Партнерство компаний с учебными заведениями может решить проблему кадрового голода в долгосрочной перспективе. Чтобы обойти академическую бюрократию, лучше налаживать контакт со студентами напрямую и тестировать разные форматы. Зарплата.ру изучила опыт кадровых агентств и компаний в разных нишах, чтобы узнать, как использовать этот канал рекрутинга наиболее эффективно.
Зачем компаниям сотрудничать с вузами и сузами
Сегодняшнее российское образование страдает из-за бюрократии и упора на теорию, которая зачастую устарела. Недостаток практики отмечают как работодатели, так и студенты. Первым тяжело найти специалистов хоть с каким-то опытом и приходится обучать кадры с нуля, что влетает «в копеечку». Вторых зачастую «без опыта никуда не берут». Проигрывают от этого и учебные заведения — из-за слабой конверсии в трудоустройство престиж отдельных вузов и образования в целом падает. Как следствие — усиливается кадровый голод.
Разорвать замкнутый круг бизнесу под силу через коллаборации с вузами и сузами. Тут же и несколько бенефитов для работодателей:
-
рынок насыщается кадрами с практическим опытом и актуальными знаниями
-
HR-бренда компании развивается
-
рекрутмент становится проще
-
расходы на обучение персонала сокращаются
Конечно, это работа на перспективу. Мало прочитать гостевую лекцию в вузе или поставить свой стенд на дне открытых дверей. Нужно использовать разные инструменты:
-
постоянно взаимодействовать со студенческим сообществом
-
предлагать стажировки и стипендии
-
устраивать чемпионаты и хакатоны
-
помогать преподавателям корректировать учебную программу
Крупные компании даже запускают собственные учебные программы. Например, «Яндекс» открыл собственный факультет в МФТИ. Все это дополнительные процессы бизнеса.
Материал по теме: Кейс-чемпионаты: что это такое, чем они полезны соискателю и компании
Как обойти бюрократию
Директор креативного кадрового агентства About People Михаил Каншаев отмечает, что обращения в отделы стажировок и практик в вузах дают небольшой результат. Столичные учебные заведения зависят от доли успешно трудоустроенных выпускников, но в регионах отдел практик часто существует формально. Поэтому Каншаев рекомендует использовать прямые каналы связи со студентами:
-
Студенческие сообщества, в том числе в соцсетях. Важно «продать» администратору сообщества вакансию без клишированных фраз про дружный коллектив и высокий заработок, иначе вам просто не ответят.
-
Амбассадорская программа. Найдите несколько активных студентов, подарите им фирменный мерч и назначьте небольшую стипендию. А взамен предложите приглашать знакомых с факультета к вам на работу. Заявки на стажировки с амбассадорской программы в среднем втрое дешевле, чем с других каналов.
-
Карьерные мероприятия. Лучше не только распространять вакансии через сообщества, но и участвовать в ивентах учебного заведения, договориться об этом с администрацией. Но с предложением спонсорства мероприятия и поддержкой студенческого актива сделать это будет значительно проще. Можно прийти с лекцией, устроить мастер-класс или провести бизнес-игру. Геймификация поможет привлечь внимание и собрать больше участников.
Мы используем все три перечисленных канала, а также общаемся с центрами карьеры нескольких вузов. Например, рассылаем вакансии по базе студентов и проводим карьерные мероприятия в Санкт-Петербургском государственном университете. Мы подбираем студентов и выпускников себе и клиентам. Средний возраст сотрудников нашего агентства — 23 года, около половины команды — выпускники экономического факультета СПбГУ.
Взаимодействие с учебными заведениями не дает быстрых результатов, оно приносит плоды на длинной дистанции. Если решили приглашать студентов и выпускников, планируйте регулярные касания с молодежной аудиторией через разные форматы, чтобы охватить как можно больше обучающихся с разными интересами. Эффективнее всего, если привлекать кандидатов из вузов будут ваши молодые сотрудники, так как они ближе по интересам и лучше понимают студенческую аудиторию. — советует Каншаев.
Материал по теме: Зумеры на работе: как молодое поколение меняет рынок труда
Как работодатели взаимодействуют с вузами и сузами: опыт компаний
Центр загородного семейного отдыха LES Art Resort, Московская область
Отель сотрудничает с подмосковными колледжами, которые обучают гостиничному, поварскому и кондитерскому делу. Мы заключили семь договоров с разными колледжами на производственные практики во время обучения. Через кураторов высылаем актуальные открытые ставки в отеле и предлагаем заключить трудовой договор тем, кто достиг 18 лет. В колледже студенты получают индивидуальный план обучения, который не мешает работать и получать образование одновременно. На рабочем месте за начинающим специалистом закрепляем наставника, который курирует его первые полгода, вводит в профессию.
Для студентов это не только возможность пройти практику, получить знания и опыт, но и способ заработать первые деньги — тем, кто успешно проходит полный курс практики, выплачиваем стипендию 25 тыс. рублей. У LES Art Resort есть корпоративная платформа с обучающими материалами, на которой обучаются практиканты и повышают квалификацию сотрудники.
Директор по персоналу LES Art Resort Мария Бакевич:
С каждым годом сотрудничество с образовательными организациями становится все более актуальным, особенно для сегмента HoReCa. Мы стратегический партнер-работодатель Звенигородского филиала Красногорского колледжа, где кластер туризма и гостеприимства вошел в программу Профессионалитет 2023. Помогаем колледжу взрастить будущее поколение сотрудников для нашей области уже с первого курса. С каждым годом поток желающих растет: в 2022 году у нас было 10 студентов, а в 2023 — уже 28. Многие ребята вернулись повторно, а с несколькими мы заключили трудовые договоры.
Обучение молодого сотрудника может занять много времени, но в будущем это одно из лучших решений в рекрутинге. Нужно приготовиться вкладывать время и труд в подготовку студентов. Если ваша организация понравится молодежи, есть шанс вырастить преданного профессионала и получить 100% отдачу. Если же у компании нет времени растить кадры, то такой канал покажется проблемным и ненужным.
«МойОфис», компания-разработчик ПО
Компания сотрудничает с ключевыми техническими вузами Самары. В 2022 году сотрудники впервые провели более 50 собеседований и отобрали для учебной программы «МойОфис Старт» 11 студентов 4 и 5 курсов Института информатики и кибернетики Самарского НИУ им. академика С. П. Королева. В 2023 году мы повторили этот опыт.
Обучение студентов состоит из двух модулей с очными практическими занятиями с преподавателем 3–5 раз в неделю по вечерам, домашних и лабораторных работ между встречами, тестирований после каждой темы и экзаменов по итогам учебного курса. Лучшие участники получают предложение пройти двухмесячную стажировку в компании и присоединиться к команде. В 2023 году «МойОфис» трудоустроил 5 студентов, в 2024 году семь стажеров проходят практику.
Руководитель отдела обучения и развития «МойОфис» Евгения Голубева рассказывает о предпосылках такой плотной работы компании со студентами:
На этапе роста команды мы столкнулись с тем, что наем системных инженеров значительно замедлился. В среднем мы привлекали одного инженера в год — это явно не покрывало запросы бизнеса и возрастающую нагрузку. На рынке сейчас недостаточно подходящих специалистов. И мы пришли к выводу, что необходимые нам навыки и знания можно развивать у выпускников профильных учебных заведений. Локацию выбрали неслучайно — летом 2022 года мы объявили об открытии офиса разработки в Самаре. Немало сотрудников «МойОфис» — выпускники именно самарских технических вузов, в регионе сильная ИТ-школа.
Мы пришли к выводу, что эффективно закрывать вакансии через этот канал можно, если организовать потоковое обучение. Мы создали авторский учебный курс и накладываем его на базовые академические знания студентов. Конечно, реализация первого потока была затратной. Но у нас остались учебные материалы, инфраструктура и успешный опыт, который можно использовать снова. Благодаря этому мы можем масштабировать проект на Москву и Санкт-Петербург и запускать программу до двух раз в год, увеличивать потенциал найма до 15 человек.
Группа компаний «Гермес», транспортные услуги, Рязань
ГК «Гермес» поддерживает партнерские отношения с образовательными учреждениями по всей стране и с 2019 года набирает на работу студентов по своей филиальной сети. Студентов привлекают через внутренние программы и договоры с учебными заведениями для летних практик и стажировок.
Николай Макеев, руководитель службы управления персонала ГК «Гермес»:
Сейчас в компании 34 новых сотрудника, которых смело можно назвать самыми успешными и преданными. После трудоустройства около 25 молодых профессионалов мы выяснили, что каждый из них начинает приносить чистую прибыль уже на третий месяц работы. Более того, они зачастую превосходят своих коллег с опытом по скорости, с которой достигают KPI.
Я считаю, что компании стоит разработать собственную программу стажировок и практик для молодых студентов и интегрировать ее с учебными заведениями, чтобы компании могли напрямую получать студентов на практику, а затем трудоустроить их. Несмотря на бюрократические препятствия, сотрудничество с учебными заведениями стратегически выгодно любой компании, я убедился в этом на собственном опыте. Вклад свежих идей и инновационных подходов от молодых специалистов может оказаться неоценимым.
Материал по теме: Неужели мы победили эйджизм? Или хватит клеймить себя за возраст
«Мобиус Технологии», технологический консалтинг
Компания выстроила партнерство с Финансовым университетом при правительстве РФ по нескольким направлениям. В 2023 году появилась лаборатория для проектной деятельности и подготовки IT-специалистов при департаменте бизнес-информатики факультета информационных технологий. Там студенты могут получить практический опыт на базе методик и инфраструктуры «Мобиус Технологии».
Также студентам доступна оплачиваемая летняя практика. В июне прошлого года завершился отборочный тур, в котором участвовали 17 студентов 2 и 3 курсов бизнес-информатики. По итогам отборочного тура мы выбрали восемь лучших ребят, которые далее два месяца работали над реальными проектами.
Дарья Галаган, руководитель проектов по работе с молодыми специалистами «Мобиус Технологии»:
Сейчас в России крайне не хватает ИТ-специалистов: дефицит выражается в семизначных цифрах. Вузы пытаются восполнить этот пробел, но выпускникам при хорошей теоретической базе часто не хватает практических навыков. Поэтому студенты еще во время учебы ищут возможности их получить.
Мы даем нашим практикантам возможность познакомиться с работой департаментов «Мобиус Технологии», с руководством, и самим выбрать наиболее заинтересовавшие их направления. Студенты могут получить у нас живой опыт по направлениям: анализ данных, продажи, маркетинг, работа с бизнес-партнерами. Они работают в командах с признанными экспертами, выполняют реальные задачи и используют актуальные инструменты, вносят реальный вклад в бизнес компании. По итогам стажировки мы сделали двум студентам старших курсов предложения о работе. В этом году планируем повторить положительный опыт, увеличить количество практикантов и вузов.
https://dzen.ru/a/Zbz3wv8JSXHwZ3b7