Екатерина Кононова, генеральный директор лаборатории личного брендинга BAKE Pro, продолжает на Rusbase серию материалов о брендинге известных личностей, в рамках которой рассказывает о том, какие ролевые модели использовали и используют в своей работе успешные предприниматели.
В первом материале речь шла об иконе личного брендинга – Стиве Джобсе. А сегодня поговорим о кумире молодежи – Павле Дурове.
Молодыми миллионерами, которые со студенческой скамьи познали, что такое бизнес и первые большие деньги, сегодня мало кого удивишь. Мы живем в новой России, где есть масса возможностей для предпринимательства, пусть и слегка хаотичного и неравномерного. Примеров достижения высоких результатов в очень раннем возрасте масса. Но фигура Павла Дурова выделяется среди новой бизнес-молодежи.
Он сам считает своим кумиром Стива Джобса и в их персональных образах и подходах к личному бренду есть определенное сходство. Павел — молодая версия Джобса, который мог бы родиться в России и жить в наше время. И фигура молодого предпринимателя столь же противоречива и сложна.
Тип предпринимателя
С самого начала Павел Дуров кинул вызов обществу и власти, создав социальную сеть, явно скопированную с популярного западного аналога, но наводненную пиратским контентом и относительной свободой самовыражения. Думаю, это был спланированный ход. У нас любят тех, кто не вписывается в систему, вырывается из нее, ломает. Так случилось и здесь.
Владелец «ВКонтакте» участвовал в массе скандалов, связанных с нежеланием закрывать сообщества, направленные на борьбу с действующей властью, убирать порно из контента и нелегальные аудиозаписи. Все это вызвало всплеск обвинений и восторга, причем было непонятно, чего в итоге больше.
Его поддержала молодежь, люди, которым очень не хватало тогда настоящего героя, «русского Цукерберга», который плюнул в лицо не просто социальной системе, а государственному строю.
Сильные качества
Павел Дуров — пример того, как можно повернуть бренд с позиции «молодой неопытный бизнесмен-выскочка» в «символа оппозиции и современной молодежи». Этот герой с самого начала своей карьеры четко понимал, что за его спиной — новое поколение, амбициозное и противоречивое. Он стал своеобразной обложкой, олицетворяя собой свободу и неподчинение системе.
«ВКонтакте» — скандальная социальная сеть, породившая тонны пиратского контента и представляющая собой площадку, где возможно получить любой контент совершенно бесплатно. До сих пор она вызывает зависть и негодование у мировой общественности.
Это было поле боя молодого бизнесмена, его мир, где возможно все, и он с присущей смелостью пригласил в него каждого жителя страны. Более 10 лет этот продукт остается №1 среди социальных сетей в России, несмотря на давно раскрученный Facebook.
Несколько лет назад Павел Дуров официально заявил о продаже ВКонтакте и отъездом за границу, где он проживает сейчас. Он объяснил это тем, что не желает работать под влиянием государства, а в России иначе бизнес не построишь. Сегодня он олицетворяет оппозицию, остро высказывается по поводу действующих порядков и устоев, откровенно ругает власть и плодит один скандал за другим. Telegram — своеобразный вызов системе, делающий фигуру Дурова почти революционной.
Уязвимости
Миллионера ненавидят тысячи людей в интернете, благодаря его несдержанности по отношению к своим высказываниям. Как создатель одной из самых скандальных площадок рунета, Павел должен соответствовать.
9 Мая в Твиттере героя молодежи появилось сообщение: «Народ гуляет. Еще бы — 67 лет назад Сталин отстоял у Гитлера право репрессировать население СССР». Это вызвало волну возмущений и даже угроз.
Далее следовали неосторожные высказывания о мусульманах, действующей власти. Вишенкой на торте стало создание Telegram и заявление, что мессенджер полностью свободен от контроля со стороны любых спецслужб. И опять скандал. Молодой миллионер активно поддерживает свой статус, пичкая социальные сети новыми историями и заставляя многомиллионных подписчиков сталкиваться на просторах интернета.
Лучшие PR-ходы
1. Резиденция Дурова
Павел Дуров — икона молодежи, негласный лидер мнений, прочно сохранившая статус парня, от которого можно ожидать любой выходки. И это подогревает интерес. В Санкт-Петербурге Дом Зингера называют не иначе как «резиденцией Дурова». Историческое здание в один момент превратилось в часть бренда. Говорят, этот факт даже в городских экскурсиях озвучивают.
Из окон своей резиденции Павел разбрасывал пятитысячные купюры во время дня города, чем вызвал драки и давку внизу.
Молодой человек оправдывался потом, что просто хотел поддержать атмосферу общего веселья, но быстро увидел, на что способна человеческая природа из-за наживы. И опять взрыв негодования и радостные возгласы молодых людей, узревших в эксцентричном человеке кумира свободы и неподчинения системе. Бренд набирал обороты.
2. Пожертвование Вики
Скандалист и весельчак Павел отличается большой щедростью, за что часто попадает в опалу у бизнесменов. Якобы деньги легко пришли, вот он ими и раскидывается безрассудно.
В 2012 году на конференции Digital Life Design (DLD) создатель «ВКонтакте» публично заявил о том, что жертвует 1 миллион долларов на развитие ресурса Википедия.
И снова злые языки усмотрели здесь незрелость и излишнюю импульсивность молодого человека. И снова это вызвало целый шквал публикаций и комментариев. До сих пор непонятно, были ли эти поступки тщательно спланированной стратегией или спонтанным порывом.
С точки зрения личного бренда, подобный пиар лишь поддерживает статус бунтаря и человека, который легко расстается с деньгами. Всем также известно, что бизнесмен долгое время жил в офисе, ездил на метро и всячески отказывался от брендов и роскоши.
Чему стоит поучиться:
- Не бояться создавать новые оригинальные вещи. ВКонтакте бизнесмен собрал всего за месяц в 2006 году и она сразу показала стабильный рост.
- Идти против системы. Сам Павел утверждает, что всегда прислушивался только к своей интуиции, а когда начинал спрашивать совета у старших только терял время.
- Быть принципиальным и непоколебимым в своих убеждениях.
- Рисковать. ВКонтакте и Телеграмм изначально были просто тестовыми программами, где Павел делал все сам: от графики до кодов.
- Уметь расставаться с проектами, чтобы очистить пространство для новых.
- Нет препятствий, которые нельзя преодолеть.
Интересно наблюдать, как из милого парня Дуров вырос в настоящего лидера мнений, человека, которого считают олицетворением новой России. И он ушел дальше бизнеса. Павел не просто показал молодежи, что возможно заработать миллион на идее, но и поменять систему.
Эта история еще не закончилась и тем она привлекательнее: в ближайшие годы мы будем следить за тем, как меняется бренд Дурова и куда приведет бунтаря новый виток проектов и скандалов.
https://rb.ru