1. Начиная выступление, лектор сразу обозначил свою цель:
«Я буду говорить о том, как каждому из нас не просто выжить в существующей ситуации, которая сложна, быстро меняется, непредсказуема, а как быть успешным и даже процветать. Я хочу, чтобы вы вышли из этого зала сегодня через полтора часа с большими сомнениями по поводу того, что мы с вами правильно живём, что мы правильно трактуем наши мотивы, мысли, самооценку. Я хочу, чтобы вы вышли отсюда с уверенностью, что мы можем влиять на свои мысли, действия, поведение, мы можем управлять ситуацией и собой в ситуации. Мы можем не быть жертвами внешних обстоятельств, во что нам очень часто хочется играть».
2. Мы живём в мире VUCA (VUCA — это аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Чтобы описать это состояние VUCA, лектор привёл несколько цифр:
— 90% информации в мире появились за последние 2 года;
— ожидается, что средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2007 году в США, Италии, Франции и Канаде, будет 104 года;
— стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в 1 миллиард раз;
— стоимость секвенирования генома 1 человека снизилась в 100 тысяч раз;
— 75% населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не все из них имеют доступ к чистой воде;
— ещё 10 лет назад не существовало как минимум 10 профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, APP-разработчик, оператор дрона и т.д.).
Нетрудно заметить, что мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться.
«Наши исследователи в «СКОЛКОВО» проанализировали данные из сети LinkedIn и выявили 10 наиболее востребованных профессий. Важно заметить, что каждая профессия или вид деятельности здесь гибридны по своей форме: например, они подразумевают соединение нашего интеллекта с машинным. Во второй колонке 10 навыков, или компетенций, которые объединены тем, что все они относятся к soft skills, к нашим персональным навыкам, не связанным со строгими дисциплинами: ни с физикой, ни с математикой, ни с медициной и т.д. Они связаны с решением проблем, с критическим мышлением, с креативностью, с умением разрешать конфликты, управлять мультинациональной командой. Это тоже способ проверить, насколько мы соответствуем ожиданиям новой эпохи».
Школа «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив даже подготовили «Атлас новых профессий», в котором собрана информация о тех профессиях, которые исчезнут и наоборот появятся в ближайшие 10-15 лет. В своей презентации Андрей Шаронов использовал несколько фотографии, которые запомнились всем слушателям: выпускники Школы сфотографировали своих детей в образах профессий будущего. Получилось вот что.
3. Учитывая увеличение средней продолжительности жизни и более поздний выход на пенсию, а также фактор 4 технологической революции, следует понять, что теперь придётся учиться всю жизнь. Это концепция life-long learning.
Традиционная образовательная траектория однопиковая: человек получал одно высшее образование до 25 лет. Но сейчас правильно говорить о трёхпиковой модели, поскольку существует второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. И это относится не к нынешним детям, а к нам. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности, не должностей, а видов деятельности. Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь.
«Недавно я учился в INSEAD по одной небольшой программе: 3 модуля по 8-10 дней. Нас в группе было 36 человек из 16 стран. Самому старшему 61 год, это руководитель одной глобальной компании из Голландии, и по нему было видно, что это не последняя его учёба. И вообще после общения с другими студентами стало понятно, что эти люди обучаются каждый год, а каждые три года с довольно серьёзным отрывом от работы. И это часть культуры многих компаний, это необсуждаемый вопрос: это и правило, и традиция, и возможность дальнейшей социализации. Кстати, среди них были и госслужащие».
В качестве примера необходимости инвестировать время в обучение Андрей Шаронов привёл слепой метод печати: этот метод позволяет увеличить скорость печати в 3-8 раз, а освоить его можно суммарно за 3-4 часа, занимаясь по 15-20 минут в день. То есть через 9 дней начнётся экономия времени на работе с почтой или документами.
4. Большинство из нас знают, какие навыки нам нужны, многие даже пытаются их освоить, но у немногих получается. Почему? Важно понимать, как навыки формируются и закрепляются. Андрей Шаронов использовал пример с ездой на велосипеде.
- Сначала ребёнок ездить на 4-колёсном велосипеде и думает, что он умеет ездить. Это этап неосознанной некомпетентности.
- Затем ребёнок видит, что у взрослых 2 колеса, и просит снять дополнительные колёса со своего велосипеда. И после нескольких падений понимает, что он не умеет ездить. Это этап осознанной некомпетентности.
- После определённых усилий он перестаёт падать, появляется навык езды на велосипеде. Но этот процесс требует огромной концентрации, человек не может в этот момент расслабиться, порой даже разговаривать Это этап осознанной компетентности.
- Регулярное применение навыка приводит к тому, что человек может не держать руки на руле, разговаривать по телефону и т.д. Это этап подсознательной компетентности.
«Далеко не все навыки нам нужны на уровне подсознательной компетентности. Часто можно остановиться на третьем этапе, мы же не должны уметь делать всё одинаково прекрасно. Но если мы понимаем, что какой-то навык нам нужен, то необходимо тратить время, прилагать усилия, чтобы сначала достигнуть некоего среднего уровня, а затем перевести его в зону неосознанной компетентности».
5. Обучение — это инвестиция, мы тратим время, внимание и деньги. Поэтому мы должны чётко понимать, что получим на выходе после процесса обучения. По мнению лектора, есть три самых важных результата обучения. «Если их нет, то смею предположить, что это обучение не полноценное», — сказал Андрей Шаронов. Итак, это:
- знания, навыки, компетенции;
- «среда», социальный капитал, контакты (выпускники американских бизнес-школ считают именно этот результат самым важным, а не знания);
- персональная трансформация и воодушевление.
«Важный компонент, который всё равно нужно искать, это персональная трансформация и воодушевление. Если вы получили знания и навыки, замечательную среду и связи, но после этого ваше поведение не поменялось, вы не обучились. Вы не обучились! Любое обучение должно приводить к тому, что вы трансформируете своё поведение, вы меняетесь. Но и это не всё. Важно получить воодушевление, вам почему-то должно захотеться поменять не только себя, но и своё окружение. Вам должно быть нескучно, интересно. Это очень важно, задумывайтесь об этих результатах обучения всякий раз, когда платите деньги и/или тратите время на учёбу».
«Также присутствуют некие позитивные экстерналии, как говорят экономисты, которые должны возникать как новые качества. Это спорт, новые привычки, энергия, новые смыслы и обязательная трансляция на компанию».
6. Что же делать, чтобы осуществить эту персональную трансформацию? CEO можно воспринимать не только как Chief Executive Officer (главный исполнительный директор), но и как Chief Energy Officer, т.е. главное должностное лицо по энергетике компании, это лидер, который заставляет нас быть живыми, заинтересованными, неравнодушными. Поэтому глава компании, города или области — это люди, которые отвечают за энергетику всего сообщества.
Тони Шварц выделяет 4 типа энергии:
- физическая (это запас «топлива», чтобы двигаться, думать и т.д.);
- эмоциональная (это качество топлива, это позитивная энергия созидания или негативная энергия разрушения);
- ментальная (это наш фокус, сосредоточение на проблеме, насколько мы здесь и сейчас, примерно 65% времени человек мысленно отсутствует в том процессе, в котором внешне он участвует);
- духовная (это самое важное, это цель, зачем всё это? ради чего мы живём и работаем?).
«Существует устойчивое заблуждение, что идеальный работник похож либо на компьютер, либо на конвейер. Это символы 2 и 3 промышленных революций, это символы ХХ века. Поэтому многие работодатели хотели бы, чтобы сотрудники пахали как компьютеры. Это полная глупость! Человек принципиально другой. Человек живёт циклами: подъём – спуск – восстановление. Если вы считаете, что хорош тот сотрудник, который работает по 8 часов не вставая, то задумайтесь над его эффективностью! Насколько больше он мог бы сделать, если бы вы давали ему возможность отдохнуть, отвлечься на другой вид активности, просто закрыть глаза на 5-10 минут».
Вот здесь-то и важны сон, еда, спорт.
7. Несколько правил (советов) по изменению себя (своей жизни).
1) Первые 90 минут после пробуждения самые продуктивные и результативные, психическая энергия самая высокая. Не назначайте бессмысленные совещания, занимайтесь самым важным и дайте возможность другими заниматься самым важным.
2) Проверяйте электронную почту 2-3 раза в день, а не бросайте все дела, как только услышите оповещение о входящем письме. Психологи выделяют 4 основные причины такого поведения:
- мне пишут, значит, я кому-то нужен;
- порция дофамина (мозг «ставит галочку», что ответив на письмо, вы сделали дело, даже если ответ состоял из двух букв — ОК);
- боязнь накопления (не отвечу сейчас, к вечеру будет кипа писем);
- подсознательный поиск повода отвлечься от важного, это форма прокрастинации.
3) Мультизадачности не существует. «Неправильно сравнивать мозг человека с компьютером, но если это сделать, то у человека малая оперативная память и всего один процессор. В каждый конкретный момент вы делаете всего одно дело. Переключаясь между делами, вы тратите время и ресурсы на «подгружение» данных. Если вы сидите и глубоко погрузились в какой-то текст, а потом подняли глаза на работающий телевизор хотя бы на 5 секунд, то вам понадобится от 5 до 25 минут, чтобы вновь погрузиться в текст на прежний уровень. Это цена переключения внимания. Вся мультизадачность — это обманчивая штука, нужно отказываться от соблазнов и читать без ТВ, например».
4) Важное VS срочное. Нужно разделять важное и срочное. Если браться за срочное, то на важное не хватит времени, сил и т.д. Придя на работу, сначала занимайтесь важным, пока есть силы. Сначала будет завал со срочным, но постепенно ситуация выправится.
5) Правило «1 meeting».
«Когда вы общаетесь с человеком и краем глаза смотрите на мобильный телефон, вы даёте ему очень сильный сигнал: ты не достоин всего моего внимания. Именно так может, а по большому счёту, и должен воспринимать ваше отвлечение на мобильный ваш собеседник. Вот подумайте, хотели бы вы этого, общаясь с начальником, коллегой, партнёром, студентом?»
6) Ритуалы/нервная энергия
«Почему человек очень тяжело усваивает новые навыки? Ответ достаточно простой: новые ритуалы требуют, во-первых, отказа от старых ритуалов, привычек. Это очень сложно. Например, в тех видах спорта, где важна техника (футбол, теннис и т.д.), тренеры гораздо охотнее работают с теми, у кого вообще никаких навыков нет, чем с теми, у кого неправильные устоявшиеся навыки.
Во-вторых, у нас единый запас нервной энергии. Её можно тратить на то, чтобы выучить английский, или на то, чтобы бороться с желанием съесть шоколадку. Поэтому нельзя принимать сразу 10 вызовов, не справитесь, проиграете.
Но есть ритуалы, которые могут помогать нам привыкать к новому поведению с меньшими энергозатратами. Например, коллективный поход в спортзал, обещание перед кем-то и т.д. Пусть ваш вызов будет не только вашим делом».
7) Рефлексия / усвоение / присвоение
Андрей Шаронов несколько раз говорил, что обучение — это не только сидение за партой. Очень важным инструментом и формой обучения является рефлексия. В качестве примера он привёл задание, которое выполнял во время обучения в бизнес-школе INSEAD: один из преподавателей начинал занятие с того, что просил каждого студента в течение 5 минут записать 5-6 вещей, которые тот понял или сделал накануне. Потом в течение 5 минут шло обсуждение в малых группах из 6 человек. А затем каждая группа озвучивала по 2-3 тезиса, чтобы не повторяться с остальными.
«В итоге за 15-20 минут у меня в тетради появлялось 10-12 пунктов того, что я сделал или не сделал (о чём жалел). Иногда результат выглядит довольно банально, но иногда ты сталкиваешься с какими-то «осенениями». Ты вдруг понимаешь, что вот эта вещь очень важна, она важна не только сегодня, но в целом для работы или по жизни. Ты начинаешь мысленно примерять это открытие на себя, на свою жизнь, переформулируешь это открытие под себя, происходит присвоение информации».
8) Экстернализация мышления. Это важная техника использования доски или бумаги во время мыслительного процесса. Поскольку у человека очень небольшая оперативная память, то когда вы раздумываете над проблемой и у вас появляется какая-то мысль, сразу запишите ей ещё до этапа оценки. Это одно из правил проведения мозгового штурма.
8. По большому счёту, Андрей Шаронов призывал всех быть более осознанными. Это означает, например, не перекладывать ответственность за свою жизнь на кого-то или на обстоятельства. В частности, он ссылался на книгу «Busy», которая ещё не переведена на русский язык (вероятно, речь об этой книге).
«Наша хроническая занятость — это наша трусость. Это наша трусость, когда мы себе боимся признаться, что мы занимаемся всем и много, потому что боимся заняться важным. Мы много занимаемся срочным, и это грустно.
Но вы управляете собой в этой ситуации: вы принимаете решение, будете этим заниматься или нет. Иногда ответ НЕТ означает, что придётся уволиться с работы. Но если в определённый момент я понимал, что я не хочу больше этим заниматься несмотря на погоны, доходы и признание, я уходил. Так случилось, например, с мэрией Москвы».
9. Спорт, спорт и ещё раз спорт. Андрей Шаронов заверил аудиторию, что всю жизнь занимается спортом. Сначала это был футбол, потом теннис. Сейчас же он любит бег на длинные дистанции, за его спиной несколько полумарафонов и даже марафонов.
«Почему я коснулся темы спорта, темы физической кондиции, темы ощущений себя. Когда я говорю, в том числе со своими друзьями, о спорте, они начинают меня жалеть: худой, не могу себе позволить выпить лишнего или съесть чего-нибудь. Я вдруг понял, что они рассматривают эту ситуацию исключительно как набор лишений, что я сам, вот такой дурак, взял и лишил себя кучи земных радостей. Я начал думать, правда это или нет. Я нашёл ответ: я поменял радости! И мне кажется, что те радости, которые я получаю от сегодняшнего образа жизни, меня привлекают больше, чем те, которые были раньше».
В качестве иллюстрации к теме спорта Андрей Шаронов привёл пример своих коллег Виктора Малахова и Валерии Меркуловой. Виктор, например, весил 143 кг, но начал тренироваться и через 2,5 года преодолел дистанцию IronMen: 3,8 км плаванием, 180 км на велосипеде и 42,2 км бег (без остановки!).
Виды спорта, которые требуют терпения, выдержки, помогают не только физической кондиции, но и помогают накапливать и воспитывать психическую энергию. Это очень похоже на медитацию и эффект отложенной радости.
«В одном американском университете провели очень длинное исследование: они начали изучать группу детей с детского сада, а потом довели их до 50-летнего возраста. Исследовали феномен отложенной радости: либо яблоко сейчас, либо 2 яблока после упражнения. Оказалось, это фундаментальная вещь: те люди, у которых развит навык отложенной радости, они могут отказаться от радости сейчас ради большей радости завтра или ещё большей послезавтра ( я сейчас не говорю, что все радости будут в загробном мире, это другая крайность), все эти люди оказались гораздо успешнее тех, кто хочет всего здесь и сейчас. Эффект отложенной радости создавал гораздо более успешных людей. И в этом смысле психическую энергию тоже можно воспитывать. Как раз марафон — один из способов воспитания вашей психической энергии.
Психическая энергия универсальна, если у вас есть терпение пробежать какую-то дистанцию, когда никто сзади вас не гонит, то вам проще выучить ещё один иностранный язык, получить третье образование или сделать много других важных вещей, которые связаны с персональной трансформацией и с затратами психической энергии».
10. В заключении Андрей Шаронов рассказал о Бронни Вэр, медсестре из Австралии, которая в течение нескольких лет заботилась о пациентах в последние 12 недель их жизни. Она записывала их предсмертные откровения в своём блоге, а потом написала книгу под названием «The Top Five Regrets of the Dying» («Пять главных сожалений умирающих»). Лектор привёл эти 5 сожалений.
Подготовил Максим Гревцев
https://www.kantiana.ru