Нужен волшебный способ

Эх! Если бы была универсальная методика, которая давала бы возможность точно предсказать как человек будет вести себя на работе! Вот было бы счастье работодателям!

А лучше, универсальный индикатор. Поднес его к человеку и загорается лампочка. Зеленая – бери на работу. Красная – выгоняй сразу.

Что имеем, то имеем

Конечно, некоторые методы есть. Например, ассессмент-центр. Однако, процедура дорогая. И далеко не каждая компания может позволить себе ее применить. Да и к тому же, некоторая, пусть и небольшая вероятность того, что человек сумеет изобразить на оценочной процедуре кого-то другого, а не себя самого, все-таки, существует.

Вообще, главная беда с методиками определения качества людей, заключается в том, что фактически и ассессмент-центр, и психологическое тестирование, и многие другие методы измеряют не реальное положение дел, а потенциал человека. А потенциал, как известно, может и не реализоваться. Ведь на качество работы влияет множество факторов.

«Контракт» сотрудника и организации

Иногда качество человека в организации определяется теми условиями, в которые он поставлен изначально. Системой правил и «контрактом», который заключил человек, когда брался за выполнение обязанностей. Причем, когда я говорю «контракт», то подразумеваю не юридически оформленный документ, а то согласование реальных ожиданий и реальной ситуации, которое возникает в голове у самого сотрудника.

Например, при начале работы сотруднику ставят четкое и понятное условие сдавать определенную отчетность, придерживаться регламентов и т.д. Если сотрудник, соглашаясь работать в организации, сразу принимает эти условия, а организация, в свою очередь, поддерживает такое отношение с помощью штрафов и поощрений, то серьезных проблем не возникает.

В этой ситуации, отношение к своим обязанностям сотрудник может серьезно изменить только в случае сильной усталости или при изменении корпоративной системы. Кстати, как в лучшую, так и в худшую сторону. Но это тема отдельного разговора.

Или наоборот, человек приходит на место, в котором к нему не предъявляют особых требований. И соответственно, он направляет свою энергию туда, куда ему заблагорассудится. Иногда на выполнение работы, а иногда на собственные дела и размышления о жизни. В среднем и малом бизнесе такие случаи сплошь и рядом. И этот фактор, кстати, является одним из главных препятствий при попытках построить нормальную корпоративную систему. Сотрудники, привыкшие жить в мутной воде, отчаянно сопротивляются появлению механизмов контроля.

Способы защититься от работы

Конечно, качество работы зависит и от самого человека.

Некоторые склонны выполнять и свою работу и доделывать сотни дел за другими. А другие – старательно избегают лишней нагрузки, выполняя только ту часть работы, которая поддается четкому объективному контролю руководителя. А чтобы не попасть под начальственный гнев, а еще хуже – увольнение, они используют разнообразные способы того, как защититься от работы.

В ход идут любые средства. От ложных отчетов, в которых сотрудник выглядит настоящим трудяжкой, до эмоционального давления на руководство, а иногда и прямого шантажа.

Некоторые достигают почти совершенства в деле защиты собственной персоны от служебных заданий и ответственности за их невыполнение. И они держатся на своих должностях годами. Только потому, что у руководителя замыливается взгляд. Он перестает критически оценивать таких сотрудников и просто корректирует свои ожидания в их отношении. А ведь на самом деле, к человеку, который активно занимается бездельем, должны применяться серьезные меры.

Для того чтобы вам было легче определить, кто из ваших сотрудников работает, а кто делает вид, я перечислю несколько наиболее распространенных типажей, старательно избегающих работы. Вполне возможно, что вы узнаете в них некоторых своих подчиненных и присмотритесь к их «деятельности» более внимательно.

«Агитатор»

Он рассказывает о том, что никто не умеет работать. Иногда говорит, что никто, кроме него не умеет работать, иногда просто, что никто не умеет работать. Говорит громко. Возмущается искренне. При просьбе отчитаться о работе… говорит, что никто не умеет работать.

Для обеспечения полноценной защиты, такой сотрудник выбирает небольшой участок собственной работы, который можно наиболее выгодно продемонстрировать начальству, и выполняет ее с достаточным качеством. Когда же оказывается, что все остальные участки провалены, то он сразу же заявляет о том, что «свою-то работу я сделал, а остальное не сделано потому, что никто не умеет работать».

Опасность таких сотрудников не только в том, что они не только саботируют рабочий процесс, но и прикрывают реальную картину от собственного руководителя. Который и рад бы разобраться, но с его позиции все видится так: есть один работник, который хоть как-то работает, а есть все остальные, которые вообще ничего не делают.

«Согласный»

Он всегда согласен с начальством. Делает мало. Но все наезды босса воспринимает с демонстративной благодарностью. Кивает. Соглашается. Демонстрирует энтузиазм. Но ситуацию не исправляет. Работать не начинает.

В таких случаях последствия бывают весьма грустными. Наблюдая искренний энтузиазм сотрудника, руководитель поручает ему важный участок работы и считает, что там все в порядке. Эта уверенность регулярно подкрепляется позитивными отчетами сотрудника о том, что дела идут нормально. Когда же обнаруживается, что на самом деле, все не так хорошо, «согласный» опять кивает и благодарит за критику, чем снимает агрессивные эмоции руководителя. У того же, в свою очередь, после такого сеанса психотерапии, на решительные действия сил не остается. В результате «согласный» выживает. И все повторяется заново.

«Личный бренд»

Рассказывает всем о том, какой он замечательный сотрудник. Хвалит начальство. Активно проявляет инициативу во время совещаний. После совещаний ничего не делает. На  просьбу отчитаться о своей работе… рассказывает о том, какой он замечательный сотрудник.

Наказывать такого человека руководителю трудно. Действительно, как предъявить взыскание тому, кто только что клялся тебе в вечной любви? Да и к тому же, все коллеги, которые не связаны с рабочими результатами «личного бренда», дают ему прекрасные характеристики. Ну, а недовольство остальных всегда можно объяснить. Например, сказать, что они завидуют. Таким образом «личный бренд» может довольно долго прожить в организации.

«Нытик»

Он не может работать нормально, потому, что никто не работает нормально. У него всегда есть наготове ситуация, которая ему помешала. Всегда есть «другие», которые не дали ему проявить свое рвение. И вообще, все проблемы от того, что его постоянно подставляют коллеги, подрядчики, поставщики и так далее. К тому же, у него постоянные проблемы в семье, большая часть которых связана с нехваткой денег на лекарства, детей, родителей и всех, кого он только может вспомнить.

Эта тактика не только позволяет «нытику» довольно долго продержаться на своей должности, но и серьезно выматывает нервы его руководителю. Ведь ему приходится постоянно решать дилемму – продолжать терпеть такого сотрудника и постоянно доделывая за него невыполненную работу или выгнать на улицу «несчастного» человека. В результате, руководитель предпочитает просто не замечать такого работника и меньше на него рассчитывать. А именно этого «нытик» и добивается.

«Сверхзанятый»

Он везде и нигде. То есть, он все время чем-то занят. Его телефон звонит непрерывно. В руках постоянно документы, а экран компьютера всегда занят какими-то таблицами. Он суетлив. А когда руководитель пытается ему дать задание, то он с гордым видом говорит «Мне некогда выполнять ваши распоряжения. Мне работать надо!».

Нельзя сказать, что этот типаж совсем бесполезен. Он действительно выполняет часть необходимой работы. Правда только он сам определяет, какую именно часть выполнять.

Такой сотрудник опасен тем, что создает себе имидж «незаменимого». На самом деле, руководитель им не управляет. Это он диктует свои условия руководителю. И на него начинают ориентироваться остальные. Но не в плане интенсивности работы, а в том, как шантажировать начальника. В результате, руководитель получает неподконтрольный коллектив. А бонусом – массированный саботаж любых распоряжений и тем более, изменений.

Прощаться с бездельниками?

Конечно, прощаться с ними надо. Тем более, что переделывать их в рамках вашей организации почти бесполезно. Их «контракт» не включает в себя пунктов об обязательном выполнении своей работы.

Но надо сказать, что расстаться с бездельниками не так просто, как кажется. Часто они заводят хорошие отношения в коллективе, и руководителю кажется, что если уволить такого человека, то это демотивирует остальных. Или наоборот, выглядят изгоями, которых откровенно жалко.

Они оказывают серьезное эмоциональное давление на руководителей, иногда прибегая даже к запрещенным приемам. Например, однажды я наблюдал, как сотрудник просил у босса совета как найти специалиста по неизлечимому заболеванию для своего ребенка, который, как оказалось, ничем не болел.

В общем, ту энергию, которую работоспособный сотрудник направляет на выполнение своих обязанностей, они направляют на поиск стратегии выживания в организации. Иногда это следствие недостатка способностей при завышенных амбициях. Иногда – обычной человеческой лени. Иногда – «подкоп» под руководителя. Но вне зависимости от причины, это всегда вред для рабочего процесса и карьеры начальника.

Как защититься от бездельников

Универсальный рецепт есть. Всего лишь нужно использовать объективные оценки. Откинуть эмоции.

Правда использовать этот рецепт не так просто, как может показаться. Ведь нужно правильно сфокусировать свое внимание. Отказаться от оценочных суждений. И самое главное – оценивать не человека, а результат его работы. А для этого нужно научиться ставить задачи таким образом, чтобы параметры результата не могли быть оспорены.

А пока не научитесь – терпите бездельников и их интриги.

https://vzima.ru