Каждый мастер своего дела хочет признания, славы и социального одобрения. Один из способов заявить о себе – написать и издать книгу. Как подойти к этой задаче начинающему автору-эксперту? В этой статье поделюсь опытом работы над своей книгой «50 Оттенков управления. Кнутом и пряником». Вопросы продвижения книги – тема для отдельного материала, поэтому здесь ее рассматривать не будем.

1. Для чего эксперт пишет книгу

Базовые цели:

  • Продвижение личного бренда, получение звания эксперта индустрии.
  • Структурирование опыта.
  • Утоление нарциссической тяги к признанию (будем честны с собой).
  • Вовлечение партнеров по бизнесу.

Целью также может быть продвижение бренда компании, сотрудником которой является эксперт. Однако в начале пути такую задачу лучше не ставить, потому что ее сложно реализовать на практике. Например, книги по управлению и подбору персонала Владимира Моженкова косвенно продвигают сеть автосалонов, где он является одним из топ-менеджеров, и его собственное консалтинговое агентство.

Заработать на книге, а именно рассчитывать на доход от роялти начинающим авторам без своей платформы и «фан-базы» не стоит даже пытаться. Это частая ошибка новичка на старте. Есть и приятные исключения из общего правила, когда книги авторов без имени продаются высокими тиражами. Но это скорее ошибка выжившего, нежели базовый тренд.

Истинная цель издания книги – вовлечение аудитории в последующий контакт с экспертом или, другими словами, «прогрев».

2. Как выбрать тему

Гуру книжного бизнеса рекомендуют выбрать свободную нишу и написать первым по теме. Однако осталось не так много трендовых тем, по которым нет пособий на сегодняшний день. До недавнего времени можно было «хайповать», используя в названиях аббревиатуру ИИ. Но не стоит хвататься за тему, если опыта в ней нет, потому что читатели не идиоты.

Очевидный путь – выбрать пусть даже избитую тему, но описать проблемы и решения, опираясь на свой опыт, показать свой авторский взгляд. Так вы не будете скатываться в механистический повтор и рерайт созданного до вас. В своей книге я разобрал ряд базовых вопросов по теме управления на примерах строительных проектов из своей практики, показал контекст текущего времени.

Вопросы, которые помогут выбрать тему для книги:

  • В чем я разбираюсь лучше, чем окружающие? Интересны ли эти детали?
  • Что знакомо мне и незнакомо другим?
  • Если оглянуться на 5-7 лет назад, чего я не знал в профессии, что знаю уже сейчас?
  • С какими вопросами ко мне подходят коллеги и клиенты? Что я им отвечаю? Что бы я хотел ответить, если бы мог?

3. Шире или уже: как выбрать нишу

Моя рекомендация – шире. Лучше начать с общего взгляда на проблему, потому что сузить вы всегда сможете, когда читатель дойдет до следующего этапа взаимодействия – контакт на ваших ресурсах.

Неоднократно встречал на маркетплейсах пособия на технические темы, интересные лишь узкой аудитории техногиков. Для получения массового охвата эксперта такой подход малоприменим. Сделать наоборот и перейти от узкой ниши к широкой, будет намного сложнее. Узкий эксперт по электронной торговле так им и останется в глазах целевой аудитории.

4. Где брать материал для книги

Рефлексия опыта и сравнение теории с практикой. При этом стоит воздержаться от абстракций и высасывания из пальца. Постарайтесь вспомнить, с какими проблемами вы сталкивались за последние пару лет, какой алгоритм решения применяли. Так, Максим Ильяхов в своих книгах по редактуре текста приводит примеры, основанные на его опыте работы редактором в СМИ.

Хорошая идея – вести свой блог или заметки перед написанием книги. Этот материал можно использовать как базис для будущего пособия.

5. Как создать структуру книги

В начале составьте план книги, 10-20 базовых пунктов. Помните, что базовая схема не догма. Разделы могут пересобираться по ходу написания.

По ходу работы, удаляйте лишнее – разделы, которые не вписываются в общую концепцию. Мемуары не нужны – их никто, кроме автора не читает.

Как понять, что раздел в книге лишний? Напишите себе три главных вопроса, на которые получит ответ ваш читатель после прочтения. Например, для темы управления персоналом:

  • Как управлять звездами?
  • Как строить эффективную команду?
  • Какие качества управленца самые важные?

Компонуя план, спрашивайте себя: этот раздел помогает, отвечает на вопрос выше, прямо или косвенно, или подготавливает читателя к другим разделам, которые отвечают? Если не помогает – то и не надо включать главу в книгу.

Совет: главные вопросы можно включить в аннотацию и в начало первой главы книги. Так вы сориентируете вашего читателя и отсечете нецелевых людей.

6. Каким должен быть объем книги

Стандарт написания книги в русском нон-фикшн – 200-250 листов А5, из них примерно 10% на вступление, благодарности и прочее. Можно и меньше: 100 страниц формата А5 – достаточный объем, чтобы вовлечь читателя. Тем более если в книге есть ссылки на иные ресурсы с добавленной ценностью для аудитории. Например, в моей книге есть ссылки на соцсети с множеством полезного контента, в котором более глубоко раскрывается указанная тему.

Для самых капризных читателей, недовольных малым количеством страниц, можно указать, что это книга в формате Special Report (мини-книга) – удобном для чтения на ходу.

На заметку:

  • Не пишите списки литературы и словари упомянутых сокращений – их мало кто читает.
  • Не делайте благодарности на десять листов в начале книги – это раздражает. Читатель хочет получить суть сразу. Имена ваших знакомых, клички домашних животных и прозвища бывших начальников – его интересуют мало.

7. Стоит ли привлекать гострайтера

Что может быть прекраснее команды профессионалов, пишущих книгу за тебя? Однако я рекомендую если и привлекать их, то лишь для решения чисто технических задач по структурированию и верстке уже готового текста.

Всю фактуру для книги предстоит писать вам. Если отдать формулирование ценностей и структуры на откуп литературным работникам и журналистам, то на выходе получится очередная пустышка – сборник советов капитана очевидность от модных блогеров.

8. Как создать себе условия для работы над книгой

Надо ли уезжать к бабушке в глухую деревню, чтобы сосредоточиться на письме? Вариант отключиться от мира, сменив привычную локацию, приемлем, но не обязателен. Есть риск, что резкая смена обстановки, наоборот, отвратит от рабочих мыслей.

А как насчет пары стопок алкоголя по вечерам для вдохновения и бодрости, чтобы писалось резвее? Разочарую, но регулярное потребление для вызова музы не способствует творчеству на следующее утро.

Можно ли творить в кафе или коворкинге? Писать за модным макбуком в кафе – один из рабочих вариантов. Однако стоит задуматься, не подменяет ли автор форму сутью, когда идет публично показать свой процесс написания текста. Публично стоит показывать именно результат – готовую книгу, а это можно сделать и за пределами кафе.

9. Нужно ли специальное ПО автору книги

Нет, достаточно стандартного набора:

  • Текстовый редактор: Open Office, MS Word.
  • Программы для редактирования заметок: One Note, Блокнот, Заметки.

Концепцию иллюстраций для книги в первом варианте я сделал обыкновенной ручкой на бумаге. Иногда писал на ходу в заметках телефона, когда ехал в транспорте.

В случае выпуска книги через самиздат итоговую верстку и набор макета можно сделать в самом конце работы над книгой, непосредственно в форме электронного макета, предоставленного сервисом.

10. Как собрать команду для проекта

Для работы над книгой, стоит подумать о следующих ролях в команде:

  • Литературный редактор. На нем не стоит экономить, потому что именно стиль изложения будет критичен для читателя при принятии решения о покупке книги.
  • Фотограф. Могут понадобиться фото автора и его рабочих процессов.
  • Иллюстратор. Графические зарисовки – частая потребность в нон-фикшн.
  • Верстальщик. Нужен, чтобы собрать итоговый макет из простыней текста.
  • Корректор и стилист. Иногда встроенный редактор в ПО работает не так как хотелось бы.

Советы, как оптимизировать роли в команде и затраты:

  • Попробуйте сами исполнить обязанности корректора, верстальщика и иллюстратора.
  • Для иллюстраций попробуйте использовать бесплатные картинки с фотостоков или прибегнуть к помощи нейросетей.
  • На роль литературного редактора возьмите специалиста с малым опытом. Им может быть знакомый выпускник профильного факультета, у которого есть пара лет опыта работы, желательно в вашей нише.

Когда набирать людей в команду?

  • Редактора – когда 80% текста написано. Раньше бессмысленно, поскольку сами вы еще с фактурой не разобрались.
  • Фотографа – в конце верстки макета, когда понятен объем требуемых иллюстраций.
  • Остальных по мере необходимости.

11. Бетаридеры: как отшлифовать текст до блеска

Отдайте макет, сверстанный на 80%, на ознакомление людям из целевой аудитории. Именно их отзывы наиболее важны.

Стоит показать книгу всем контрагентам и людям, с которыми предстоит сотрудничать для сбора обратной связи и написания отзывов.

Важен анализ замечаний основной целевой группы, которым предполагается продажа, и замечаний людей вне основной аудитории, потому что правки могут быть взаимоисключающими. Например, опытный топ-менеджер со стажем 20 лет может раскритиковать книгу из-за отсутствия глубины или нераскрытия вопросов корпоративных интриг, однако юные управленцы зачастую такими категориями и не мыслят.

12. Как издать книгу

Сравним два пути.

1. Традиционное издательство

Плюсы:

  • Охват и выкладка в физических магазинах сетей.

Минусы:

  • Высокая сумма за софинансирование издания – до 500 тыс. руб. за тираж 1 тыс. экземпляров (расценки на декабрь 2023 года).
  • Низкие роялти – отчисления с продаж для новичков
  • Невозможность контроля за структурой и содержанием книги. В частности, невозможность поставить ссылки на свои ресурсы и блок о себе.
  • Передача прав на книгу – отчуждение результата от автора.
  • Долгие сроки выпуска книги: до 6-12 месяцев. Невозможность повлиять на процесс.
  • Слабая промоподдержка. В базовый пакет сотрудничества входят скудные активности, нет заинтересованности в продвижении конкретного автора.

2. Самиздат

Плюсы:

  • Контроль за структурой книги, возможность добавить ссылки на свои ресурсы.
  • Низкая стоимость верстки и издания продукта.
  • Возможность печати издания малыми тиражами от 10-20 шт.
  • Можно продать права традиционным издательствам после выпуска книги в формате самиздата.

Минусы:

  • Нет продвижения в физических сетях книжных магазинов.

3. Другие варианты издания книги

  • Издать книгу на своих ресурсах без специальной редактуры своими силами: соцсети, блог, сайт.
  • Разместить книгу на публичных литпорталах типа proza.ru, lib.ru.
  • Предложить нишевым группам бесплатное размещение на условиях указания ссылки на ваши ресурсы.

https://www.e-xecutive.ru/management/marketing/1998295-kak-napisat-i-izdat-svou-knigu-za-12-shagov?utm_campaign=5415&utm_medium=marketing-xxi&utm_source=email