Мониторинг лояльности клиентов может работать на благо бизнеса. Как правильно его проводить, чтобы он отражал степень доверия к компании и был инструментом для сохранения действующих клиентов?
На этот вопрос ответим в статье. Для этого:
- разберем традиционный (классический) метод проведения мониторинга: плюсы и ограниченность;
- определим, когда задавать вопрос об удовлетворенности: в конце или в начале;
- расскажем, как довести опрос до ума: 7 советов для эффективного исследования лояльности;
Итак, начнём.
Традиционный метод. Опрос для оценки NPS
Сначала определение:
Алгоритм проведения:
- Потребителям задают вопрос об удовлетворенности: «Какова вероятность того, что вы порекомендуете компанию/товар/услугу друзьям и коллегам?».
- Респонденты выбирают ответ по 10-балльной шкале (0 – «Ни в коем случае не буду рекомендовать», 10 — «Обязательно порекомендую»).
- На основе поставленных баллов потребителей разделяют на 3 группы:
- Рассчитывается индекс Net Promoter Score:
Например, по результатам опроса: 56% – промоутеры, 24% – нейтралы, 20% – критики. NPS = 56 – 20 = 36%.
С принципом проведения опроса разобрались. Теперь поговорим о его плюсах и минусах.
Применимость и ограниченность классического метода
Индекс Net Promoter Score применяют:
- для сравнения компании с конкурентами на рынке. Если ваш индекс 20%, а у конкурента 60%, вывод очевиден – вы отстаете;
- измерения эффективности нововведений, сравнения работы отделов и в качестве среза по итогам проделанной работы. Индекс помогает понять правильность выбранного направления работы (на конкретные недоработки он не указывает);
- выявления доходности компании. Есть мнение, что показатель NPS связан с уровнем дохода компании. Если организация использует индекс как базовый показатель и стремится к его повышению, доход компании будет повышаться.
Все это абстрактно: никакой конкретики, выводов. Только оценка на уровне «хорошо-плохо». В этом и есть ограниченность традиционного метода проведения опроса.
Что нужно улучшать, если NPS твоей компании равен 20%? Чем ты хуже конкурентов? Чем довольны/не довольны клиенты? Какая структура сработала на отлично, а где нужно наладить процессы?
Но сначала разберем важный момент. Когда задавать вопрос об удовлетворенности? В начале или в конце опроса? Мы считаем, что его место в анкете напрямую влияет на результат опроса.
Вопрос об удовлетворенности: задать в конце нельзя в начале
На эту тему масса дискуссий. Но наш опыт показывает: двух мнений быть не может. Только в начале беседы с клиентом. Почему так?
Рассмотрим оба варианта.
Вопрос в конце опроса.
Интервьюер получит объективный и полный ответ от клиента. А собеседник заново проживёт все этапы общения с компанией (придется отвечать на предыдущие вопросы анкеты).
Минус: риск не узнать, что сыграло первостепенную роль в формировании мнения клиента.
Например:
Недостатки подхода:
- Сложный процесс обработки данных. Нельзя отследить степень влияния отдельных факторов на решение клиента. Что в приоритете? Работа аккаунта или время внесения доработок? А может, и то и другое?
- Клиент – заложник своих ответов. В начале опроса он указал на недостатки в работе компании. Чтобы не противоречить себе, рекомендовать её не станет. Хотя в целом доволен сотрудничеством: недочётов мало.
- Можно вызвать негатив. Клиент отвечает на вопросы, указывает недостатки и достоинства компании. А в конце его снова просят объяснить решение. Никому не понравится сто раз повторять одно и то же: «Я же вам уже говорил!».
Вопрос в начале опроса.
Тут картина совсем другая.
Например:
Вывод: претензии к работе компании не критичны. Клиент готов ее рекомендовать. Он ставит оценку без учета своих ответов на вопросы анкеты. Мнение клиента объективно. Он озвучивает первое, что приходит в голову: «Хочу ли я рекомендовать? Да». Время общения с аккаунтом не влияет на решение. Впечатление о сотрудничестве положительное.
Или такой пример:
Вывод:
- Клиент сам обозначает барьер лояльности, из-за которого не может рекомендовать компанию («Не рекомендую, потому что меня не устраивает работа менеджера»).
- Процесс обработки данных опроса облегчается. Улучшите работу менеджера – и в следующем опросе клиент станет «промоутером».
- Исключается риск вызвать негатив. Оценка NPS помогает выстроить общение с клиентом максимально удобно для него и для компании. Компания получает необходимые данные, а клиенту не нужно повторять ответы несколько раз.
Далее обсудим другие способы улучшить опрос.
7 советов для эффективного исследования
Наряду с оценкой клиентского сервиса внутри компании мы оцениваем качество со стороны клиента. Такой опрос удовлетворенности позволяет определить степень лояльности потребителей и отражает полную картину деятельности компании. Как заставить опрос для оценки NPS «работать» на вас? Достаточно пройти 7 шагов.
1. Задавайте больше вопросов
При мониторинге потребительской лояльности узнавайте больше. Не только индекс NPS. Даже если 100% опрошенных готовы вас рекомендовать, ограничиваться таким результатом не стоит. Копайте глубже. Важно понять истинные драйверы лояльности клиентов. Тогда вы сможете масштабировать успешные решения.
Возможность общения с клиентом – способ выявления реальных причин, влияющих на желание рекомендовать вас. Больше вопросов – больше информации:
- Составьте анкету опроса с учетом потребностей вашей компании. Заранее решите, о работе какого отдела/подразделения/структуры нужно получить обратную связь.
- Используйте развернутую анкету. Развивайте беседу с учетом контекста и узнайте мнение клиентов обо всех этапах сотрудничества: работа менеджера, отдела копирайтинга, документооборот, результаты работы, внесённые доработки и т. д.
- Выбирайте значимые направления работы и задавайте по каждому один основной и ряд уточняющих вопросов.
Рассмотрим на примере:
Благодаря расширенной анкете вы соберете полную информацию по клиенту.
Важный момент: клиент может дать оценку только того подразделения, с работой которого он сталкивается. Например, покупатель магазина контактирует с консультантом в зале. Он не охарактеризует объективно работу старшего продавца. Поэтому тщательно подходите к составлению анкеты и выбору целевой аудитории для опроса.
2. Развивайте анкету для опроса
Тестируйте анкету. Вносите изменения. Добавляйте новые вопросы. Она должна отвечать вашим потребностям и потребностям клиента.
Регулярная «настройка» анкеты позволит получать ответы на вопросы, возникающие в процессе работы.
Например:
3. Готовьтесь к опросу заранее
Как выстроить максимально эффективный диалог? Как задать правильные уточняющие вопросы и дать нужные пояснения? Предварительно «изучите» клиента.
Перед опросом узнайте о существующих договоренностях, пожеланиях клиента, определите степень его лояльности.
В Ingate менеджер контроля качества заранее обсуждает ситуацию по клиенту с аккаунтом. Это позволяет получить более достоверную и объективную информацию.
4. Реагируйте быстро
При проведении опроса в тот же день перенаправляйте звонки (обратную связь от клиента) руководителям отделов и персональным менеджерам. Это позволит оперативно начать работу с негативом и с положительным отзывом:
Проводите мониторинг удовлетворенности раз в квартал. Этого времени достаточно для максимально оперативного реагирования на отзывы клиентов и внесения доработок.
Скорость реакции на отзыв влияет на отношение клиента к компании и желание рекомендовать бренд. Клиент понимает: «со мной работают», «мое мнение не осталось незамеченным».
5. Обрабатывайте обратную связь
Придавайте огласке результаты опроса и транслируйте их на всю компанию.
На выходе готовьте срез по каждому подразделению/отделу/сотруднику:
Как результат – ответственные за подразделения менеджеры принимают решения как точечно, так и на системном уровне.
Обрабатывайте обратную связь по продуктам/услугам, сотрудникам, структурам или даже отдельным тематикам бизнеса.
6. Составляйте план доработок и контролируйте его исполнение
По итогам мониторинга зафиксируйте перечень изменений по каждому подразделению и составьте список решений по улучшению клиентского сервиса.
Донесите план до сотрудников, выполняющих доработки. Контролируйте исполнение назначенных мер (вплоть до проведения следующего опроса).
Перед телефонным разговором с клиентом четко имейте представление:
- что сделано;
- что еще в работе;
- на что отведенного времени было недостаточно.
7. Анализируйте результаты
Составьте отчет со всеми доработками. Как они отразились на работе отдела, структуры и компании в целом? Кто справился? Кто не достиг поставленной цели?
Основная задача анализа результатов – определение влияния внесенных изменений на показатель NPS компании:
- сколько клиентов ушло;
- сколько удалось удержать;
- кто из них сменил «статус» в исследовании – в прошлом квартале был «нейтралом», а теперь стал «промоутером».
Повторим их еще раз:
-
- Не ограничивайтесь только вопросом про NPS;
- Совершенствуйте анкету от опроса к опросу;
- Изучайте клиента перед опросом;
- Скорость реакции – залог успеха;
- Транслируйте обратную связь от клиента на всю компанию;
- Составляйте план доработок и контролируйте его исполнение;
Анализируйте результаты, делайте выводы.
http://www.marketing.spb.ru