Как часто вам приходилось откладывать что-то приятное (например, путешествие или какое-то другое удовольствие) из-за того, что вам казалось, что у вас слишком много работы и сначала ее необходимо закончить?

Моя лаборатория проводит опросы среди людей из разных слоев общества, выясняя, что они предпочитают делать сначала: работать или отдыхать. Вновь и вновь мы слышим один и тот же ответ: разумеется, нельзя просто взять и пойти развлекаться, если работа не сделана. Делу время, потехе час.

Такое решение кажется интуитивно верным. Никто не хочет портить приятное времяпрепровождение переживаниями из-за списка невыполненных дел или чувством вины за незаслуженный отдых. Вот почему мы скорее запланируем путешествие на выходные после важного дедлайна, а не до него. Мы бережем награду до момента, когда действительно ее заслуживаем, надеясь, что в таком случае сможем по-настоящему хорошо отдохнуть.

Но права ли наша интуиция? Недавно моя лаборатория провела серию экспериментов, чтобы выяснить, что чувствуют люди, отдыхая до работы. Мы обнаружили, что все не так плохо, как кажется. Результаты нашего исследования опубликованы в журнале «Psychological Science».

В нашем первом эксперименте мы пригласили поучаствовать 181 посетителя чикагского Музея науки и промышленности. Все участники — работающие взрослые разных профессий. Мы предложили им выполнить два типа заданий. Первое — ряд сложных тестов на когнитивные способности, второе — забавная игра на iPad, в которой можно создавать и слушать музыку.

Мы случайным образом распределили порядок выполнения задач для участников. Одни из них играли после того, как успешно прошли когнитивные тесты. Другие же должны были играть перед тем, как взяться за сложное задание. Перед началом игры участники должны были предсказать, насколько это будет приятно по шкале от – 5 до + 5. А после игры они оценивали, насколько им действительно это понравилось.

Каковы же были результаты? Участники думали, что последовательность задач будет играть большую роль. Люди, которые сначала играли в игру, ожидали от нее гораздо меньшего удовольствия, чем те, кто сначала выполнял тест. На самом же деле, порядок вовсе не имел значения. Реальный уровень удовольствия оказался одинаково высоким в обеих группах. Участники, которые играли до прохождения сложного теста, тоже прекрасно провели время.

Мы подтвердили этот результат, проведя повторный эксперимент. Мы создали импровизированный «спа-салон» в нашей лаборатории: поставили массажное кресло и ванну для ног. Затем мы предложили 259 вечно занятым студентам Чикагского университета посетить наш «салон» после окончания напряженного периода экзаменов в середине семестра или, наоборот, перед началом экзаменов. (К нам пришло приблизительно одинаковое количество студентов и до, и после сессии, группы были близки по возрасту, полу и другим характеристикам). Участники прогнозировали свое удовольствие до посещения «спа» и ставили реальную оценку после.

Студенты, пришедшие к нам до сессии, ожидали, что получат меньше удовольствия из-за предстоящих экзаменов. В действительности же в нашем «спа» им понравилось не меньше, чем тем, кто посетил его после экзаменов. Интуиция снова подвела.

Почему мы думаем, что отдых до работы не будет таким же приятным, как после нее? Ответ связан с нашими представлениями о том, что нас отвлекает. В эксперименте со спа мы также просили студентов предположить, какой процент времени мысли об экзаменах будут отвлекать их и мешать получать удовольствие. Затем после всех спа-процедур участники указывали, как долго они в действительности думали об экзаменах. Студенты предполагали, что мысли о несданных экзаменах будут их сильно отвлекать и отнимут почти 40% их времени. Но их предположения не подтвердились. На самом деле они думали об экзаменах меньше 20% времени. Большую же часть времени они получали удовольствие.

В последнем эксперименте мы попытались научить людей ценить эффект от отдыха до работы. Мы пригласили в лабораторию 332 студентов и предложили им два задания. Одно из них называлось «Когнитивный марафон» и состояло из серии тяжелых, вызывающих стресс задач (например, задачи на время, похожей на сборку кубика Рубика). Второе мы позиционировали как награду за пройденный марафон, оно заключалось в просмотре забавных видеороликов и легком перекусе. Мы сказали всем участникам, что сначала они должны выполнить задание-награду. Все они были уверены, что дальше их ждет «Когнитивный марафон», но на самом деле мы не стали их мучать. Нашей главной целью было определить, насколько участники наслаждались наградой, которую они «не заслужили» выполнением сложных задач.

Случайным образом мы разделили участников на три группы. Участники первой выполняли задание-награду и оценивали, насколько оно было приятным. Как и в наших предыдущих экспериментах, они не переживали из-за предстоящей работы и ставили очень высокие оценки. Эти оценки мы использовали в качестве контрольного значения для двух других групп: их мы попросили угадать уровень удовольствия, которое получили участники из первой группы.

Участники второй группы выставляли прогнозы наугад, без дополнительной информации. Они существенно недооценивали реальное удовольствие людей из первой группы. Как и в предыдущих экспериментах, они предполагали, что награда будет значительно менее приятной, чем она в действительности была.

Участники третьей группы тоже высказывали свои предположения, но перед этим они отвечали на серию наводящих, детализирующих вопросов, которые напоминали им о «всепоглощающей» силе развлечений. К примеру, один из вопросов звучал так: «Подумайте о вкусовых ощущениях, которые вы испытываете, когда жуете что-то вкусное. Допустим, это длится 10 секунд. Что вы чувствуете каждую секунду?» Затем участники видели 10 пустых линий, каждая из которых соответствовала одной секунде, и должны были записать, что они могли бы думать и чувствовать во время представленного опыта. (Участники записывали такие фразы, как «Просто смакую» или «Просто расслабляюсь и наслаждаюсь»). Это упражнение должно было помочь участникам получать удовольствие от вкусовых ощущений независимо от отвлекающих факторов.

Именно так и получилось. После ответа на детализирующие вопросы участники точнее предсказывали уровень удовольствия людей из первой группы. Разбив процесс отдыха на секундные отрезки, участники смогли лучше оценить чувства, которые мы с ним ассоциируем: удовольствие, воодушевление, возбуждение и расслабление.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что, возможно, мы слишком сильно переживаем и слишком много работаем ради будущих наград, которые могут принести не меньшее удовольствие и в настоящем. Нам не понаслышке знакома концепция отложенного вознаграждения. Американцы работают дольше и берут меньше отпусков, чем работники из любой другой промышленно развитой страны. Большинство из них недовольны своим балансом работы и личной жизни, проводят оплачиваемые отпуска в офисе и хотят уделять больше времени развлечениям.

И это проблема, потому что, помимо всего прочего, отдых позитивно сказывается на нашей рабочей деятельности. Люди часто начинают лучше работать и получают большее удовлетворение от своей деятельности после того, как хорошо отдохнут. Удовольствие от работы также помогает придерживаться долгосрочных целей. Если люди интуитивно ставят досуг на последнее место — а несделанная работа найдется всегда — они не смогут воспользоваться положительным эффектом отдыха. В итоге они сталкиваются с выгоранием или чувствуют неудовлетворенность. Продолжая постоянно откладывать приятное времяпрепровождение до «подходящего момента», мы рискуем обнаружить, что такой момент не наступит никогда.

Трудно спорить с собственной интуицией. Но вы можете распределить работу и досуг таким образом, чтобы получать больше удовольствия от жизни уже сейчас. Вот три шага.

1. Спросите себя, почему вы не решаетесь сделать что-то приятное или наградить себя. Если вы думаете, что это отвлечет вас от работы, вы можете быть правы. Некоторые виды досуга действительно снижают нашу работоспособность: мало кто посоветует вам отмечать пивом пятикилометровый марафон непосредственно перед ним. Но если вы думаете, что работа испортит вам удовольствие от отдыха, а награда будет приятнее, если подождать, вы ошибаетесь. Это не значит, что принцип отложенного вознаграждения не оправдывает себя. В конце концов, даже в наших экспериментах досуг после работы был таким же приятным ровно в той степени, в какой люди этого ожидали. Но отдых до работы может приносить не меньшее удовлетворение.

2. Вообразите приятное времяпрепровождение в подробностях. Закройте глаза и представьте его, секунду за секундой. Люди, которые умеют принимать правильные решения, часто отводят время точному, конкретному и направленному визуальному мышлению. Но большинство из нас редко этим занимается. Вспомните наш эксперимент с «детализацией», когда люди просто записывали, какими могли бы быть их ощущения. Это действие позволило им точнее предсказать ценность отдыха. Если вы не решаетесь сделать перерыв в работе, пока не закончите с особенно важным проектом, составьте список вещей, которые вы хотели бы сделать во время отпуска. Это напомнит вам об иммерсивном эффекте отдыха. Скорее всего, мысли о работе не помешают вашему приятному времяпрепровождению.

3. Начните ставить отдых на первое место, когда ставки невысоки. Сходите развеяться (например, посетите спа-салон), когда часть работы еще не сделана. Обращайте внимание на то, о чем вы думаете в каждый момент времени, а также на свои ощущения от работы по возвращении. Самый эффективный способ избавиться от предубеждений — опробовать такой подход на себе. К сожалению, наша интуиция подсказывает нам, что отдыхать до завершения работы не нужно, и мешает понять, каково же это на самом деле. Небольшой эксперимент станет полезным и ярким напоминанием. Он пригодится в дальнейшем, когда вы будете распределять время между работой и отдыхом.

Может показаться, что позволить себе веселье — целая проблема, но это не так. Вы можете ждать «подходящего времени», чтобы насладиться чем-то приятным, а можете не откладывать такие задачи на потом. В любом случае вы получите удовольствие, и это главное.

Об авторе. Эд О’Брайен, профессор школы бизнеса имени Бута при Чикагском университете

Источник: http://hbr-russia.ru/karera/upravlenie-vremenem/p22761/#ixzz4tmav4RWP