Год назад к 14 февраля редакция Executive.ru опубликовала материал «Встретил свою любовь на работе»: 6 реальных историй. В этот раз мы решили продолжить тему и собрали истории руководителей и предпринимателей о том, как им удается совмещать работу, бизнес и личные отношения.
Помогают или мешают отношения работе? Как избежать постоянного напряжения и сохранить границы между семьей, отдыхом и работой?
1. Работа в одной компании, но в разных отделах
Анна Беляевская, начальник отдела цифровых коммуникаций IT-компании «Инфосистемы Джет»
Я пришла в компанию около шести лет назад на позицию дизайнера презентаций. Тогда презентациями в компании занималась только я, а поскольку они нужны были всем — от сейлзов до эйчаров — я быстро познакомилась с коллегами из разных подразделений.
Мой будущий муж Володя работает в компании с 2013 года: сначала был инженером-проектировщиком, быстро рос и теперь отвечает за развитие бизнеса в одном из наших технических центров. То, что он сменил профессию внутри компании, фактически нас и познакомило — ему понадобилось много презентаций для потенциальных заказчиков и не только.
Поначалу было неловко. Тогда компания была меньше, и скрыть отношения было сложно, а счастье все-таки любит тишину. Сейчас я вижу в нашем служебном романе много плюсов, а минусов быть и не может — мы работаем в разных подразделениях, редко пересекаемся в офисе, а на удаленке расходимся по разным комнатам. Главное преимущество совместной работы в одной компании — наличие времени друг для друга.
Сейчас мы занимаем руководящие должности и много работаем, но успеваем общаться по пути в офис и обратно. Если бы мы работали порознь, мы бы меньше виделись, и кто знает, как бы это отразилось на наших отношениях.
Служебные романы — это крутая история. Человек становится эффективнее из-за выработки эндорфинов и склонен работать вдолгую вместе с партнером в стенах одной компании.
2. Как уживаться двум лидерам в одном бизнесе
Елена Ярд, соучредитель группы компаний «Росавтономгаз»
Я развиваю несколько бизнесов. В том числе являюсь соучредителем группы компаний «Росавтономгаз», где мы работаем вместе с мужем уже больше 17 лет.
Мы с мужем оба лидеры, а два лидера в одной компании — это всегда не просто. Мы очень долго пытались притереться и не понимали, как выстроить наше взаимодействие на работе так, чтобы это не отражалось на семейных отношениях. Но затем сели и обсудили эту проблему. Определили совместно, какие ключевые компетенции есть у него, какие у меня. Четко разграничили зоны ответственности.
Я взяла на себя управление операционными процессами внутри компании, а супруг сосредоточился на внешних коммуникациях: взаимодействие с поставщиками, государственными органами, подрядчиками, на прямом общении с руководством при ведении крупных проектов. Это действительно помогло. Мы создали эффективную систему сотрудничества и управления, которая позволяет нам не только успешно руководить компанией, но и сберечь отношения.
Еще одним ключевым моментом стало наше общее решение оставлять все рабочие вопросы за пределами дома. Мы воспитываем троих детей, и у нас есть традиция совместного ужина. Но раньше часто случалось так, что во время ужина кому-то из нас поступал рабочий звонок и он его принимал. Или мы начинали с мужем обсуждать другие моменты, связанные с компанией. Даже дети ругались, что мы снова говорим о работе. Теперь, переступая порог дома, мы оставляем весь рабочий груз за его пределами. Это решение значительно улучшило наши отношения внутри семьи.
3. Как избежать напряжения при совместном бизнесе
Светлана Диденко, бизнес-коуч и предприниматель
У нас с мужем семейный бизнес по доставке роллов и пиццы «Вкуси Суси» в Костроме и четверо детей. Мы смогли создать успешный бизнес, сохранив теплые и крепкие отношения в семье.
Основная ошибка, которую допускают партнеры в совместном бизнесе, – это рутина на работе и обсуждение рабочих вопросов дома. В результате создается постоянное напряжение и отсутствие возможности комфортно проводить время в семье.
Чтобы избежать этого, на старте запуска бизнеса, мы разделили обязанности: муж занимается финансовым планированием, статистикой и учетом, а я отвечаю за персонал. Таким образом, каждый из нас был сосредоточен на своей области и постоянно развивается в ней. Благодаря постоянному совершенствованию и обучению нам всегда интересно друг с другом. Постоянное развитие дает нам возможность с новой стороны узнать друг друга и укреплять нашу связь.
Вторая ошибка, которую многие семейные пары допускают, работая вместе – это смешивание ролей. Не каждой семье удается на работе быть в роли сотрудников, а дома, забывая о том, что происходит в бизнесе, переобуваться в роль жены и мужа. Многие обсуждают за ужином, перед сном или в отпуске рабочие вопросы. Создается ощущение, что жизнь – это бесконечная работа, где нет времени отдыху. Именно качественный отдых дает энергию на новые действия и эффективность в работе.
Третья ошибка – это конкурирование. Супруги забывают, что бизнес их общее дело и начинают соревноваться в способностях и результатах. Это может перекладываться на семейную жизнь.
Главная ошибка разлада в бизнесе и семье – погружение в рутину. Как только мы поняли суть рабочих процессов, сразу начали нанимать управляющий персонал. Высвобождение времени помогло нам видеть перспективы развития, посвящать больше времени семье и иметь состояние, необходимое для масштабирования бизнеса.
4. Как бизнес помог сохранить любовь
Михаил Белокоз, основатель компании «МИМИ»
Это было лето 2022 года. Я предприниматель, она — технолог-преподаватель в бьюти-сфере. Мы вместе уже 8 лет, любим друг друга, и тем не менее в какой-то момент отношения обретают более серьезный характер: мы становимся требовательнее друг к другу, чаще ссоримся, и нам как будто не хватает чего-то общего. Выводы напрашивались не очень оптимистичные, но решение пришло спонтанно.
Когда жена проводила обучение восковой депиляции, я подумал: почему бы не попробовать создать свой воск? Откроем компанию и станем партнерами не только по жизни, но и по бизнесу! Супруга идею поддержала. Как сейчас помню: едем домой, перебираем варианты названий, и в голову приходит «МИМИ». Цепляет. Утверждено!
Работа закипела: мы узнавали новое про косметику, химию, разрабатывали «секретную формулу», изучали, как и где производятся такие сложные компоненты косметики как «гидрогенизированный полициклопентадиен». Я заметил, что нам стало интереснее вместе, появились новые темы для разговоров, а еще приятное ощущение, что мы вместе что-то создаем. Первая партия нашего продукта была произведена 23.03.23. Очень символично, ведь 23 марта мы с Машей поженились.
Сейчас нашему бренду уже почти два года, мы серийно производим и продаем на маркетплейсах один вид воска, на очереди еще два и новые продукты. Открыли уже несколько складов по России и планируем расти.
Обратная сторона семейного бизнеса
Признаюсь, у нас было разное видение будущего компании: я хотел продавать в большом объеме, а Маша была за стабильность. В момент дискуссии я вдруг осознал: когда ведешь бизнес с партнером, в случае серьезных противоречий можно разойтись. А с женой как? Только договариваться. И мы договаривались, в этом плане мы хорошо дополняем друг друга, ведь иногда нужно быть осторожным, а иногда рисковать.
Что хочу сказать как итог:
- Бизнес объединяет, а не разъединяет. Это что-то общее от меня и моей любимой жены, а противоречия мы оставляем за бортом.
- Важно слушать и слышать друг друга. Скорее всего, оба супруга хотят для компании хорошего.
- Нужно распределять функции. Мы просто договорились, кто чем занимается, и это нас сильно спасло от возможных конфликтов.
Я счастлив, что моя любимая супруга стала моим партнером и по бизнесу, и по жизни. У нас есть одна большая цель, с которой мы оба согласны.
5. Работа, которая неразрывно связана с личной жизнью
Нара Совкова, научный руководитель, автор методики работы с метаболизмом и мозгом через тело «Нейротрамплин»
Мы с мужем являемся авторами уникальной запатентованной методики работы с метаболизмом и мозгом через тело NEURO-Трамплин® и вместе руководим проектом уже 7 лет, при этом воспитывая двух детей с особенностями развития.
Познакомились на прошлой работе: я руководила PR-агентством, Антон был в моей команде. На тот момент у меня был сын с тяжелой степенью аутизма от прошлого брака. Вскоре мы вместе начали изучать тему нарушений работы мозга и искать варианты решения проблем. Мы стали не просто парой, а любящими, заботливыми, равноценными, ответственными партнерами.
Антон усыновил моего сына, а позже у нас родился общий ребенок, тоже особенный: у него была серьезная задержка речи. Чтобы помочь детям, придумали методику по развитию мозга и дозреванию нервной системы. Долго для этого учились.
Наша деятельность неразрывно связана с личной жизнью, ведь то, что помогает нашим сыновьям, помогает тысячам детей и их родителям по всему миру. Мы транслируем будни, чтобы показать, что жизнь с особенными детьми может быть интересной, разнообразной, продуктивной и успешной.
Но не обходится и без изнанки, ведь когда живешь и работаешь вместе, все приходится умножать на 2:
Ссоришься дома — неизбежны конфликты на работе. Мнения разделились по рабочему вопросу — дома спор непременно продолжится. Разделить процессы чрезвычайно сложно или даже невозможно.
Такой формат точно не для тонкокожих, это как лакмусовая бумажка для ваших чувств и вашего характера. К сожалению, не все пары выдерживают, многие расходятся. Зато те, кто может проживать и прорабатывать конфликтные ситуации, кто может выдержать личностный рост партнера и при этом расти сам, а не садиться на шею, растут и в бизнесе, и в отношениях.
Выдержим ли мы это испытание — не известно. При совместном быте и бизнесе вылезает наружу гораздо больше подводных камней из недр души и сознания. Если партнер доминирует в бизнесе, велик соблазн превосходства и дома, хотя в быту уже другое распределение ролей. Надо договариваться на берегу, у кого какие обязанности и зона ответственности. Еще спасает свой круг занятий, личное время и пространство, психотерапия, путешествия, в которых можно переключиться и побыть только парой или родителями.
6. Как сохранить границы между семьей, отдыхом и работой
Александра Демкина, CEO Академии «Докстарклаб»
В середине января 2024 года на очередной бизнес-сессии с ментором нам с супругом задали вопрос: «Для чего вы ведете вместе этот бизнес?». Я отвечала о возвышенных целях, а мой муж ответил просто: «Чтобы сохранить и укрепить нашу семью».
Нашему браку более 14 лет. У нас очень красивая история. При этом, Юра всегда работал в западных компаниях, а я была врачом. Точек пересечения по рабочим отношениям у нас не было и, казалось, быть не могло. Иногда я мечтала приходить к нему в офис и лечить там всех, но супруг был категорически против работать вместе.
Шли годы, мы жили счастливо, он работал на своих работах, а я в третьем декрете решила попробовать с подругой заняться образовательным бизнесом. Когда мы с ней заработали первый миллион, Юре стало любопытно, чем же мы занимаемся. Как человек, который очень хорошо считает и знает всю техническую часть, он сразу сказал нам, что мы можем сделать лучше.
Так родилась инновационная академия развития «Докстарклаб». Сначала супруг просто нам помогал, а потом стал моим полноценным партнером и генеральным директором. Нашему совместному бизнесу 2,5 года. Сейчас у нас более 40 сотрудников по всему миру, более 100 лекторов и более 60 тыс. обучающихся на 85 программах дополнительного образования.
Нас никто не учил работать вместе и это и правда оказалось не просто. Сначала полностью стираются границы между семьей, отдыхом и работой. Потом ты осознаешь эту катастрофу и начинаешь менять прежде всего себя.
Сначала мы определили свои ценности и цели в бизнесе. У нас оказалось практически полное совпадение терминальных и рабочих ценностей – свобода, любовь, честность, ответственность. Далее зная свои ценности в жизни и работе, мы определи роли и модели поведения. Ролей у собственника может быть много: визионер, стратег, инвестор, управленец, технолог, эксперт. И здесь мы сильно дополняем друг друга. Я больше визионер, стратег и эксперт, а супруг – инвестор, управленец, технолог.
Наш наставник помог нам создать правила взаимопомощи, правила обсуждения и правила передачи информации третьим сторонам. Сейчас мы работаем над совершенствованием ритуалов, которые помогают поддерживать роли и ценности. Ежедневно мы в течение 15 минут обсуждаем свои задачи и результаты в соответствии ролям, правилам поведения. Времени на это уходит не так много, как может показаться. Около 10-15 минут. Все эти действия позволяют нам достаточно быстро принимать осознанные решения, без конфликтной коммуникации.
Сейчас, ретроспективно, я задаю себе вопросы:
- Хотела бы я работать в разных компаниях? Нет.
- Сложно ли соблюдать роли собственников, сотрудников и супругов? Да.
- Стоит ли это того? Однозначно да!