Провалы случаются у всех. Это абсолютно нормально и более того — полезно. Ведь мы учимся на ошибках, получая ценный опыт. Без падений невозможны взлеты. Каждый здравомыслящий человек это понимает.
Однако подкова приносит счастье даже тем, кто не верит в приметы. А неудачи выводят из строя даже самых стойких и оптимистичных. Ведь цена ошибки напрямую коррелирует с образованием и интеллектом. Там где простой обыватель потерял немного денег, стратег лишается гораздо большего. Он видит:
- Утрату возможности, которая в случае успеха привела бы к запуску целой вереницы полезных следствий.
- Разочарование команды, партнеров, клиентов. Все те, кто смотрел раньше с восхищением, теперь могут решить, что Акела промахнулся.
- Удар по рыночной репутации, что сейчас особенно опасно. Вся экономика по сути биржевая, ее даже называют лайкономикой. Нет всеобщего одобрения — нет мультиков.
Горе от ума? Да, в чистом виде. Парадокс в том, что неудачи редко выражаются в цифрах, а еще реже их можно безальтернативно записать на свой личный счет. Как правило, то или иное развитие событий связано со множеством факторов. И уж конечно, не стоит сокрушаться насчет необъятной «упущенной выгоды». Потому что это чистые фантазии из разряда если бы да кабы.
К сожалению, все эти рассуждения не спасают. Промахи бывают очень болезненными. И суммарный ущерб от них действительно больше, чем можно оценить по конкретной сделке или проекту. Прежде всего по той причине, что мы начинаем рефлексировать и потом упускаем что-то еще.
Таким образом, задача по борьбе с последствиями ошибок состоит из трех частей:
- Нужно стать менее чувствительным и эмоциональным.
- Когда удар очередных «грабель» по лицу все же происходит — необходимо по возможности быстро справиться с болью и разочарованием.
- Важно избежать психологической травмы, чтобы сохранить трезвый ум и активность.
Как закалиться духовно
В таком контексте часто упоминают «позитивное мышление». Хорошая штука, только в реальной жизни обычно напоминает рекомендацию глядеть веселее человеку с депрессией. То есть попросту мимо. Да и вообще идея «закалиться» не означает стать толстокожим циником.
Наоборот, девальвирование всех неудач оптом означает, что человек готов сдаться. Потому что следующий шаг — обесценить и достижения.
Продавцов, спортсменов и представителей других профессий с высоким уровнем стресса готовят иначе. Они знают, что победы важны. Но не стоит рассчитывать на 100% конверсии или звездный путь без поражений.
Есть техника «переваривания» отказов и падений. Кстати, без нее выгорание гарантированно задолго до того, как появится смысл волноваться. Настоящие призы – высоко по турнирной таблице, ранимые истерички туда не добираются.
Поэтому, независимо от профессии, стоит пройти какой-нибудь тренинг продаж или позаниматься любым игровым видом спорта. В виде приятных бонусов к психологической подготовке вы получите такие «мелочи» как:
- Привычку ставить четкие и достижимые цели.
- Регулярные тренировки.
- Наработку шаблонов и рефлексов.
Другими словами, существенно повысите свои шансы на победу. И одновременно снизите чувствительность к поражениям.
Кроме того, именно у продавцов и спортсменов стоит поучиться восприятию сегодняшних ошибок как будущих возможностей. Они просто добавляют акценты для проработки, чтобы «закрыть» свои слабые стороны. Становятся сильнее и чаще побеждают. Просто, логично и очевидно. Странно, что не все так поступают, правда?
Как оправиться от шока поражения
Рано или поздно случается то, без чего хотелось бы обойтись. Тогда нужно выйти из состояния аффекта. Избавиться от гулкой тишины в голове, как после нокдауна, поможет внимание к себе. Начиная с тела:
- Дыхательная гимнастика
- Медитация
- Сон
Отлично подойдут любые пассивные меры. Массаж, ванна, баня, прогулка по лесу, рыбалка ради того, чтобы посидеть у воды (а не очередной план с завышенными ожиданиями по улову с риском получить новую порцию разочарований).
По мере выхода из состояния аффекта можно добавлять активности:
- Спорт
- Секс
- Физический труд
Та самая трудотерапия в различных проявлениях. По мере продвижения от стадии отрицания к принятию, открывается окно для самоиронии.
Юмор – важная часть терапии, потому что чересчур серьезное отношение к происходящему может надолго все окрасить в мрачные тона. Смех означает, что получилось взглянуть немного со стороны. Это сильно помогает. А главное, возвращает в настоящее.
Горечь поражения в основном состоит из смакования негативных последствий. Но они еще даже не наступили по большей части, некоторые из них, возможно, вообще никогда не станут реальными.
Вместо того чтобы судорожно перебирать негативные сценарии, лучше осознать себя здесь и сейчас. Да, случился продолб, что очень жаль. Но можно двигаться дальше.
Как списать убытки и перезапуститься
Бывший инженер NASA и Apple Марк Робер провел эксперимент, результаты которого получили название «Эффект Супер-Марио». Он написал простую игру с визуальным интерфейсом. Что-то вроде детского конструктора из команд, с помощью которых игроки проходят лабиринты.
Всех желающих (а их набралось около 50 тысяч) игра разделила на две фокус-группы:
- Одним ошибки ничего не стоили.
- С других удерживался небольшой штраф в игровой валюте.
Как вы уже догадались, наказания оказались неприятно чувствительными. Несмотря на то, что речь идет не о реальных деньгах или чем-либо осязаемом, всего лишь очки в бесплатной компьютерной игре. Но риск потерять очередные баллы парализовал волю второй группы. Они чаще ошибались и более чем вдвое чаще бросали игру, не добившись результата.
Нужно признать, что мы еще как чувствительны к поражениям. Даже к риску неудач! И каждая «непереваренная» ошибка запускает домино новых промахов.
По сути, Эффект Супер-Марио – это выученная беспомощность на минималках. Никого не бьют током, но электрические сигналы в мозгу справляются и без внешней помощи.
Запомним: штрафы явно и негативно сказываются на поведении. Одна из причин, по которой на Executive.ru под статьями остался только «палец вверх». Возможно, стоит учесть этот прием в системе мотивации для сотрудников. Кнут – штука обоюдоострая, он может делать больно не только провинившимся.
Но как же от шока и ярости неудач перейти к хрестоматийному «Что случилось в Вегасе — остается в Вегасе»?
Давайте пробежимся по этажам. На разных уровнях техники немного различаются:
- Мелкие бытовые неудачи достаточно заесть печенькой (в широком смысле).
- Крупные личные катастрофы лечит время, и ничего больше. Нужно запасаться терпением, возвращаться к будничной жизни.
- Сотрудникам низшего звена проще поменять работу, чем восстановить репутацию на прежнем месте. И это следует делать, потому что смена декораций означает полную перезагрузку. Не только эмоционально, в самых разных смыслах.
- Средний класс офисного пролетариата бывает замотивирован сильнее, чем это известно HR. Собственные цели, которые выходят за рамки штатного расписания, помогут справиться с любыми ухабами по дороге.
- Топы и владельцы бизнеса пользуются трекингом (речь не о прогулках по горам), услугами менторов, рефреймингом. Референсы из мира кино — «Санта Барбара» или более современный сериал «Миллиарды». Богатые тоже плачут, но сдаваться не любят и готовы к любым провалам, лишь бы общий баланс сошелся в плюс.
На уровне компании неудачи – больше внешняя проблема. «Накидать пуха» поверх малопривлекательных новостей — задача отдела PR и коммуникаций. По таким кейсам можно учиться не только корпорациям, но и делать личные выводы.
Один из ярких примеров того, как можно выкручиваться из сложных ситуаций продемонстрировала KFC в Великобритании. Когда из-за дефицита куриного мяса начали закрываться рестораны, бренд публично извинился. Более того, компания сама выпустила серию упаковок с надписью FCK. Самоирония помогла быстро восстановить лояльность к бренду. А потом и поставки наладили.
Другой мой любимый пример — антикризисный PR Марии Шараповой. Когда у нее обнаружили запрещенный мельдоний, она действовала безупречно. Сама созвала пресс-конференцию и успела выступить с заявлением прежде, чем по СМИ прокатилась бы волна обвинений. Рассказала, что допингом этот препарат стал недавно, а сообщения о таком решении она не видела. В результате последствия были довольно мягкими.
Таких антикейсов множество, они есть у сотен брендов и известных личностей. Алгоритм всегда один и тот же:
- Надо признать проблему.
- Выбрать решение, чтобы избегать такого в будущем.
- Запастись терпением. Переждать волну негатива.
- Действовать дальше.
Это общий подход. Кроме того, есть более детализированные и предметные чек-листы.
Внештатная ситуация в гостинице, ресторане или на лайнере решается одинаково: нужно просто открыть соответствующий чек-лист и выполнять пункты от первого до последнего. Если у вас еще нет такого документа, пора его разработать. Подход тем эффективнее, что помимо конкретных шагов по выходу из кризиса готовый алгоритм переводит любой ужас в разряд действий.
Мне кажется, риск-менеджмент часто недооценивают и считают чуть ли не паникерством. Как можно видеть все в таком черном свете, зачем вообще начинать с таким настроением!
Но матрица рисков служит не для того, чтобы параноить более структурировано. Она превращает будущие (возможные) срывы в рядовые задачи. Именно таким способом можно локализовать беду в том отсеке, где случилась пробоина. Заделать ее и двигаться дальше.
Так что не бойтесь бояться. Расписывайте негативные сценарии, предусматривайте действия во всех случаях. В том числе и особенно в неприятных.