Поймите меня правильно: Даниэль хотел как лучше. Многие руководители стартапов быстро усваивают такой стиль «предпринимателя-визионера». Они видят далекую и прекрасную цель, намечают амбициозные вехи на пути к ней и предлагают единомышленникам с головой погрузиться в работу (недавние выпускники университетов, привыкшие к бессонным ночам, теперь привыкают трудиться все выходные напролет). На первом этапе жизни молодой компании это как раз очень даже годится. Молодые сотрудники вдохновляются общением с основателями стартапа, работают бок о бок с ними, встречаются на собраниях и ощущают чувство принадлежности к «закрытому клубу».Но когда стартап разрастается, поддерживать энтузиазм на былом уровне не так то просто: прямая связь между основателем и всеми членами коллектива становится уже не столь осязаемой, а то и вовсе невозможной, если открываются филиалы в других регионах. В результате молодая компания, из которой в первый два года никто и не помышлял уходить, уже на третий год своего существования вдруг теряет около 40% сотрудников.
Чтобы сохранить вовлеченность персонала на том же уровне, что и во время запуска проекта, руководителям вроде Даниэля нужно осознать простой факт: прежние методы руководства на новом этапе развития компании уже не работают. Для формирования мотивированной и преданной делу команды важнее всего внутренние стимулы: автономия («самоуправление»), компетентность (ощущение, что твои навыки и способности продолжают совершенствоваться) и «причастность» (ощущение того, что ты связан с коллегами, включен в общее дело, принадлежишь к этой группе людей).
Для того чтобы масштабирование проекта прошло успешно, Даниэлю требуется поддержка всех членов коллектива, а чтобы ее заполучить, нужно сосредоточиться на перечисленных выше аспектах и перестроиться с философии стартапа на философию перманентного роста, то есть уравновесить «подталкивающий» стиль руководства (приказывать, направлять, распределять полномочия) «притягивающим» (делегировать, сотрудничать, быть коучем): этот стиль обеспечивает большую преданность и креативность сотрудников любого возраста — и при любых размерах компании.
Вот четыре правила для руководителей и организаций при переходе от модели стартапа к модели перманентного роста.
• Слушайте. Прежде всего, вы должны из командира стать коучем, то есть больше слушать и меньше распоряжаться. Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа, слушайте внимательно (не отвлекаясь на гаджеты), смотрите собеседнику прямо в глаза и не забывайте о языке тела. Не бойтесь молчания (иногда сотруднику нужно собраться с мыслями). Многих руководителей такие советы пугают, мол, времени нет. Помните: важно не количество времени, которое вы сможете уделить для такого общения, важно его качество.
• Согласуйте цели сотрудника и всей компании. От директивной установки целей перейдите к политике взаимного интереса: пусть рост вашего стартапа обеспечит и личностный рост ваших сотрудников. Когда люди видят, что бизнес-цели непосредственно соотнесены с их профессиональным развитием, они готовы горы свернуть. Попросите сотрудников сформулировать свои цели и вместе ищите способы включить их в бизнес-планы. Например, директор по маркетингу в компании Даниэля хотела приобрести большее влияние и взяла на себя руководство временной торговой площадкой — это потребовало взаимодействия с отделами финансов, продаж и производства. Благодаря этому шагу директор по маркетингу оказалась на виду у всех членов коллектива и приобрела новый опыт и полезные навыки. Она была счастлива, потому что выросла как профессионал, да и стартапу этот проект также пошел на пользу.
• Обеспечивайте двустороннюю обратную связь. Отводите в еженедельных встречах один на один с ближайшими подчиненными время для двусторонней обратной связи («Как идут дела у вас и как идут дела у меня?»). Такой подход должен стать частью корпоративной культуры компании, а не случаться время от времени, застигая собеседника врасплох, или же слишком редко — например, раз в год при подведении итогов.
• Налаживайте коммуникации между сотрудниками. Даже маленьким компаниям пригодится опыт, который широко используют средние и крупные предприятия — например, создание группы межфункциональной поддержки. Такие внутрикорпоративные сообщества объединяют сотрудников разных отделов, которые делятся опытом, приобретенным при осуществлении прежних проектов, там проводят мозговые штурмы в поисках новаций или усовершенствований. Эти группы ломают жесткую иерархию. При такой корпоративной культуре различные отделы не сваливают вину друг на друга. Исследования показали, что наличие этих сообществ в корпорациях (American Express, Accenture, Merck) снижает текучку кадров, повышая при этом вовлеченность персонала. И стартапу стоит вести себя как крупная компания — так он быстрее станет действительно крупной компанией.
Даниэлю было нелегко научиться слушать, выделять время для мозговых штурмов с сотрудниками на два-три ранга ниже его в устоявшейся иерархии компании. Но теперь он сделался ревностным сторонником ежемесячного «слушательного тура», как он это называет, и регулярно встречается за завтраками с людьми из разных отделов фирмы. Сотрудники ценят такую возможность пообщаться с основателем, и Даниэль говорил мне, что в результате возникают свежие идеи, которые в противном случае и не появились бы.
Даниэль вместе с другими сооснователями стартапа организовали волонтерскую группу из представителей разных отделов, назвав ее КЦК («Качество, ценности, культура»). Ее члены регулярно встречаются и совместно ищут способы воплотить те или иные решения на практике. И точно так же, как Даниэль ощутил выгоду от внимательного вслушивания, его сотрудники почувствовали приток новых идей и энтузиазма от взаимодействия в группе, где все люди на равных. Глава HR-отдела разрабатывает теперь простую онлайн-анкету для руководителей, помогающую поддерживать двустороннюю связь со своими подчиненными. Она видит, что обратная связь стала уже частью корпоративной культуры компании, и теперь планирует семинары по наиболее эффективным методам ее использования.
Такие инициативы, уравновешивающие директивный стиль основателя и налаживание коммуникативных связей с людьми, могут в значительной степени удовлетворить потребность сотрудников в мотивации и личностном росте. Бизнес-лидеры, которые, как Даниэль, стремятся превратить свои стартапы в крупную компанию, должны постичь секреты сбалансированного лидерства: такой подход привлекает лучших из лучших, а не выталкивает — неожиданно для самого руководителя — за дверь в поисках более дружественной атмосферы.
Источник: http://hbr-russia.ru/management/operatsionnoe-upravlenie/p20791/#ixzz4hWCLTuD7