выбора студентом университета до окончания университета, постройка проведения практик, взаимодействия с работодателем, участие студента в жизни предприятий, коммерческих организаций, некоммерческих организаций и, соответственно, участие работодателя в жизни самого студента в процессе, когда он учится в университете», ― обозначил Гуров.
В этом направлении министерство не начинает работу с нуля ― не создаёт новый цифровой объект, а вступает в партнёрство с уже существующим сервисом ― «Факультетусом». Это цифровая биржа труда для студентов. Напомним: её создал в 2017 году один из резидентов фонда «Сколково» Сергей Вищипанов. Зарегистрировавшись на «Факультетусе», работодатели могут публиковать свои вакансии, а студенты ― резюме. Платформа обрела популярность в 2020 году, когда в разгар пандемии вузам пришлось переводить ярмарки вакансий в онлайн-формат. Такое сотрудничество поможет консолидировать возможности государства и уже работающего проекта для выполнения общих задач.
Что ожидается от «цифры»? Предполагается, что она сможет упростить и сделать эффективнее взаимодействие работодателей, вузов и студентов. К слову, с платформой сотрудничают уже 362 университета, а с сентября прошлого года трудоустроились 19 тысяч студентов ― и это только те, кто отметился на сайте.
«Параллельно с этим ведём переговоры и в этом году уже сделаем полностью образовательный курс для центров карьеры. И считаем, что центры карьеры должны, исходя из новых реалий, безусловно, уйти в „цифру“. Это должен быть хороший сервис для молодых людей, для студентов по поиску себя, по взаимодействию и по построению своей траектории», ― сказал Григорий Гуров.
Полную цифровую трансформацию планируют совершить в течение года. Минобрнауки еженедельно проводит совещания с университетами и, по словам замминистра, собирает ключевые данные о выпускниках: сколько их, какое количество стоит под угрозой нетрудоустройства и по каким причинам, затем эта информация верифицируется через «Факультетус».
Первыми результатами работы с «Факультетусом» поделился ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв. В прошлом учебном году, отметил он, процент трудоустройств студентов был «высоким, но всё равно настораживающим» ― 77%. В этом году университет привлёк на платформу «Факультетус» больше учащихся и работодателей, и показатель трудоустройства вырос до 86%.
От базы вакансий и резюме ― к более сложной функции
Генеральный директор Цифровой карьерной среды «Факультетус» Сергей Вищипанов рассказал, с каким неприятным открытием столкнулся сервис, помогая вузам перевести ярмарки вакансий в онлайн. В базу поступало много резюме и вакансий, но после этого с ними ничего не происходило ― между студентами и работодателями не было связи. Тогда «Факультетус» начал изучать, как работают вузовские центры карьеры, анализировать клиентоцентричность, чтобы понять, в чём загвоздка. В числе выявленных проблем Вищипанов назвал немотивированность студентов и то, что центры карьеры вузов не выстраивают удобный «интерфейс взаимодействия с работодателем», а значит, именно с этого нужно начинать.
«Нам главное ― оптимизировать внутреннюю работу университетов, по части внутренних коммуникаций, работы с работодателями и так далее», ― отметил Вищипанов.
Говоря о «Факультетусе», он отметил, что в первую очередь это система управления процессами в центрах карьеры и лишь во вторую очередь ― сервис по поиску работы.
«Мы заметили, что проблем с самим трудоустройством как таковых нет ― все так или иначе трудоустраиваются. Стоит больше вопрос, куда они трудоустраиваются, сколько раз после этого меняют работу в течение ближайшего времени, сколько из них закредитовываются, потому что работа их не удовлетворяет, сколько из них не были замотивированы в течение обучения работать на какую-то профессию и так далее», ― объяснил основатель сервиса.
Он привёл также пример того, как центры карьеры могут не до конца понимать профессиональный язык студентов и потенциальных работодателей, а следовательно ― плохо выстраивать между ними связь. Например, представители центра карьеры, которые, по идее, должны направить будущих дизайнеров к работодателю мечты, могут не знать про Behance ― популярнейший портал, где дизайнеры публикуют свои портфолио.
О том, что центры карьеры должны помогать студентам сориентироваться на рынке труда, высказался и исполнительный директор Центра академических партнёрств ПАО «Сбербанк» Андрей Очеретный:
«Если посмотреть на образ идеального кандидата, с точки зрения „Сбера“, то это трио: креативность, экзекьюшн и системное мышление. Современные студенты ― к счастью, к сожалению? ― уходят от логики, когда они один раз получили высшее образование и дальше остались специалистами внутри этой профессии. Поэтому, как мне кажется, одна из задач, которая есть у центров карьеры, ― выходить в роль коуча, который будет помогать студентам с навигацией внутри тех возможностей, которые даёт современный мир, а это главное начать».
Получается, в идеале центры карьеры должны чётко понимать, с одной стороны, какими навыками владеют студенты, какого профессионального будущего они для себя хотят, а с другой стороны ― выпускников с какими навыками ждёт бизнес, и вводить в университетскую среду соответствующих работодателей. По сути, это роль не просто менеджеров, которые механически собирают запросы на стажировки и вакансии для молодых специалистов, а карьерных консультантов и агентов между работодателями и вузами.
О роли бизнеса в развитии образования
Прогрессивные российские компании плотно сотрудничают с вузами: курируют отдельные кафедры, создают вместе с учебными учреждениями общие образовательные проекты. Некоторые растят кадры, открывая собственные учебные программы. Это позволяет бизнесу получить специалистов, которые наверняка будут владеть нужными для работы компетенциями. Для примера Андрей Очеретный рассказал участникам дискуссии о том, какие образовательные проекты есть сейчас у Сбербанка и как компания занимается поиском сотрудников.
По его словам, сейчас у Сбербанка 330 вузов-партнёров. Это сотрудничество, отмечает Очеретный, выстраивается по-разному, в зависимости от потребностей компании. Связано это с тем, что Сбербанк ― давно уже не только банк, а целая экосистема с разными запросами, обрабатывать которые в режиме личных коммуникаций с каждым вузовским центром карьеры становится трудно. Именно это говорит в пользу перехода в «цифру». Упростить и улучшить взаимодействие с вузами помогают новые платформы. Для этих целей у компании есть портал SberGraduate, на котором строится коммуникация со всей студенческой аудиторией, поддерживаются образовательные программы, и собственная HR-платформа «Пульс» ― для вакансий.
Читайте также: Как развить в студентах и сотрудниках кросс-дисциплинарность
Также Очеретный обозначил, что, начиная новый проект, компания отдельно проектирует часть, связанную с трудоустройством и центрами карьеры, изначально включая в работу нового структурного подразделения «отдельных людей, которые будут думать о том, как это трудоустройство обеспечивается».
Старший вице-президент арт-студии 1518 Studios Максим Михеенко, рассказывая о том, в каких специалистах нуждается сейчас IT-индустрия, уделил много внимания мотивации студентов и влиянию на это потенциальных работодателей. Спикер привел в пример Ульяновск.
«[Ульяновск] маленький город, но очень IT-сконцентрированный. Почему там большая мотивация у студентов впахивать? Очень много хороших компаний, которые берут с первого курса студентов, у студентов есть успешные кейсы и, соответственно, понимание, куда идти. Не просто какой-то вакуум, а понимание: вот зарплата, вот куда расту, вот я вырасту, вот могу работать на весь мир», ― рассказал он.
Многие вузы и компании работают в коллаборации. Так, Михеенко напомнил, что в МФТИ открыт Центр обучения проектированию и разработке игр, а на философском факультете МГУ обучают геймдизайну вместе с компанией Epic Games. Здесь важно не только то, что учащиеся получают знания непосредственно из профессиональной сферы, но и то, что они уже во время учёбы видят и понимают, для какой работы нужны их знания. Когда студент общается с преподавателем-практиком, ментором, который сейчас работает в индустрии, он получает не просто практические задания, а вектор своего дальнейшего развития, уверен Максим Михеенко.
Подводя итоги ― кто за что отвечает?
Дискуссия показала, что у каждой из сторон ― Минобрнауки, вузов и бизнеса ― есть определённые ожидания друг от друга. Так, министерство рассчитывает, что работодатели проявят инициативу и придут в вузы со своим «спросом», чтобы те, опираясь на хорошо выстроенные центры карьеры (ради которых и затевался диалог), могли сформировать «предложение». А власть, в свою очередь, поможет им выстроить взаимодействие.
«Всё в любом случае идёт от экономики, от работодателя. Тут потребность, чтобы сам работодатель понимал ценность и приходил. Специалист не берётся из воздуха, и университету здесь нужен хороший партнёр и квалифицированный заказчик», ― резюмировал Григорий Гуров.
По его словам, центры карьеры обычно исходят из того, что нужно университету, но если нет понимания потребности конкретного работодателя, то коммуникация с ним не сложится. Поэтому надо идти от потребностей работодателя.
Андрей Очеретный тоже призвал университеты точнее собирать запросы работодателей: какие специалисты сейчас в дефиците на рынке труда, каких компетенций не хватает. А цифровые платформы должны помочь агрегировать эту информацию.
«Понятно, что сейчас спасение утопающих ― дело рук самих утопающих: если бизнесу нужны кадры и он их не получает в высшей школе, он вынужден сам готовить какие-то образовательные программы, что-то с этим делать. Но вузы вроде бы как готовят кадры, чтобы они дальше сразу устраивались на понятные позиции», ― подчеркнул Очеретный.
Читайте также: Зачем бизнес идёт учить: образование для рекрутинга
Навести мосты между бизнесом и вузами могут как раз центры карьеры, считает создатель «Факультетуса». Они взаимодействуют с работодателем, могут ретранслировать его запрос на студентов, чтобы, например, «мотивировать их учить матан, а не уходить с этой траектории». В работе таких центров важно не механически отрабатывать мероприятия вроде ярмарок вакансий, а использовать стратегический подход, мотивируя студентов получать нужные компетенции и приглашая компании встраиваться в процесс обучения.
Государству же в лице Минобрнауки сейчас важно создать удобную среду, в которой вузы и работодатели смогут взаимодействовать. У каждого участника ― свои задачи. Гуров подчеркнул, что решить вопрос можно только через диалог. Важно, чтобы университеты понимали: любые работодатели, крупные или небольшие, ― их заказчики и одновременно партнёры.
«Наша задача ― найти ту коммуникационную среду, чтобы этот заказ сразу получать, переводить на язык государственный и пытаться сразу же встроить. Ответ только в дискуссии», ― резюмировал он.
Андрей Очеретный, в свою очередь, заметил, что невозможно предугадать то, что будет актуально через пять лет, поэтому главное, чему может научить студентов бизнес, ― это постоянно учиться.
«Всё меняется. Всё, что мы можем дать в высшей школе, ― это желание учиться и понимание, что придётся учиться дальше. Вузы как раз, мне кажется, это хорошо делают сейчас, особенно если у студентов появляется понимание, зачем они учатся. Если центры карьеры в этом помогут, нас ждёт прекрасное светлое будущее, кажется», ― считает он.
https://skillbox.ru/media/education/tsentry-karery-dolshny-izmenitsya/